Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки




Сущность понятий «сенсорного развития» связано непосредственно с сенсорным воспитанием.

Сенсорное воспитание - это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта.

Сенсорное воспитание неразрывно связано с деятельностью органами чувств. Посредством ощущений и восприятия происходит чувственное познание действительности. На третьем году жизни развитие ощущений и восприятий происходит интенсивно. На основе ощущений и восприятия формируются представления о предметах, их свойствах и особенностях, сходстве и различий между предметами, становится возможным дифференцировать предметы, выделять один из множества других. Полноценные представления о предметах формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами [3;110].кур

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорные эталоны – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамки дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит правильно называть то или энное свойство. Иначе говоря – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с формой, цветом, и величиной составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности [2;4]. Кур

Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это феномен родного языка, звуковые отношения), свой - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойств. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Особую роль в сенсорном воспитании имеют упражнения. В них ребенок закрепляет свои знания, совершенствует умения использовать эти знания при решении различных задач. Сейчас много литературы по этому вопросу. Как обследовательские действия и эталоны, так и дидактические игры можно классифицировать по разным признакам: по задачам, по видам восприятия, по возрасту детей и т. д. Аналогичным образом можно рассмотреть и выявить возможности сенсорного развития детей на прогулках, в предметно-практической деятельности и т. д.

Становится, очевидно, что взрослые и в семье, и в детском учреждении, создавая условия для формирования сенсорного (чувственного) опыта, решают важнейшую задачу своевременного развития ребенка. Осуществляется эта работа путем организации зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов ближайшего окружения, игрушек и дидактических материалов [3;111].кур

Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развития конкретного образного мышления, развитием эмоциональной сферы.

Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причем основное внимание уделяется не изолированными упражнениями органов чувств, а формирование различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности [19, 258].

Итак, к трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Начиная с 3 лет, детей особое место занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Первым этапом ознакомления с цветом детей трехлетнего возраста является формирование у них представлений о цветах. В условиях общественного дошкольного воспитания этот этап может быть осуществлен в первой младшей группе. С детьми, начинающими посещать дошкольные учреждения с трех лет работа проводится в виде игр, упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений. Эти упражнения предполагают сравнение предметов по цвету, выбор одинаковых. Система упражнений включает знакомство с цветами спектра, ознакомление со свойствами предметов включает выделение свойства, путем соотнесения между собой, на более высоком уровне развития детей распознавание цвета в процессе соотнесения свойства предметов с усвоенными эталонами, в раннем детстве не ставиться задача усвоения детьми общепризнанных эталонов, обучение не включает обязательное запоминания названий отдельных цветов. Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении различных сенсорных задач важным оказывается обучение внешним приемам сопоставления объектов, например, прикладывания вплотную для распознавания цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшей группе детского сада дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу [34,28].

Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Венгер Л.А. считает, что на первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов. Исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет, как находящийся между зеленым и синим.

Венгер Л.А. утверждает, что при ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея ввиду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий допустимо, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.) [3,8]. Педагоги заметили, что усвоение названий сенсорных свойств значительно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Абстрактные слова заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику, – малышам они понятны и доступны [8,7].

В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Задачи развития детского восприятия предлагают лишь необходимость ознакомления с несколькими геометрическими фигурами, отражающими в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов, и формирование представлений об их основных разновидностях. Фигурами, с которыми должны знакомиться дети, являются квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник. Одновременно они учатся подбирать к геометрическим образцам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет можно определить его форму.

Дети трехлетнего возраста начинают устанавливать отношения по величине сначала между тремя, потом между пятью однородными предметами (в последнем случае применяются задания, в которых ребенок может расположить предметы в порядке изменения величины, опираясь на какой-либо дополнительный признак). Такое упражнение, как выбор предмета заданной величины по образцу, способствует развитию глазомера.

Важное значение имеет вопрос о целесообразности обучения детей использованию в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных, и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду е ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности. Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

Определение величины предметов происходит обычно на основании установления места, занимаемого ими в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, величина которой больше величины большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение представлений об отношениях предметов по величине заключается в постепенном переходе от освоения отношений между двумя-тремя предметами к освоению отношений многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Но специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника. Перейдем к вопросу о путях ознакомления детей с системами сенсорных эталонов. Общим моментом для разных видов эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование их названий. Это7 ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий по словесной инструкции.[стр9,10]по книге сенсорное воспитание венгера






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных