Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие психологической службы.




Понятие психологической службы.

Нет однозначного понимания. Есть два наиболее общих определения.

1. Психологическая служба – психологическое обеспечение различных социальных сфер (здравоохранение, производство и тд.), создавая особую сферу психологических услуг. Система практического использования психологи для решения комплексных задач: экспертиза, диагностика, консультация. По сути это вся сфера практической психологии.

2. Психологическая служба - система специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь людям, которым в ней нуждается. Основные цели - оказание психологической помощи людям и обеспечения удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.

Цели

Система специальных мероприятий, направленных на 1. смягчение, преодоления трудностей у человека или группы, 2. сохранение, адаптация, 3. рост и развитие личности.

Совместная работа личности психолога и клиента.

Задачи психологической службы(зависят от сферы деятельности)

-Сопровождение специалистов
-Отбор кадров
-Профилактика
-Диагностический мониторинг
-Реабилитация
-Экстремальная помощь
-Анализ интернет-ресурсов
-Обучение
-Анализ взаимоотношений

 

3. Виды и направления психологической помощи.

Понятие психологической службы.

Нет однозначного понимания. Есть два наиболее общих определения.

1. Психологическая служба – психологическое обеспечение различных социальных сфер (здравоохранение, производство и тд.), создавая особую сферу психологических услуг. Система практического использования психологи для решения комплексных задач: экспертиза, диагностика, консультация. По сути это вся сфера практической психологии.

2. Психологическая служба - система специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь людям, которым в ней нуждается. Основные цели - оказание психологической помощи людям и обеспечения удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение; Три вида профилактики: 1. первичная (например, по формированию жизненных навыков у детей, например, чтоб не стать наркоманом), 2. вторичная (проблема уже есть, нужно избавиться, восстановиться прежний уровень функционирования), 3. третичная (проблема убрана, нужно реадаптироваться).
2) психологическое консультирование;
3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

4. Принципы и условия оказания психологической помощи

Принципы оказания психологической помощи

Психологическая помощь оказывается на основе принципов:

законности;

уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;

добровольности получения психологической помощи;

доступности получения психологической помощи;

конфиденциальности;

научной обоснованности;

профессионализма.

Условия:

Психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – также с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;

в случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения;

несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;

при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.

 

 

5. Нормативно-правовое РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и иными государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами, в пределах их полномочий.

 

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в сфере оказания психологической помощи, координирует деятельность государственных органов в данной сфере, определяет в части, не урегулированной настоящим Законом и иными законодательными актами, порядок и условия оказания психологической помощи.

 

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:

проводит государственную политику, за исключением государственной политики в сфере оказания психологической помощи в системе образования;

осуществляет выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию психологической помощи;

вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;

осуществляет совместно с Министерством образования Республики Беларусь методологическое руководство;

развивает международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Министерство образования Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:

проводит государственную политику в системе образования;

вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;

осуществляет совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь методологическое руководство;

осуществляет методологическое руководство в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов;

развивает международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, реализуют государственную политику в сфере оказания психологической помощи в пределах своих полномочий.

 

В целях обеспечения координации деятельности государственных органов в сфере оказания психологической помощи Советом Министров Республики Беларусь создается Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи.

Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи является консультативным органом. Положение о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.

 

 

6.Подготовка психолога. Личностные качества психолога. Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. Теоретические компоненты проф. подготовки психолога: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Специалист должен обладать и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Специалист должен быть личностью. Личные качества: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность, самосознание и рефлексия. Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека». Эмоциональная теплота-предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно.Однако всегда существует риск встретить человека, который воспримет это как проявление слабости. Позитивное отношение. Равнозначно термину, который ввел Карл Роджерс, — «безусловное позитивное отношение». Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом. Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда безошибочно отличают искренность от фальши, поскольку искренность — это, прежде всего, чистота намерения. Чувство юмора- оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенным. Конкретность. Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека) не интерпретируя ска-эанное, а проясняя его. Самосознание и рефлексия. Самосознание — «переживание единства и специфичности Я как существа» наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия — «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения». Именно благодаря соединению данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств.

7. Профессиональная этика психолога

Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется по запросу этого гражданина или его законного представителя, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.

Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:

органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;

руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;

руководителей государственных организаций здравоохранения, оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи;

руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся (воспитанников) этих учреждений;

научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.

Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.

 

Типология клиентов

Успешность консультативного процесса во многом зависит от понимания консультантом позиции клиента в консультативном процессе. Существование трех базовых видов отношения клиентов к психологическому консультированию выделено А.А. Бодолевым и В.В. Сталиным:
1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента:
а) адекватная ориентация - клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), он не сомневается в профессиональной компетентности консультанта, готов сотрудничать, доверяет учреждению, в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;
б) неадекватная ориентация - клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности консультанта ("Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всем и сразу помочь").
2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента:
а) тип клиента: "обаятельный рантье" - откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту - это тот некий психологический капитал, за который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определенные "проценты" в виде, во-первых, "переложения" своей ответственности за консультирование "на плечи" консультанта, и в виде других подобного рода психологических выгод (феномен "вторичной выгоды");
б) тип клиента "требовательный рантье" - клиент хочет получить "причитающийся" ему некий социально-психологический "процент" от самой клиентской позиции посетителя консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нем "заботятся", оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют помощь именно ему и т.д.
3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента.
Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается прежде всего в контексте взаимодействия клиента с консультантом ("Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь"). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает с заметным оживлением, но при этом выдвигает новые "экзаменационные вопросы". Таким образом, клиент как бы социально-психологически "играет в консультирование". Такой клиент относится к консультированию несерьезно.
На зависимость успешного решения поставленных в консультировании задач от типа клиента указывают также Стив де Шазер, И. Ким Берг, Ева Липчик, которые выделяют следующие типы клиентов:
"Посетитель" - как правило такого клиента направляют к психологу- консультанту, он приходит не по своей воле, своих проблем не видит или видит, но как отражение мнения других людей. Он отбывает повинность на консультации.
"Жалобщик" - винит во всех своих неудачах и проблемах окружающих, судьбу, обстоятельства. Он может охотно приходить на консультацию и охотно рассказывать о своих проблемах. Однако изменений он ожидает прежде всего от других людей, в его представлении, если изменятся окружающие, то в его жизни все наладится.
"Клиент" - знает, что у него есть проблемы, имеет представление о том, что ему хотелось бы изменить в себе самом и своей жизни, обладает довольно сильным желанием активно действовать.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных