Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВЕННОЕ ОСЕМЕНЕНИЕ




Методы искусственного осеменения спермой донора (ИОСД) и спермой мужа (ИОСМ) применяются в основном в случаях мужского бесплодия и мужской импотенции, при несовместимости мужа и жены по резус-фактору и некоторых других случаях. Из известных методов вспомогательных репродуктивных технологий ИОСД и ИОСМ – наиболее разработанные методы.

Первый известный науке случай искусственного осеменения был произведен на собаках в конце XVIII века аббатом Спаланцани. В XIX веке этот метод начинают применять для оплодотворения кобыл и коров. Аншина М.Б. отмечает, что первый успешный случай искусственного осеменения у человека через шприц был осуществлен в 1790 г. В конце XIX века метод ИО начинают использовать для лечения женского бесплодия, а к 1917 г. медицинская практика располагала 69 описанными успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа.

В настоящее время отработано два подхода использования донорской спермы: внутришеечная и внутриматочная. Имеет место прогресс в разработке методов инсеминации спермой мужа. В мире все шире используются методы микрооплодотворения (одна яйцеклетка – один сперматозоид), что порождает надежду на деторождение у многих пациентов с бесплодием и астено- или олигозооспермией в тяжелой степени. Частота беременности: от донора – 47 из 50, от мужа – 4 из 18 (Аншина М.Б.).

В связи с использованием технологии искусственного осеменения возникают следующие биоэтические проблемы: - анонимность доноров и реципиентов; - возможность для пар, использовавших донорскую сперму, получить информацию о доноре; - родительские права доноров половых клеток и эмбрионов; - право совершеннолетних детей иметь информацию о «биологическом отце» (в Швеции, например, законодательством от 1985 г. допускается, что совершеннолетний ребенок, родившийся после искусственного осеменения, имеет право узнать «биологического отца»); - возрастной предел для донорства спермы и др.

Опыт медицинской практики зарубежных стран проливает свет на некоторые вопросы. Так, во Франции, где функционируют более 20 центров искусственной инсеминации, отбор спермы донора обязательно включает следующие требования: доноры обследуются на наличие заболеваний, передающихся половым путем; донорами могут стать только мужчины, имеющие детей. Технология искусственной инсеминации проводится только по медицинским показаниям и только для гетеросексуальных пар. С 1960 г. в США после применения ИОСД каждый год рождалось от 5 до 7 тыс детей, в 1989 г. их уже насчитывалось примерно 15 тыс; в Англии – 2,5 тыс детей. В 1964 г. появляется термин «генеалогическая путаница»: повзрослевшие дети хотят знать свое происхождение (Проблемы репродукции. – 1995. - № 1. – С.38).

Свое отношение к ВРТ высказало и православие. Позиция православия в этом вопросе непосредственно связана с пониманием христианством сущности брака. Брак – это таинство, целостность супружества. Это единение «душ и телес», а деторождение – не единственная цель брака. Поведение человека, идущее вразрез с этими положениями, оценивается как грех, как зло. К оценке разных способов осеменения православие подходит дифференцированно: - искусственное осеменение незамужней женщины отвергается и оценивается как форма блуда; - искусственное осеменение замужней женщины, но без согласия мужа, отвергается и оценивается как прелюбодеяние, как грех. Искусственное осеменение замужней женщины спермой мужа оценивается неоднозначно: одни представители православия считают осеменение спермой мужа неестественной, так как ребенок не зачат в результате нормального полового сношения; другие считают, что осеменение спермой мужа не разрушает целостности супружеских отношений. Вышеизложенные позиции характерны как для зарубежного, так и для отечественного православия.

 

ИСЛАМ И БИОЭТИКА

Ислам (арабск. – ал-Ислам – «предание себя богу», «покорность») - одна из мировых религий, возникшая в начале VII века н.э. среди арабских племен. Основными источниками веры выступают Коран («слово божие») и сунны («арабское предание» о жизни и деяниях пророка Мухаммада).

В исламе отсутствует институт священнослужителей. Поэтому на возникшие у мусульманина вопросы находить ответы приходится ему самому. Ответственность за принятое решение несет сам верующий. Осмыслить проблему и выработать отношение к ней помогает верующему мусульманину «Иджтихад», один из источников мусульманского права.

Среди биоэтических проблем важнейшими для ислама являются: контроль рождаемости, управление наследственностью и нервной системой.

Позиция ислама относительно конкретных биоэтических проблем (эвтаназия, искусственное оплодотворение и др.) представлена и в других статьях «Словаря». Здесь же излагаются основные положения ислама относительно ключевых проблем биоэтики.

Ислам запрещает посягательство на свою собственную жизнь и на жизнь другого человека. Подвижнический долг врача состоит в спасении человеческой жизни, а не в ее укорачивании.

Ислам запрещает любое посягательство на физическую или психическую целостность человека.

Где бы врач ни находился, он должен заниматься своей профессиональной деятельностью, т.е. лечить больных и облегчать их страдания.

Врач обязан предоставить больному всеобъемлющую информацию и сообщить обо всех возможных последствиях лечения или хирургического вмешательства. Добровольное согласие больного или его семьи является важным элементом, но превыше всего – его жизнь.

Профессиональная врачебная тайна – принцип и норма медицинского работника. Но она имеет свои пределы. Она может быть нарушена, если сохранение тайны чревато нанесением физического ущерба третьему лицу.

 

ИУДАИЗМ И БИОЭТИКА

Иудаизм – национальная религия евреев, сложившаяся как монотеистическая в конце VII века до н.э. Сторонников иудаизма в середине 80-х годов XX века насчитывалось около 13 млн человек. Основными источниками иудаизма выступают Тора («предписание», «закон», Пятикнижие Моисея) и Талмуд («обучение», интерпретация Торы).

Этический кодекс иудаизма фундирован исходным постулатом универсальности морального долженствования, обусловленный единством и единственностью Бога. В самом деле, из 613 общеэтических заповедей 365 – запреты, остальные 248 – долженствование. В иудаизме недобровольное подчинение заповедям осмысливается как моральная ценность.

Отношение иудаизма к биоэтическим проблемам диктуется его этическими и правовыми (Галаха) нормами. Жизнь человека – священна. Иудаизм придает высокую ценность индивидуальной жизни: «Кто отнимает одну жизнь, уничтожает целый мир; а кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».

Жизнь – наивысшая ценность, и человек не имеет права отказаться от жизни или покончить с собой. Он обязан следовать советам врача.

Заботиться о своем здоровье и принимать все необходимые меры для предотвращения болезни – это первый долг, который предписывает Тора («Тщательно храни себя»).

Жизнь пациента выше всяких прочих соображений, врач имеет право и обязан действовать и прописывать лекарства даже без согласия больного.

Врач обязан информировать больного о последствиях проводимого лечения. Если жизни пациента угрожает опасность, врач может принять решение об операции даже без его согласия.

Иудаизм придает большое значение врачебной тайне. Но признает, что бывают случаи, когда тайна может быть нарушена. Уважение к частной жизни и нерушимость профессиональной тайны не может быть выше интересов защиты и безопасности жизни других людей.

Отношение иудаизма к конкретным биоэтическим проблемам будет представлено в следующих статьях «Словаря».

 

КЛОНИРОВАНИЕ

Клонирование является одним из методов генной инженерии, ориентированным на повторение генотипа человека или животного, создание и тиражирование генетических копий людей (животных) путем бесполого размножения и иных манипуляций с генетическим материалом. Для этого из неоплодотворенной яйцеклетки извлекается ядро, которое содержит половинный набор хромосом, и замещается ядром соматической (не половой) клетки, содержащим полный двойной набор хромосом другой особи, двойник которой и должен появиться на свет. После оплодотворения эмбрион переносится в матку суррогатной матери, которая и вынашивает плод.

Возникновение клонирования как биомедицинской технологии было обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, с научно-теоретической точки зрения необходимо было доказать, что ядра зрелых клеток, которые закончили свое развитие, содержат всю информацию, необходимую для кодирования всех признаков организма, а специализация каждой клетки обусловлена включением или выключением определенных генов, но не утратой некоторых из них. Во-вторых, с практической точки зрения у человека всегда была потребность в улучшении качеств живых организмов в сельском хозяйстве (например, урожайность тех или иных культур, увеличение производительности молочного или мясного скотоводства), а затем и в медицине (новые препараты, фармацевтика, трансплантация).

Пионером в разработке метода клонирования признан немецкий эмбриолог Дриш. Большой вклад внесли исследования Б.Л. Астаурова, У.Р. Бриггса, Дж. Кинга и др. В 1960 г. были получены первые генетические копии лягушки, а в 1997 г. шотландец Ян Уилмут получает клонированием известную овцу Долли – генетическую копию матери. На сегодняшний день имеются факты экспериментального клонирования каспийского осетра (Россия), выращивание в лабораторных условиях эмбрионов свиньи, крысы, овцы, обезьяны, коровы (США), эмбриона человека (Ю. Корея).

Перспективы клонирования многообещающие. Комбинируя методы генной инженерии с клонированием, можно вывести трансгенные сельскохозяйственные растения, которые смогут сами себя защищать от вредителей и будут устойчивы к определенным болезням. Путем клонирования можно будет получать животных с высокой продуктивностью яиц, молока, шерсти и т.д. Эксперименты подтвердили возможность получения животных, способных выделять нужные человеку ферменты: инсулин, интерферон, химозин.

Клонирование как биомедицинская технология в настоящее время никем не оспаривается. Более того, проблема дефицита донорских органов в трансплантологии настойчиво взывает к дальнейшей работе над получением органов (тканей) путем клонирования, или выращивания трансгенных животных (например, свиней), или же прямое клонирование органов, тканей.

Другое дело – клонирование человека. По этому вопросу имеются диаметрально противоположные позиции во всех странах.

По данным одного из опросов, проведенных в США, 87% американцев считают, что клонирование человека должно быть поставлено вне закона. Опросы в России свидетельствуют: 55,5% респондентов считают клонирование человека недопустимым; 24% считают, что при определенных условиях оно может быть разрешено; 20% респондентов не смогли ответить на этот вопрос.

Противники клонирования, которые на сегодняшний день составляют большинство участвующих в дискуссиях, убеждены в том, что клонирование человека неизбежно приведет к следующим негативным последствиям: - сокращение генетического разнообразия человека, делая его уязвимым к эпидемиям; - создание людей-монстров или уродов; - нарушение уникальности и достоинства человека; - возможность клонирования диктаторов; - возможность создания клонов с целью получения донорских органов для богатых людей; - несовершенство технологии клонирования может привести к рождению уродов или смерти; - признание клонирование человека означает принятие на себя роли Бога.

Сторонники клонирования в своих рассуждениях пытаются опровергнуть или ослабить аргументы противников. Всякое новое несет с собой повышенный риск и возможные негативные последствия. Например, так было с первой пересадкой сердца. В медицине всегда было и останется хрупкое равновесие между ущербом (риском) и пользой (благом). Особенно ярко оно выражено в экспериментальных исследованиях. Но в данном случае это – оправдание для дальнейших исследований, а не для запрета. Далее, в мире живут примерно 150 млн близнецов, которые появляются на свет в среднем один раз на 67 рождений. Нарушает ли этот факт уникальность и достоинство человека? Очевидно, нет. Небольшие масштабы клонирования не могут уничтожить генетического разнообразия. Ведь на Земле существует более 5 млрд генетически различных индивидов. Сторонники клонирования считают, что не следует опасаться и создания людей-монстров. Далее, частота патологических отклонений при клонировании не может слишком отличаться от частоты в популяциях. Нужно принять во внимание и роль правовых ограничений для подобных технологий. Сторонники клонирования считают маловероятной ситуацию, в которой богатые люди будут клонировать себя для получения донорских органов. Ведь здесь уже существуют определенные ограничения: добровольное согласие донора, запрет на убийство вообще и ради донорского органа в частности, возрастные ограничения на донорство.

Не может быть твердых оснований у тезиса о том, что клонирование есть по существу принятие на себя роли Бога. Библия и другие священные тексты не содержат запретов на клонирование. Исторически это понятно. Более того, следуя заповедям Иисуса, недопустимо использовать принуждение, чтобы заставить всех людей жить по христианским заповедям. Свобода совести – свобода добровольного осознанного выбора. Если клонирование входит в противоречие с религиозными взглядами, то, вероятно, лучший компромисс – не участвовать в подобной технологии.

Русская православная церковь в «Основах социальной концепции» видит в клонировании двоякую угрозу: обесценивание личности и манипулирование генетической составляющей личности. Она считает, что широкое применение данной технологии способно: - извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства; - создать негативные психологические последствия, например, ощущение себя не самостоятельной личностью, а лишь копией кого-то; - рождение нежизнеспособного потомства. Считая клонирование «несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию», русское православие, тем не менее, допускает клонирование изолированных клеток и тканей организма. Позицию РПЦ разделяют и другие ветви христианства с теми или иными вариациями.

Правовой аспект клонирования в разных странах решается по-разному. В Англии, Ю. Корее и других странах закон допускает исследования на клонированных эмбрионах человека, в Канаде намерены легализовать даже технологию клонирования человека. Законы же Германии, Франции, Японии предусматривают наказание в виде лишения свободы за эксперименты по клонированию человека и созданию химероподобных существ.

В России Федеральным законом № 54-ФЗ от 20 мая 2002 г. введен мораторий на клонирование человека сроком на 5 лет. Данным законом запрещается ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ клонированных эмбрионов человека. Лица, виновные в нарушении настоящего закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие этого закона не распространяется на клонирование иных организмов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных