Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная ответственность бизнеса с точки зрения традиционных российских религий

 

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения.

Согласно исследованию Левады-Центра на ноябрь 2012 года, процент верующих в России распределился следующим образом:

1. православие — 74 %

2. ислам — 7 %

3. буддизм — <1 %

4. иудаизм — 1 %

5. ни к какому вероисповеданию — 10 %

Как видно из исследования, абсолютное большинство россиян относят себя к тому или иному религиозному течению. Любая религия включает в себя как вопросы веры - символы, понятия, богословские системы и т.д., так и практики - ритуалы, право, регламентация жизни, своеобразный подход к труду, творчеству и т.д.

Своеобразное понимание той или иной религией вопросов бытия непосредственно влияет на ее отношение к труду, собственности и предпринимательству. Оно, в свою очередь, перекликается с понятием трудовой этики - отношения людей к труду, запечатленного в комплексе моральных ценностей и норм, воплощенного в категориях и образцах культуры и выраженного в человеческом поведении, прежде всего в сфере трудовой деятельности» [1].

При этом и религиозные, и правовые, и моральные нормы рассматривают не только обязанности работников, но и определённую меру ответственности работодателя по отношению к ним – вопрос, который в рамках господствующего в наше время капиталистического общества, как правило, не обсуждается (главенствует принцип «каждый за себя, никто никому ничего не должен»).

Итак, что же говорят традиционные для России религии – православие, ислам, буддизм и иудаизм – об этой ответственности?

Смысл православной этики труда вытекает из того, что человеческая жизнь служит разумной, достойной цели. Им руководит не случайный произвол, а проникающее во все стороны жизни единое высшее начало — Бог.

Среди её основополагающих принципов можно отметить обращение к общественно-полезным, социально-значимым делам и отказ от труда небогоугодного. Небогоугодным становится труд, который направлен на то, чтобы удовлетворять греховные страсти человека. К такому труду относятся, например, труды, положенные на производство и распространение табака, наркотиков, секс-индустрию и т.п. Труд богоугодный всегда направлен на пользу отдельного человека и общества в целом. Поэтому Православная этика труда предписывает предпринимателям обращать своё внимание на социально-значимые проекты, даже если при этом они теряют часть своей прибыли. Тем более что прибыль для человека, живущего по Православной этике труда никогда не будет стоять во главе угла, а являться лишь одной (не главенствующей) из составляющих процесса. Прибыль значима только тогда, когда обеспечена чистой совестью.

Другой принцип предполагает бережное отношение к природе и ресурсам. В том числе и к полученным материальным благам. Вместе с бережливостью православная трудовая этика учит употреблению своего богатства на благо ближнего, милосердию и благотворительности.

В Писании подчёркивается, что работник вправе пользоваться плодами своего труда: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1 Кор. 9. 7,10). Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом: «Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его... чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24. 14-15); «Горе тому, кто... заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иер. 22. 13); «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5. 4).

Сегодняшние российские предприниматели - разноликая, неоднородная социальная группа с различными нравственными и гражданскими позициями. Во многих случаях предпринимательская культура включает в себя этические идеалы цивилизованного предпринимателя. Однако социологические исследования показывают, что на словах предприниматели тяготеют к цивилизованному бизнесу, а на деле проявляют патриархальные традиции. При оценке качеств российских предпринимателей населением и экспертами давались положительные оценки деловых качеств и отрицательные характеристики морального облика бизнесменов. В результате исследования ценностей, на которые ориентируются сами предприниматели, оказалось, что доминируют личные ценности – самореализация, материальный успех, благополучие родных. Данные показывают, что христианские ценности не занимают доминирующего положения, утеряна позиция предпринимателя-патриота. В данной реальной ситуации православная этика труда возможно и займет определенное место, но это покажет будущее.

Главенствующее положение в исламской экономической модели занимает принцип справедливости. В исламе прописаны правила, касающиеся отношений работодателя и работника: работник имеет право на «справедливое» вознаграждение за свой вклад в производство, эксплуатация (т.е. неоплачиваемый труд) работодателем своего работника является противозаконной.

Теоретически можно было бы предположить, что «справедливое» вознаграждение должно быть равно стоимости вклада работника в производство. Однако ее размер сложно установить, и практически он не имел бы существенного значения при регулировании заработной платы. Тем не менее, есть ряд хадисов, из которых можно сделать вывод о качественном уровне «минимального» и «идеального» вознаграждения.

Из них явно следует, что «минимальная» зарплата должна позволить работнику приобретать доброкачественную пищу в разумном количестве и одежду для себя и своей семьи, не надрываясь при этом от тяжести труда. Сподвижники Пророка считали это минимумом, необходимым для поддержания духовности мусульманского общества. Тут можно провести параллель с действующим сегодня минимальным размером оплаты труда (МРОТ) с одной лишь оговоркой - во времена Пророка отсутствовала инфляция, да и МРОТ не разнился в зависимости от региона.

