ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИСодержание Предисловие……………………………………………………………………………….. 1 РАЗДЕЛ I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ГЛАВА I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………….. 3
ГЛАВА II ИНФО0РМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МИШИНОЙ…………………………………………………………………………. 26 ГЛАВА III СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»…………………………………………….56 ГЛАВА IV ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»....86 РАЗДЕЛ II МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ГЛАВА V ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ…………………………………….132 ГЛАВА VI ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ………………………………………………151 ГЛАВА VII ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ………………………………………………184 ГЛАВА VIII МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ……………...…………………………………196 ГЛАВА IX ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ………………..…………………………………225 ГЛАВА X ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………..……….……238 РАЗДЕЛ III ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА ГЛАВА XI ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ ………………..……..……261 ГЛАВА XII ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ..293 ГЛАВА XIII ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА………310 ГЛАВА XIV УПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРА………………….……330 ГЛАВА XV ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА………………...357 Литература………………………………………………………………..380 Содержание………………………………………………………………390
Предисловие С момента выхода в свет предыдущего, второго издания данного учебника (Основы инженерной психологии / Подред. Б.Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986) прошло более 15 лет. За это время в стране произошли крупнейшие изменения в политической, экономической и социальной сферах жизни общества. Дальнейшее развитие научно-технической революции и рыночных отношений, возрастание роли маркетинга, менеджмента, мониторинга и рекламы существенно расширили значение и границы применения психологических знаний в практической деятельности многих категорий специалистов. Рост технической оснащенности производства, постоянно возрастающая конкуренция на рынках производства и сбыта продукции, изменившиеся производственные отношения вызывают резкое усложнение труда человека, при этом центр тяжести трудовых нагрузок все более перемещается на его внутреннюю, психическую деятельность. Учет взаимоотношений производства и человека, совершенствование процессов управления, производства и сбыта продукции являются важнейшим резервом повышения эффективности производства и производительности труда. Важная роль в решении этих задач принадлежит различным отраслям психологии и прежде всего — инженерной психологии и психологии труда. Данный авторский коллектив уже представил энциклопедический словарь «Психология труда, реклама, управление, инженерная психология и эргономика». Издание включает свыше 1000 статей, в которых дается определение и раскрывается содержание ряда терминов и понятий психологии труда и управления, эргономики, инженерной психологии и смежных с ними научных дисциплин, в частности психологии рекламы. Словарь рассчитан на широкий крут специалистов, работающих в различных отраслях науки, техники, народного хозяйства и в той или иной мере использующих эргономические и инженерно-психологические данные в своей деятельности, а также преподавателей, аспирантов и студентов вузов. Возникновение инженерной психологии обусловлено бурными темпами научно-технического прогресса, а ее дальнейшее развитие — теми изменениями в жизни страны, которые вызваны возникновением и развитием рыночных отношений. В этих условиях существенно изменились структура и специфика трудовой деятельности. Возросли требования к интеллектуальной (и психической в целом) сфере человека, к его знаниям и умениям. В этой связи возникает широкий круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием систем «человек—машина» (СЧМ), которые и являются объектом инженерно-психологических исследований. На современном производстве и транспорте, в области связи и строительстве, в банковской сфере и системах управления основное окружение человека составляет техника. Поэтому она должна быть удобной для человека, соответствовать его способностям и возможностям. Согласованием возможностей человека и техники как раз и занимается инженерная психология. Ее основами в настоящее время должен владеть любой инженер-конструктор, технолог, экономист, организатор производства, специалист в области менеджмента, маркетинга и рекламы. При написании книги авторы использовали материалы отечественных и зарубежных авторов, стандарты по системе «человек—машина» и безопасности труда, а также материалы собственных исследований. По сравнению с предыдущим, в настоящем издании введен ряд новых разделов (например, по информационным процессам в системе «человек—машина», инженерно-психологическим аспектам взаимодействия человека и ЭВМ, социально-психологическим вопросам управления в условиях применения новой техники, инженерно-психологическим проблемам эксплуатации техники и др.). Другие разделы существенно переработаны и дополнены в соответствии с новыми данными и требованиями. Значительно больше внимания уделено, психическим резервам человека, разрешению и предотвращению конфликтов в системе «человек—машина», инженерно-психологическим проблемам менеджмента и мониторинга. Коренным образом расширены и переработаны вопросы, касающиеся методов изучения трудовой деятельности человека, существенно расширен арсенал применяемых методов, специально рассмотрены вопросы технического обеспечения инженерно-психологических исследований. Хотелось бы остановиться на двух замечаниях идеологического плана. Во-первых, авторы не считали нужным полностью отказываться от использования трудов классиков марксизма-ленинизма, что стало довольно модным в последнее время. Наиболее характерным в этом плане является работа [148], в первом издании которой (1983 г.) к месту и не к месту приводятся их цитаты, а во втором издании (1997 г.) о них вообще нет упоминания. Авторы считают такое положение ненормальным и используют при необходимости труды этих классиков наряду с трудами других ученых и специалистов. Во-вторых, авторы часто используют понятие «отечественная психология». Под ним понимаются все психологические работы, выполненные в дореволюционной России, Советском Союзе (1917—1991 гг.) и на территории СНГ после 1991 г. Деление инженерной психологии на национальные подразделы или по национальной специфике, на наш взгляд, пока преждевременно. Учебник включает три раздела. В первом разделе освещаются основные методологические вопросы инженерной психологии. Рассматриваются ее предмет, задачи, связи с другими науками, основные концепции. Большое внимание уделяется информационным процессам в системе «человек—машина», анализу деятельности оператора в СЧМ. Второй раздел посвящен изучению методов инженерной психологии. Приводится описание психологических, физиологических и математических методов исследования деятельности оператора. Освещаются вопросы технического обеспечения инженерно-психологических исследований, применения ЭВМ и моделирования деятельности оператора. Третий раздел посвящен вопросам психофизиологического анализа деятельности оператора. Здесь рассмотрены характеристики основных психических процессов, свойств и состояний, характерных для деятельности оператора. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|