Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тематика практических занятий




№ п/п Тема Содержание темы занятия
    Тема 3. Связь развития языка с развитием общества. Специфика обслуживания языком общества. Роль общества в создании и формировании языка.
  Тема 4. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Виды языковой ситуации. Многоязычие и билингвизм. Виды билингвизма. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе: проблема выбора государственного языка, перспективы сохранения языков малых народов. Опыт решения этих проблем в различных регионах мира. Языковая ситуация в странах распространения изучаемого языка. Общенациональный язык как система социолингвистических подсистем. Понятие литературного языка в русской и зарубежной лингвистике. Понятие национального варианта литературного языка. Социолингвистика. Становление и развитие социолингвистических исследований. Особенности социолингвистических школ в разных странах.
  Тема 5.   Языковая личность, вторичная языковая личность. Язык и интеллект. Компоненты сознания говорящего: память (различные виды памяти), сенсорная сфера, рациональная сфера, вербальная сфера. Когнитивное основание языка. Концепты и категории.
  Тема 7.   Происхождение языка, образование и историческое развитие языков: божественная теория (язык не от человека); теория звукоподражания; теория междометий; теория «трудовых выкриков»; теория социального договора; язык есть важнейшее средство человеческого общения. Образование языков. Основные закономерности развития языков. Скрещение и смешивание языков.
  Тема 8. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Хронологические пласты в словарном составе языка. Неологизмы, пути их появления. Заимствование и калькирование. Причины заимствований. Пуризм. Историзмы и архаизмы. Изменение значений слов (расширение и сужение значения). Изменение словесного обозначения реалий. Языковое табу и эвфемизмы. Эмоционально-экспрессивное обновление лексики. Этимология. Деэтимологизация, ее причины. Задачи и принципы научной этимологии. Явление «народной этимологии». Исторические изменения в грамматическом строе языка.
  Тема 9. Уровни языка и единицы. Система как единство однородных элементов в пределах целого. Инвариантные; вариантные/алловариантные, синтагматические отношения между единицами языка. Уровневая (стратификационная) модель языковой структуры. Понятие уровней языковой структуры и их иерархия. Уровень языка как система единиц разной степени сложности. Уровни и их единства. Общие свойства единиц языкового уровня. Парадигматические отношения между единицами одного уровня как системообразующий принцип. Критерии выделения уровней.
  Тема 10. Общая семиотика и лингвосемиотика. Понятие знака; план выражения и план содержания (означаемое и означающее). Виды знаков (Ч. Пирс: индексы, иконические знаки, символы). Особенности языковых знаков. Синтактика, семантика и прагматика языкового знака. Незнаковые свойства языковых единиц. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Классификация знаковых систем.
  Тема 11. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра и его место в развитии науки о языке. Влияние идей Ф. де Соссюра на развитие теории языка всей первой половины XX века. Ф. де Соссюр – основоположник лингвистического структурализма. Язык как единственный и самодовлеющий объект и предмет лингвистического описания. Речевая деятельность, язык, речь: их характеристика. Учение о языке как системе знаков. Специфические черты языкового знака. Понятие ценности (значимости) лингвистического знака. Единицы языковой системы и их отношения. Виды отношений. Понятие синхронии и диахронии: их специфика и методы изучения. Внешняя и внутренняя лингвистика: их соотношение.
  Тема 12. Общее понятие о письме и предпосылки письма. Предметное письмо: узелковое письмо (кипу, вампун). Начертательное письмо: этапы и формы развития начертательного письма. Пиктография. Иероглифы, древнеегипетское письмо. Идеография. Основные шумерские идеограммы. Фонография: этапы ее развития (силлабический, консонантный, буквенный). Греческий алфавит и его международная роль. Латинский алфавит. Кириллица. Глаголица. Руническое письмо. Палеография и графика. Научное письмо. Фонематическая фонография и алфавит. Орфография.
  Тема 13. Языки мира. Возможности классификации языков: генеалогическая, типологическая, ареальная и функциональная. Первые опыты генеалогической классификации языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Первый этап в развитии сравнительно-исторического языкознания: Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А. Востоков. Роль А. Шлейхера в генеалогической классификации языков.
  Тема 14. Генеалогическая классификация языков: индоевропейские языки (иранская, индийская, славянская, балтийская, германская, романская, кельтская, греческая, албанская, армянская, хетто-лувийская группы); кавказские языки; баскский язык; уральские языки (самодийские языки; финоугорские языки); алтайские языки (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки, японский, корейский языки и.т.д.); семито-хамитские языки (семитская группа, египетская ветвь, берберо-ливийская ветвь). Численность народов мира по языковым семьям и группам.
  Тема 15. Типологическая (морфологическая) классификация языков. Романтизм как культурно-идеологическое направление в языкознании. Братья Ф. и А. Шлегели и их типологические классификации. Основные предпосылки В. Гумбольдта о языке и его типологическая классификация. Типологическая классификация Шлейхера. Типологическая классификация Х. Штейнталя. Морфологическая классификация Ф.Ф. Фортунатова. Новая типологическая классификация Э. Сепира. Основные задачи типологического языкознания на современном этапе, прикладное значение типологических исследований.
  Тема 16. Методы исследования семантики: метод компонентного анализа. Понятие семы. Виды сем. Связь компонентного анализа с теорией семантического поля. Возможности применения компонентного анализа в грамматике. Понятие ФСК (А.В. Бондарко). Валентностный анализ. Векторный анализ (Г. Гийом). Моделирование в лингвистике. Корпусная лингвистика.
  Тема 17. Связь лингвистики текста с прагматикой, стилистикой, риторикой, психолингвистикой, теорией пресуппозиций, теорией актуального членения. Коммуникативная лингвистика: схема коммуникативного акта по Р.О. Якобсону; прагматические аспекты предложения; коммуникативная интенция и типы речевых актов (Остин, Серль). Язык и межкультурная коммуникация. Когнитивная лингвистика: формирование когнитивной лингвистики как научного направления, ее интегративный характер. Когнитивная лингвистика в России и зарубежом. Критика и недостатки когнитивной лингвистики. Нанолингвистика (Ж. Вардзилашвили).
  Тема 18. Классификация звуков речи. Гласные и согласные, принципы их классификации. Основные фонологические школы: Казанская, Московская, Ленинградская, Пражская, Лондонская.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных