Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техники воздействия




Интерпретация – главный метод среди всех техник воздействия. Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу консультант. Интерпретация используется нечасто, 2-3 за одну консультацию. Это вызов точке зрения клиента, поэтому «передозировка» ведет к сопротивлению клиента.

Директива – самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять.

Конфронтация – сложный метод, который включает в себя пересказ, интерпретацию и другие микротехники. При конфронтации клиент ставится перед фактом, что он говорит не то, что думает, и делает не то, что говорит.

Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента.

 

 

21. Структурные модели процесса консультирования.

Большинство моделей психологического консультирования – это либо эклектические, либо интегративные модели. Различаясь длительностью и подробностью описания разных стадий, они могут быть сведены к одной модели, отражающей большинство из них. На наш взгляд, такой моделью является модель принятия решений. В отечественной консультативной литературе она имеет многолетний опыт использования (например, в работах Г.С.Абрамовой). Однако целесообразно привести и другие модели, находящие отражение в литературе по консультированию.

1.Эклектическая модель (Б. Джилленд и сотрудники) является системной моделью. Она охватывает 6 стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1.Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия. Главной задачей психолога является внимательное выслушивание клиента, говорящего о своих трудностях, и проявление искренности, эмпатии, без использования оценок и манипулирования. Психолог поощряет клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксирует его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2.Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания проблемы. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3.Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

4.Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком долгого времени; другие могут быть решены частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздействия. Следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5.Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6.Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям. (цит. По Р.Кочунасу).

 

 

22. Критерии эффективности консультативной беседы

1) Интенциональность – то количество направлений, которые можно предложить клиенту для его развития. Он должен обозначать те линии развития, которые предполагают возможности, которые появились и пути реализации.

2) Индивидуальная культуральная эмпатия – изменился ли взгляд клиента на какие-то вещи, на то, что другого человека надо уважать.

3) Навыки наблюдения – консультант обязан наблюдать.

· Навык отражения вербального \ невербального языка.

· Способность выделить ключевые слова.

· Способность выделять противоречия.

4) Владение способами целенаправленного воздействия на клиента.

5) Принятие решений – клиента необходимо подвести к принятию решений.

6) Подбор окружения для роста и развития клиента. Относится к групповому консультированию.

7) Интеграция (обобщение).

Характеризует психолога как специалиста и умеющего объединять методы, качества и конструкции в единой консультативной беседе, которая способна вызвать позитивные сдвиги.

 

24. Основные теоретические положения поведенческого подхода.

Основоположниками радикального бихевиоризма были Дж. Уотсон и В.Ф. Скиннер, который развил идеи Торндайка. Главная задача психолога–бихевиориста - помочь изменению неэффективного, неадаптивного поведения клиента. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия последнего с целью их изменения. Бихевиоральный анализ основан на следующих конструкциях:

1) Установление отношений между психологом и клиентом. Психологи-бихевиористы демонстрируют высокий уровень эмпатии, внутренней гармоничности и способности к контакту, а также теплоту и уважение к клиенту. Психологи этого направления отличаются внутренней силой, а также умением устанавливать раппорт, устанавливать взаимопонимание, тщательно выстраивать структуру интервью. Они объясняют клиенту основные технические приемы и их смысл, вследствие чего клиент принимает активное участие в процессе консультирования.

2) Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист в наиболее организованной (по сравнению с другими направлениями) форме занимается сбором информации о клиенте. Общее представление о проблеме клиента в терминах бихевиоризма - это знание того, как клиент себя ведет. Жизнь клиента рассматривается как цепь отдельных поступков. Психолог работает с "тем, что есть", что можно увидеть в реальном поведении клиента, и что можно изменить благодаря научному планированию.

3) Понимание всего контекста проблемы через функциональный анализ. Второй задачей психолога - бихевиориста является установление понимания того, как клиент ведет себя в "естественном окружении". В рамках бихевиоризма анализ проводится по трехступенчатой модели:

1) предыстория;

2) результирующий поступок;

3) последствия такого поведения.

Устанавливая причинно-следственные связи, психолог приходит к пониманию последовательности событий, лежащих в основе поведения клиента, то есть к пониманию функциональной картины. Исходя из функциональной картины, психолог разрабатывает программу изменения картины событий. Цель любого функционального анализа - разобраться в системе поощрений клиента, таких как внимание, одобрение, деньги, еда, материальные ценности, привязанность, признание. Нельзя забывать о наказаниях, одним из которых является игнорирование человека.

4) Установление социально важных целей для клиента. На этой стадии психолог вместе с клиентом вырабатывают конкретные и достижимые цели. Нужно строить конкретные планы на будущее, ставить определенные цели: научиться плавать, изучить иностранный язык, найти работу. Психолог-бихевиорист не будет использовать в своей работе такое широкое понятие, как "страх", а разобьет его на наблюдаемые, конкретные единицы поведения, и будет учить клиента поступать так, чтобы их жизнь стала более успешной и счастливой.

Психолог акцентирует внимание на конкретных действиях и поступках. Клиент должен делать что-то конкретное: видимое, слышимое, ощущаемое.

 

25. Психодинамическое направление психотерапии.

Психодинамический подход - это подход, согласно которому видимые человеку происходящие в его психике процессы определяются не внешними обстоятельствами, не разумом или волей человека, а

Психодинамический подход исходит из предположения, что в психике человека есть собственные движения и взаимодействия энергий, не сводимые к физиологическим или социальным влияниям.

В психодинамическом подходе работали К. Юнг, А.Адлер, О.Ранк, Г.Салливан, К.Хорни, Э.Фромм и очень многие другие. Сегодня в практической психологии в рамках этих подходов работают (среди наиболее известных школ и направлений) трансактный анализ, психодрама (как ее разновидность - системные расстановки) и телесно-ориентированная психотерапия. Стремление к превосходству, комплекс неполноценности - это также понятия психодинамического подхода. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на психологии отношений В.Н.Мясищева - разновидность психодинамической психотерапии.Экзистенциально-гуманистическая психотерапия - аналогично. Если перечислять все школы и направления, то список следующий →

Психодинамический подход не всегда дает четкие ответы о причинах происходящего и закономерностях протекания, нередко нас устраивают общие указания на направления поиска таких механизмов. Психодинамический подход допускает, что какие-то моменты нашего поведения в принципе не могут получить простых объяснений.

 

 

26. Суггестивные техники. Исторические предпосылки возникновения суггестивных техник.

Собирательным названием "суггестивные техники" обозначают такие разновидности психотерапевтического вмешательства, при которых используют внушение (суггестию). Внушение представляет собой имплантацию психических состояний без участия воли и ясного сознания реципиента и рассматривается как крайне мощный фактор воздействия на поведение. Различают собственно внушение (гетеросуггестию), производимое другим лицом, и самовнушение (аутосуггестию: самовнушение по Э.Куэ, В.М.Бехтереву; аутогенная тренировка по И.Шульцу и др.). Внушение, вызванное каким-либо процессом, действием, называется реальным. А внушение, вызванное же с помощью слов - вербальным. Различают также прямое внушение и внушение, опосредованное некоторым предметом - косвенное внушение. В терапевтических целях внушение может проводиться в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии (гипнотерапия), а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна. Эффективность внушения основана на эксплуатации аффекта, позволяющего внушающему (суггестору) обойти сознание, или на систематическом подавлении воли реципиента (суггеренда). Способность суггеренда к критическому анализу подаваемой в процессе внушения информации снижается и, соответственно, внушаемость повышается в измененных состояниях сознания (просоночное состояние, гипноз), а также при состояниях, сопровождающихся выраженной астенизацией, у лиц с выраженными истероидными чертами, у лиц, страдающих алкоголизмом, несколько меньше - у лиц с наркотической зависимостью. Внушаемость повышается в условиях стресса - в ситуациях с повышенной неопределенностью, при явной угрозе, в толпе или группе, при длительном воздействии монотонных раздражителей, при воздействии неожиданного раздражителя или при внезапном изменении ситуации. Способность к критическому анализу информации обычно понижена (и соответственно, повышена внушаемость) у лиц со сниженной самооценкой, эмоциональной, социальной и интеллектуальной незрелостью, а также у детей, солдат и спортсменов, привыкших к подчинению внешней дисциплине. Строевая муштра, формирующая пассивную подчиняемость солдата, обеспечивает эффективность боевого приказа: солдат идет и убивает - таков, по мнению В.М.Бехтерева, механизм поведения солдат на войне. На внушении во многом основано влияние родителей на детей, учителя на учеников, начальника на подчиненных. Косвенное внушение является основой известного плацебо-эффекта: применение биологически сравнительно нейтрального вещества (например, тимоловая маска по Я.Л.Шрайбергу) может приводить к выраженному позитивному результату, если оно сопровождается внушением об ожидаемой эффективности назначенного препарата. Известно, что тщательное, соблюдение ритуала при назначении банальных лекарств, сопровождение выдачи рецепта подробными и обстоятельными указаниями на порядок приема лекарства и ожидаемые эффекты значительно повышают эффективность лекарственной терапии. Внушение в состоянии бодрствования, в принципе, сопровождает собой любое психотерапевтическое вмешательство. В техническом смысле оно показано при любых формах расстройств невротического уровня, как дополнительное средство при коррекции неадаптивного поведения, особенно у детей и у лиц с повышенной внушаемостью. Возможно применение повторения формулы внушения несколько раз в не вызывающем сомнений тоне, допустимо сопровождать произнесение формулы прикосновениями, фиксирующими внимание пациента на факте или содержании формулы внушения.

 

 

27. Нейролингвистическое программирование как разновидность словесной суггестии.

Нейролингвистическое программирование (также нейро-лингвистическое программирование, НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии[1][2], не признаваемое академическим сообществом, основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью[3][4].

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно двумя людьми — Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и1970-е годы.

В основу НЛП легла техника копирования вербального и невербального поведения трех психотерапевтов: Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз)[24].

Общие сведения

Основываясь на языковых шаблонах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов[25], практикующие нейролингвистическое программирование считают, что нашу субъективную реальность определяют убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы[25][26][27]. Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта»[28][29]. Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное илидисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять. НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности:продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении. Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.

Философская база

НЛП эклектично и фокусируется на вопросе «что работает». По этому вопросу Дракмэн отмечает[31]:

Система эта была разработана при ответе на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того, чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории и практики, Бендлер и Гриндер обратились к анализу того, что делали эти психотерапевты на наблюдаемом уровне, категоризировали это и применяли категории в виде общих моделей межличностного влияния. НЛП пытается научить людей наблюдать, делать предположения и реагировать на людей так же, как те три крайне эффективных психотерапевта.

 

28. Групповая психотерапия. Формирование терапевтических групп.

Групповая психотерапия была введена в практику психологической помощи в 1932 году Дж.Морено, а через 10 лет уже существовали журнал по групповой психотерапии и профессиональная организация групповых психотерапевтов.

Под групповой психотерапией понимают такой метод психотерапии, при котором одновременно оказывается помощь нескольким клиентам. Появление групповой психотерапии обусловлена, по мнению Морено, недостаточным количеством психотерапевтов и значительной экономией времени [46].

Первым методом групповой психотерапии была психодрама.

В 40-х годах появляются Т-группы (К.Левин), предусматривающие формирование межличностных отношений и изучение процессов в малых группах и в их разновидности — группе сенситивности.

Сегодня эти группы трансформировались в группы, которые развивают специальные умения и группы личностного развития или группы встреч.

Психотерапевтические группы — это небольшие временные объединения людей под руководством психолога или социального работника, которые имеют общую цель межличностного исследования, личностного роста и самораскрытия.

Это группы, в которых происходит целостный глубинный развитие личности и самоактуализация здорового человека, ускоряется процесс его психического созревания.

Зависимости от общей цели группа имеет относительно четкую иерархическую структуру. Один из членов психотерапевтической группы выступает в роли лидера, остальные находятся в роли подчиненных. Эта структура может изменяться в зависимости от целей психотерапии. Общие цели в сочетании с потребностями отдельных членов группы определяют групповые нормы, т.е. формы и стиль поведения всех участников группы.

Стоит, по мнению Лемкуля, отличать групповой тренинг и работу с группой от собственно групповой психотерапии. Ремшмидт объясняет это так: «Групповой тренинг сконцентрирован на преодолении определенных нарушений поведения и требует высокой структурированности (целенаправленные упражнения, жесткий терапевтический план), при групповой психотерапии говорится о получении эмоционального опыта и достижения интрапсихичних изменений, при этом степень структурирования малый» [46].

Все формы групповой терапии применяют преимущественно вербальные методы, а также методы, ориентированные на действие или бихевиоральные методы. В последнее время все большее значение приобретают подходы, ориентированные на деятельность. Они содержат терапевтические элементы и основные принципы обоих указанных выше методов, но отличаются от них акцентом на активную деятельность и проведение групповых упражнений.

Успешность групповой психокоррекции и психотерапии во многом зависит от личности руководителя (тренера группы). Руководитель группы выполняет, как правило, четыре роли: эксперта, катализатора, дирижера и образцового участника. То есть он комментирует групповые процессы, помогает участникам объективно оценивать свое поведение и ее влияние на ситуацию; способствует развитию событий; выравнивает взносы каждого участника группового взаимодействия; открытый и аутентичный

 

 

29. Семейная психотерапия. Правила и особенности психологической помощи семье.

Психологическая помощь семье — широкое понятие, включающее в себя многообразные теоретические и практические направления. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях.

По ориентированности психологическая помощь может оказываться: а) одному члену семьи в связи с проблемами; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ребенку или подростку.

По своему характеру помощь может состоять: а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка (направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Можно выделить следующие виды психологической помощи семье.

Информирование. Психолог может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о воз-растно-психологических особенностях развития личности, а также о возможности получения дополнительной помощи у других специалистов.

Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психологическое консультирование — процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия в мире. Данный вид психологической помощи предполагает работу с одним из членов семьи и базируется на идее М. Боу-эна о том, что изменения даже одного члена семьи приводят к изменениям всей системы внутрисемейных отношений.

Консультирование (психотерапия) супружеской пары. Данный вид психологической помощи представляет собой работу с супружеской парой и направлен на оптимизацию взаимодействия между брачными партнерами.

Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар. Этот вид работы предполагает объединение в группу нескольких супружеских пар с целью получения поддержки и проработки супружеских проблем.

Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом. Групповое семейное консультирование (психотерапия). Данный вид психологической помощи предполагает организацию работы двух типов групп: гомогенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принимающих форму совместных занятий родительских и детских групп. Эти виды помощи нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемеином общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни кого-либо из членов семьи, а как закономерное, хотя – и негативное, следствие развития членов семьи и семьи в целом. Психологическая модель помощи семье предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту помочь семье и ее членам. Эта помощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты порождают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь, порождают конфликтное общение.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных