Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Как вы определите основную проблематику «Тихого Дона»?
Ведь это не просто роман, а роман-эпопея. Значит, он затрагивает очень важные общечеловеческие проблемы, связанные с народом, на фоне колоссальных исторических событий. В романе Шолохов освещает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века.. В своем произведении Шолохов рисует события в их преломлении к судьбам целого ряда героев. «Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.
Главная идея Шолохова, на мой взгляд, была показать человека в конкретный период истории. В основе романа – настоящие, документальные события: Первая мировая война, революции, гражданская война. Шолохов хотел показать трагедию одного русского характера. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия человека, которого время и обстоятельства ставят перед необходимостью резкого поворота в своей судьбе. Шолохов на примере судьбы Григория Мелехова говорит нам, что человек создан для жизни, для семьи, а не для войны. Смысл жизни, согласно автору, в труде, в любви, в детях. Лишь только пройдя противоречивый, запутанный, непростой жизненный путь, Григорий наконец осознает эту простую истину. Я думаю, Шолохов своим романом и главным его героем показал нам, каким должен быть человек – искренним, честным, решительным, способным на поступок и сильным, не ломающимся под гнетом обстоятельств.
3. В чем истоки трагедии героя?
Практическое занятие № 17. Женские судьбы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Чем можно объяснить, что в душе Григория уживаются чувство к Наталье и страсть к Аксинье? 1. Письменный анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарском (гл. 24, ч.6). 2. Чем отличаются любовь Григория и Аксиньи? Их отношения – любовь или «беззаконная страсть»?
Героиня пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную жизнь. Аксинья – замужняя женщина, которая впервые и на всю жизнь полюбила Григория. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всепоглощающем чувстве – любви к Григорию. И это, в конечном счете, привело женщину в суровых условиях Гражданской войны к трагической гибели. Любовь Григория – возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая. Для Аксиньи и самого героя их чувства – это и величайшее счастье, и тяжкий крест, трагедия. Жизнь Григория, порой равнодушного и эгоистичного, иногда не способного простить, понять, была освещена страстной, бескорыстной, самозабвенной любовью Аксиньи.
История Григория Мелехова и Аксиньи — это история трагической любви, история выгоревшей, испепеленной жизни. Любовь их — такая великая в своей страсти и взаимном стремлении, такая величественная в самой жгучей потребности любить, такая желанная в своей запретности — не приносит героям счастья, попросту не успевает реализоваться в полной мере. В последнем жизненном порыве стать на другой путь Григорий бежит из банды, забирает с собой из хутора Аксинью, но по пути на Кубань Аксинья гибнет.
3. Верно ли, что Григорий и Аксинья – жертвы своей любви-страсти?
История Григория Мелехова и Аксиньи — это история трагической любви, история выгоревшей, испепеленной жизни. Любовь их — такая великая в своей страсти и взаимном стремлении, такая величественная в самой жгучей потребности любить, такая желанная в своей запретности — не приносит героям счастья, попросту не успевает реализоваться в полной мере. В последнем жизненном порыве стать на другой путь Григорий бежит из банды, забирает с собой из хутора Аксинью, но по пути на Кубань Аксинья гибнет.
Это из ряда вон выходящее чувство. Причем отношения героев почти лишены романтики в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь» 4. Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи? Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной».
Наталья – воплощение дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню.
У Аксиньи нет ни детей, ни родни. Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьию, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его.
Практическое занятие № 18. Гуманизм М. Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора. 1. Письменный анализ гл. 18 восьмой части. Выписать предложения, характеризующие «мысль семейную и идею Дома».
«…длинными зимними ночами тоска воспоминаний одолевала его. Он подолгу ворочался на нарах и не мог заснуть. Днем никто из жильцов землянки не слышал от него ни слова жалобы, но по ночам он часто просыпался, вздрагивая, проводил рукою по лицу - щеки его и отросшая за полгода густая борода были мокры от слез».
«И Григорий, впервые за все время своего пребывания в лесу, чуть приметно улыбнулся: «Домой»».
«крупно зашагал к дому»
И вот Мелехов видит сына – Мишку: «Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово: «Сынок... сынок...»».
2. Языковая стихия в «Тихом Доне».
Язык романа-эпопеи «Тихий Дон» самобытен и уникален. Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить казачий уклад, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Исследованию литературного стиля Шолохова посвящено много работ, но использование в романе «Тихий Дон» фразеологизмов и слов-символов ранее не рассматривалось, что и определяет актуальность данной работы.
Язык романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» неординарен и метафоричен. При этом с метафоричностью сочетается простота синтаксиса, текст написан преимущественно короткими, простыми предложениями. В нем широко используется диалектная (казачья) лексика, просторечия. В романе активно используются фразеологизмы и фразеологические обороты, преимущественно «казачьих» персонажей. Шолохов использует все типы фразеологических оборотов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания и фразеологические выражения. Часто употребляются фразеологизированные обороты (особенно просторечные) и просторечные фразеологизмы. В романе преобладают исконные, разговорно-бытовые обороты. Обороты, заимствованные из других языков, практически не встречаются. М. А. Шолохов в своем романе активно использует слова-символы, при этом можно выделить слова-символы, используемые казаками, «красными» и «белыми». Это выгодно отличает его от других советских писателей того времени. 3. Своеобразие и роль пейзажа в романе.
Шолоховские пейзажи щедры переливами интонаций и разностью настроений, щедростью цветовой гаммы, уникальностью художественных деталей, языковым своеобразием. Они удивляют глубиной идейной связи с сюжетом, синтезом эпического и лирического начал. Пейзажи в «Тихом Доне» динамичны. Автор показывает все протекающие в природе изменения, переходы от зимы к весне, от пробуждения ко сну, от дня к ночи, от цветения к увяданию. Первые же главы романа поражают удивительной мощью природных красок. Перед читателем предстает неприрученная, первозданная природа: бескрайние поля, золотые, набухающие зерном колосья, царственный Дон, величественная степь...
Не один раз писатель рисует смену времен года, но тем не менее похожие картины природы все же не повторяют друг друга, они только пробуждают мысль о вечности бытия, о повторяемости жизни и ее неиссякаемой вечности. Не раз в пейзажном описании возникает образ степи. Он занимает в романе особое место и воплощает народное представление о степи-матушке, матушке-кормилице. Зацветает и увядает степь. Этот образ, как и образ Дона несет в себе идею вечности, бесконечного обновления жизни.
Пейзаж Шолохова создает картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущем вдалеке, морозный сизый туман. Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен.
Сполна и мастерски Михаил Шолохов характеризует внутренний мир героев через явления природы. Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает их настроение, сердечные бури и штили. Описание «снежной громадины, влекомой вниз из-за единственного толчка, сокрушающего все на своем пути» параллельно описанию много лет не проявлявшегося чувства в Аксиньи, которое вдруг прорывается при единственной встрече с Григорием. К концу романа сила чувства Мелехова и степень ощущения им потери описывается как «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Неторопливое течение жизни на хуторе подчинено ритму, заданному природой: сев, покос, уборка урожая. Казаки — землепашцы, труженики — испытывают особую радость от общения с землей, труда на лугу, в поле. В эпизоде сенокоса они в яркой одежде, в разговорах незамысловатый юмор, на лицах улыбки. Шолохов подчеркивает общее приподнятое настроение, ощущение праздника.
4. Сопоставление романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Шолохов не раз сравнивает «величаво распростертое» голубое небо, полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства, что сродни с мотивом бесконечного неба с медленно плывущими облаками в романе эпопеи Льва Николаевича Толстова «Война и мир»
Григорий Мелехов - главный герой великого литературного произведения о судьбе земледельца, его жизни, борьбе, психологии. Образ Григория, «мужика-хлебороба в мундире» (по выражению А.Серафимовича), образ огромной обобщающей силы при ярко выраженной цельной, глубоко положительной индивидуальности героя, встал в ряд значительнейших в мировой литературе, таких, как, например, Андрей Болконский.
Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В центре романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время Первой мировой и Гражданской войн. Психология человека на войне раскрывается в каждом из этих произведений.
В обоих произведениях отражено народное отношение к войне: у Л. Толстого — общенародное, у М. Шолохова — в его казачьем варианте.
И Л. Толстого, и М. Шолохова глубоко волнует вопрос о человечности на войне.
5. Каким настроением проникнут у Шолохова разговор героя с сыном? В чем его символизм?
Шолохов как бы между делом пишет такую фразу: «крупно зашагал к дому». Большой смысл вложен в эти слова. Чувства просто переполняют героя, он не в силах даже вымолвить все то, что чувствует в этот момент. И вот Мелехов видит сына – Мишку: «Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово: «Сынок... сынок...»». Встреча отца и сына состоялась – Григорий не обращая внимания на слова, а точнее, их отсутствие, окружил сына лаской и заботой, которых так не хватало все это время ребёнку.
Идея, которую выразил автор в этом эпизоде, состоит в том, чтобы показать душевные искания героя, его внутренние переживания, показать Мелехова «человеком». 6. Каково описание природы в финале «Тихого Дона». Какова роль подтаявшего льда в этом описании?
| Картина природы, введенная в повествование, проясняет изображаемые характеры людей, человеческие отношения, события. Что касается эпизода, то вот какое описание он содержит: «У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели. Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему».
Шолохов мастерски показывает не только мысли Григория. Со всей силой писательского вдохновения он описывает и его маленького сына: «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза»; «По-прежнему не глядя на отца». Несмотря на эти негативные моменты, Григорий счастлив. Его мечта сбылась – он дома, с ним сын, и это уже достаточно много значит для него. Теперь герою не страшен тот огромный и страшный мир, который и так отнял у него многих, дорогих сердцу людей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|