Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Тематика практических занятий
№ п/п
| Тема
| Содержание темы занятия
|
| Тема 3.
| Связь развития языка с развитием общества. Специфика обслуживания языком общества. Роль общества в создании и формировании языка.
|
| Тема 4.
| Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Виды языковой ситуации. Многоязычие и билингвизм. Виды билингвизма. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе: проблема выбора государственного языка, перспективы сохранения языков малых народов. Опыт решения этих проблем в различных регионах мира. Языковая ситуация в странах распространения изучаемого языка. Общенациональный язык как система социолингвистических подсистем. Понятие литературного языка в русской и зарубежной лингвистике. Понятие национального варианта литературного языка. Социолингвистика. Становление и развитие социолингвистических исследований. Особенности социолингвистических школ в разных странах.
|
| Тема 5.
| Языковая личность, вторичная языковая личность. Язык и интеллект. Компоненты сознания говорящего: память (различные виды памяти), сенсорная сфера, рациональная сфера, вербальная сфера. Когнитивное основание языка. Концепты и категории.
|
| Тема 7.
| Происхождение языка, образование и
историческое развитие языков: божественная теория (язык не от человека); теория звукоподражания; теория междометий; теория «трудовых выкриков»; теория социального договора; язык есть важнейшее средство человеческого общения. Образование языков. Основные закономерности развития языков. Скрещение и смешивание языков.
|
| Тема 8.
| Исторические изменения в звуковой стороне языка. Хронологические пласты в словарном составе языка. Неологизмы, пути их появления. Заимствование и калькирование. Причины заимствований. Пуризм. Историзмы и архаизмы. Изменение значений слов (расширение и сужение значения). Изменение словесного обозначения реалий. Языковое табу и эвфемизмы. Эмоционально-экспрессивное обновление лексики. Этимология. Деэтимологизация, ее причины. Задачи и принципы научной этимологии. Явление «народной этимологии». Исторические изменения в грамматическом строе языка.
|
| Тема 9.
| Уровни языка и единицы. Система как единство однородных элементов в пределах целого. Инвариантные; вариантные/алловариантные, синтагматические отношения между единицами языка. Уровневая (стратификационная) модель языковой структуры. Понятие уровней языковой структуры и их иерархия. Уровень языка как система единиц разной степени сложности. Уровни и их единства. Общие свойства единиц языкового уровня. Парадигматические отношения между единицами одного уровня как системообразующий принцип. Критерии выделения уровней.
|
| Тема 10.
| Общая семиотика и лингвосемиотика. Понятие знака; план выражения и план содержания (означаемое и означающее). Виды знаков (Ч. Пирс: индексы, иконические знаки, символы). Особенности языковых знаков. Синтактика, семантика и прагматика языкового знака. Незнаковые свойства языковых единиц. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Классификация знаковых систем.
|
| Тема 11.
| Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.
«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра и его место в развитии науки о языке. Влияние идей
Ф. де Соссюра
на развитие теории языка всей первой половины
XX века. Ф. де Соссюр – основоположник
лингвистического структурализма.
Язык как единственный и самодовлеющий
объект и предмет лингвистического описания. Речевая деятельность, язык, речь: их
характеристика. Учение о языке как системе
знаков. Специфические черты языкового знака. Понятие ценности (значимости) лингвистического знака. Единицы языковой системы
и их отношения. Виды отношений. Понятие
синхронии и диахронии: их специфика и методы изучения. Внешняя и внутренняя лингвистика: их соотношение.
|
| Тема 12.
| Общее понятие о письме и предпосылки письма. Предметное письмо: узелковое письмо (кипу, вампун). Начертательное письмо: этапы и формы развития начертательного письма. Пиктография. Иероглифы, древнеегипетское письмо. Идеография. Основные шумерские идеограммы. Фонография: этапы ее развития (силлабический, консонантный, буквенный). Греческий алфавит и его международная роль. Латинский алфавит. Кириллица. Глаголица. Руническое письмо. Палеография и графика. Научное письмо. Фонематическая фонография и алфавит. Орфография.
|
| Тема 13.
| Языки мира. Возможности классификации языков: генеалогическая, типологическая, ареальная и функциональная. Первые опыты генеалогической классификации языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Первый этап в развитии сравнительно-исторического языкознания: Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А. Востоков. Роль А. Шлейхера в генеалогической классификации языков.
|
| Тема 14.
| Генеалогическая классификация языков: индоевропейские языки (иранская, индийская, славянская, балтийская, германская, романская, кельтская, греческая, албанская, армянская, хетто-лувийская группы); кавказские языки; баскский язык; уральские языки (самодийские языки; финоугорские языки); алтайские языки (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки, японский, корейский языки и.т.д.); семито-хамитские языки (семитская группа, египетская ветвь, берберо-ливийская ветвь). Численность народов мира по языковым семьям и группам.
|
| Тема 15.
| Типологическая (морфологическая) классификация языков. Романтизм как культурно-идеологическое направление в языкознании. Братья Ф. и А. Шлегели и их типологические классификации. Основные предпосылки В. Гумбольдта о языке и его типологическая классификация. Типологическая классификация Шлейхера. Типологическая классификация Х. Штейнталя. Морфологическая классификация Ф.Ф. Фортунатова. Новая типологическая классификация Э. Сепира. Основные задачи типологического языкознания на современном этапе, прикладное значение типологических исследований.
|
| Тема 16.
| Методы исследования семантики: метод компонентного анализа. Понятие семы. Виды сем. Связь компонентного анализа с теорией семантического поля. Возможности применения компонентного анализа в грамматике. Понятие ФСК (А.В. Бондарко). Валентностный анализ. Векторный анализ (Г. Гийом). Моделирование в лингвистике. Корпусная лингвистика.
|
| Тема 17.
| Связь лингвистики текста с прагматикой, стилистикой, риторикой, психолингвистикой, теорией пресуппозиций, теорией актуального членения.
Коммуникативная лингвистика: схема коммуникативного акта по Р.О. Якобсону; прагматические аспекты предложения; коммуникативная интенция и типы речевых актов (Остин, Серль). Язык и межкультурная коммуникация. Когнитивная лингвистика: формирование когнитивной лингвистики как научного
направления, ее интегративный характер. Когнитивная лингвистика в России и зарубежом. Критика и недостатки когнитивной лингвистики. Нанолингвистика (Ж. Вардзилашвили).
|
| Тема 18.
| Классификация звуков речи. Гласные и согласные, принципы их классификации. Основные фонологические школы: Казанская, Московская, Ленинградская, Пражская, Лондонская.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|