Ислам требует, чтобы работников не заставляли трудиться сверх сил и в тяжелых условиях так, что это подрывало бы их здоровье и способность пользоваться доходом, или шло в ущерб их семейной жизни. Если работникам поручают выполнить непосильную для них задачу, им следует предоставить помощь, достаточную для того, чтобы они справились с этой работой без серьезного напряжения.

Если внимательно изучить Коран, Сунну Пророка Мухаммада, то мы увидим, что необходимость оптимального режима работы, создание соответствующих условий труда, меры с целью предупреждения травматизма на производстве – все это находится в полном соответствии с духом исламского учения. Именно такое отношение ожидается от работодателя к работникам.

Говоря об обязанностях нанимателя, Будда отмечал, что он должен предоставлять наемному трудящемуся работу, соотносящуюся с его физическими и умственными силами – работу, которую он сможет выполнять, не причиняя себе вреда.

Во-вторых, наниматель должен обеспечивать работника достаточным количеством пищи и денег. Таков обычай, существующий до сих пор в некоторых частях Индии. Принцип заключается в том, чтобы давать пищу и деньги, достаточные не только для продолжения работы, но и для обеспечения работнику полной и достойной жизни. Между количеством выполняемой работы и оплатой не должно быть никакой связи. Даже если наемный работник силен и здоров, и его производительность огромна, ему не нужно платить больше, чем его более слабым или даже ленивым собратьям, он должен только получить то, в чем нуждается, в порядке вознаграждения. Мы привыкли считать, что нужно награждать человека за упорную работу и наказывать тех, кто недовыполняет свою норму: сколько работы сделано, столько денег и получено. Но, хотя это и эффективный стимул для изобретательности и предприимчивости, в идеале буддист должен находить этот стимул где-то еще. Если стимулом труда выступает жадность, то человек лишь подпитывает этим загрязнение своего ума.

В-третьих, Будда учил, что наниматель должен обеспечить наемному работнику медицинский уход и поддерживать его в старости. В наши дни этот принцип реализуется пенсиями, страховками, пособиями и т.п.

Наконец, в-четвертых, работодатель должен делиться с наемным работником любой добавочной прибылью, которую он получает. Данная идея реализуется в форме схем бонусов.

Ещё задолго до появления профсоюзов традиционное иудейское право определило основы производственных отношений.

Согласно еврейскому закону, отношения между работником и работодателем рассматриваются как контракт. Его нарушение приравнивается к совершению греха - «Кто задерживает плату наемника, нарушает пять запретов: «не обижай», «не грабительствуй», «плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра», «в тот же день отдай плату его» и «чтобы солнце не зашло, ибо он беден», – говорится в трактатах Талмуда [4]. Поэтому работодатель обязан вовремя выплачивать заработную плату своим работникам.

Считается, что занятый множеством дел хозяин может ошибиться при расчёте. Поэтому если в конце дня работники получили плату, а один из них говорит, что ему не заплатили, и клянётся в этом - хозяин обязан заплатить, даже если считает, что уплатил ему вместе со всеми.

Работнику строго запрещено использовать рабочее время для сторонних занятий – это равносильно грабежу. В свою очередь, работодатель не может заставить работника трудиться больше времени, оговорённого контрактом.

Работодатель обязан уважать местные традиции и обычаи. Например – кормить работников обедом там, где это принято.

Подводя итог, хотелось бы сказать о следующем. В 1991 году пал Советский Союз. Россия, как его правопреемница, встала на демократические рельсы. Резко изменилось отношение власти к религиозному вопросу – быть верующим внезапно стало «выгодно». Люди, имевшие весьма отдалённое представление о христианстве, о буддизме и др. религиозных течениях внезапно объявили себя их приверженцами: политик может сыграть на чувствах верующих и получить поддержку той или иной конфессии, а нечестный бизнесмен – прикрываться имиджем порядочного и глубоко-верующего человека.

Всё это является как признаком глубокого обмирщения российского общества, так и упадком системы образования: Советский Союз, будучи атеистическим государством, готовил творцов – воспитание, образование и моральный облик человека ставились во главе угла.

Нынешняя система образования нацелена на подготовку общества потребления: потребитель не обязан иметь высокие моральные принципы, ему вовсе не обязательно быть образованным, честным, порядочным, не нужно иметь собственное развитое мировоззрение. Главные задачи такого человека – не творить и не созидать. Он должен лишь работать, зарабатывать и тратить, ни о чём более не задумываясь.

В связи с этим становятся очевидными необходимые шаги для предотвращения дальнейшего разложения общества: кардинальная смена курса в системе образования, миссионерская и просветительская работа со стороны религиозных организаций, координация работы средств массовой информации. Только этими действиями российское общество сможет выбраться из той «ямы», в которую оно старательно загонялось последние 25 лет.

 

 

Список литературы:

1. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (материалы «круглого стола»). // «Вопросы философии». 1992. №1. С.З.

2. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

4. Трактат Бава Мециа // Талмуд. Мишна и Тосефта /критический перевод Н. Переферковича/ Т. 2. (Книга 1 и 2). – М.: Издатель Л. Городецкий, 2006. С. 133.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перевод с английского Александры Фоминой и Марии Мамыко | Схема анализа внеклассного мероприятия


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных