Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






1 страница. Развитие человечества на нынешнем этапе его истории протекает под определяющим влиянием научного знания




ВВЕДЕНИЕ

Развитие человечества на нынешнем этапе его истории протекает под определяющим влиянием научного знания, в котором нет места представлению о Высшем Разуме. Многие современные ученые, как и в свое время французский астроном Лаплас, не считают реальным факт существования Бога (Высшего Разума), мира духовных сущностей и их антиподов. Но, помимо научного знания, существует огромная сфера вненаучных представлений, центральным из которых является представление о Боге, апостолах, святых, ангелах, архангелах и т.д. Откуда оно возникло в сознании человека, если нет соответствующей ему реальности? Если оно вредно и бесполезно, как утверждают атеисты, то почему на протяжении тысячелетий прагматичное человечество не искоренит его из своей памяти?

Существующие научные методы исследования и прогнозирования позволяют воспроизводить внешнюю видимую сторону мироздания и человека и ничего не говорят о внутренней их стороне - душе человека и духовном мире Вселенной. Поэтому ответить с их помощью на поставленные вопросы не представляется возможным. Следовательно, поиск необходимо вести за пределами научного знания в той области информационного пространства человечества, где формируются духовные, нравственные и целевые ориентиры, складывается необычный ракурс видения того, что с позиций эксперимента и расчета не существует, но в языковых структурах и культурах всех народов мира занимает центральное место как объективно существующее, живое и одухотворенное, сотворившее мир и человека, придавшее им смысл и направление развития.

До нашего времени дошли мифы, легенды и сказания, основными персонажами которых выступают боги, полубоги, духи, эпические герои. Космос и природные силы одушевляются, очеловечиваются, сводятся в единую образную картину мира, где все слитно, не расчленено, увязано в целостном миропонимании. Уже в четвертом тысячелетии до нашей эры человек осознавал особую роль Космоса и то, что составляет его духовное содержание. Мертвое и пустое небо рассматривалось как основной источник жизни, как место обитания высших разумных сил. Четче осознаются свойства тонкой разумной энергии.

В буддизме, например, она изображается в виде исходящего из головы Будды языка пламени. Улавливая и фиксируя с помощью особых методик психическую энергию, человек может приобрести способности к волевому творению вещей и существ, к переходу из физического тела в психическое и, наоборот, к перевоплощению, к нейтрализации внешних воздействий, к телепатии, к дальновидению, ясновидению и т.п. Следует отметить, что сегодня такие свойства психической энергии как наличие ауры, биополя, феномены телекинеза, телепатии и другие явления уже стали предметом исследования во многих странах мира.

Может быть, это приведет к такому же удивительному и неожиданному скачку в развитии человеческого сознания, какой произошел в античные времена, когда одновременно в Китае, Индии, Греции и Персии возникла философия, начался процесс формирования абстрактно-логического мышления, возникли процессы формирования мировых религий, которые впоследствии пришли на смену язычеству.

Несмотря на то, что Бог по-прежнему выступал объектом поклонения, а не осмысления, он все в большей мере осознавался как Высший Разум, вступающий с человеком в непосредственный контакт. В результате чего появилась специфическая форма знания - вера человека в высшую разумную силу, которая в итоге предстала в форме слова, имени, непроявленной силы (Брахмана, Ягве, Аллаха) и проявленных существ в виде человека (Будда, Иисус Христос).

В вере не столько человек постигает Высший Разум, сколько Он сам открывается человеку путем передачи специфического знания (откровений). Оно возбуждает мысль, активизирует работу мозга, программирует основной вектор самосовершенствования человека. Расшифровка знаний Священных Писаний убеждает в том, что идея Бога (Высшего Разума) является системообразующей. Через нее человек познает самого себя, открывает свои возможности, осознает себя не только частью природы, элементом общества, но и частицей, компонентом континуума. И если сегодня мы говорим о духовном потенциале, то только потому, что душа есть особая животворящая энергия, полученная человеком от Бога. Без нее никакого контакта с внеземным разумом не было бы, как и не было бы самого человека.

Постигая самого себя, человек поэтому обречен постоянно обращаться к проблеме соотношения своего духовного потенциала и разума Вселенной. В античном мире он осознавал себя путем сопоставления микрокосма и макрокосма, в средние века рассматривал себя в качестве производного, сотворенного Богом существа. Последующие эпохи Космос и Бог неизменно выступали мерилом человеческого потенциала, являлись основным ориентиром развития у людей тех высших качеств, которые обеспечивают общественный прогресс, переход от низшего этапа развития к высшему.

Нынешний период развития человеческой цивилизации требует комплексного концептуального взгляда на фундаментальные и глобальные проблемы, связанные с состоянием и развитием духовного потенциала людей, так как его реализация выражается в формировании новой планетарной системы отношений, в позитивных сдвигах геополитического характера, в осознании угроз и опасностей, нависших над человечеством, в напряженном поиске путей выхода из общего кризиса, охватившего всю сферу духовного, морали и нравственности, экономику, экологию, политику и культуру. Зависимость дальнейшего существования человечества от разрешения противоречий в энергетической, демографической, экологической и т.п. сферах свидетельствует о недостаточности интеллектуального развития, о недопустимости недооценки духовности, о необходимости определения не только локального, но и всеобщего смысла существования человечества.

Развитие человеческой цивилизации подошло к такому рубежу, с которого осознание космического предназначения должно вестись не только в теоретическом плане, но и предприниматься решительные и смелые практические меры, направленные на обеспечение выживания человечества, выполнение им предназначения, определенного Творцом. Все это объективно предполагает формирование адекватной методологии анализа духовного потенциала человечества в новых исторических условиях, исследования его места и роли в определяемом Разумом Вселенной глобальном эволюционном процессе.

Конкретными обстоятельствами актуальности философско-ноокосмо- логического анализа духовного человеческого потенциала Разума Вселенной выступают:

Во-первых, потребность в новых методологических подходах исследования развития человеческой цивилизации в ее органической взаимосвязи с природой, определения духовных оснований смысла существования человечества во Вселенной.

Нынешний этап развития человечества характеризуется небывало быстрым накоплением знаний об окружающем мире, радикальным пересмотром концептуальных взглядов и представлений на проблемы внутреннего мира человека, попыткой человека тотальную взаимосвязь противоположных полюсов и начал мироздания свести в единую целостную систему. В создаваемой наукой картине мира происходит сдвиг в сторону человека, укрепляется его положение не только в качестве наблюдателя космических процессов, но и как активного их участника. Новые взгляды на положение человека во Вселенной предполагают анализ духовного потенциала человечества в его соотношении с первоначалом, определяющим творческий характер развития мира.

Во-вторых, импульсы назревших перемен коренятся в мировоззренческой гуманистической парадигме, которая должна прийти на смену упрощенным взглядам на человека, его место в природе и обществе. Представления о человеке как винтике государственной политической машины, о человеке - господине природы не соответствует нынешнему уровню развития цивилизации, тормозит ее выход на более высокий уровень.

Образовавшийся в людях духовный вакуум обусловил ожесточенную борьбу различных взглядов и идей, в условиях которой формируется новая мировоззренческая картина современного мира.

В умах значительной части людей царят безнравственность и бездуховность, стремление к материальному обогащению за счет ограбления других и собственного духовного обнищания. Через средства массовой информации вторгается установка на насилие, жестокость, цинизм, пренебрежение национальными правами и обычаями, возбуждение первобытных инстинктов, агрессивность и невежество.

Обострение комплекса противоречий в различных сферах жизнедеятельности нашего общества требует поиска глубинных причин кризиса. В связи с тем, что все мысли, поступки и действия людей обусловлены их опытом, знаниями, ценностями, мировоззренческими установками и т.п. компонентами внутреннего духовного мира имеется объективная потребность в исследовании духовного потенциала человечества.

В-третьих, возникший в духовном бытии граждан нашей страны новый иррациональный компонент, выраженный в необъяснимых феноменах, неслучайно сопутствовал процессу реформ.

После десятилетий существования идеологических запретов на иррациональные аспекты человеческого бытия своеобразный бум, ажиотаж, болезненный интерес к недоступным для современного развития науки вопросам вполне можно объяснить простым человеческим любопытством. Жгучий интерес людей к проблемам неопознанных летающих объектов, аномальных зон Земли, необычных проявлений человеческого организма и психики, взаимосвязи с иными формами жизни и разума и т.д. несомненно, подогревался определенными социальными силами и искусственно.

Вместе с тем история существования человеческой цивилизации убедительно свидетельствует о постоянном столкновении людей с необычным. Мифы, вероучения, эзотерические представления, суеверия, видимо, имеют под собой некую объективную основу. Углубление науки в окружающую реальность, формирование целостной синтетической модели бытия уже в наши дни требует нового подхода к проблемам человеческой жизни, учета того, что во внешнем мире существуют признаки, характерные для внутреннего мира человека. Спонтанность, свобода и творчества не является исключительной монополией сознания человека.

Развитие квантовой механики, квантовой хромодинамики, синергетики, информатики и других областей научного познания настоятельно требуют включения человека в систему знаний о природе. Аналогичные процессы намечаются и по мере развития наук о человеке. Научная картина человека с неизбежностью будет включать в себя всю систему знаний о Вселенной. Реальные предпосылки для этого создаются широкомасштабным исследованием человека, наметившимся в конце ХХ столетия.

Одним из плодотворных многообещающих направлений изучения человека является ноокосмология, рассматривающая человека в контексте его вселенских связей, резервов и возможностей организма и психики. Определенный вклад в развитие ноокосмологических представлений о человеке может внести решение проблем, связанных с духовным потенциалом человечества.

В-четвертых, рассредоточенные в различных отраслях науки знания о разуме достаточно полно выражены в философии, это обстоятельство делает оправданным философский анализ того ускользающего от мыслителей загадочного состояния сознания, посредством которого оно осваивает окружающий мир и самое себя.

История развития знаний о разуме всегда была противоречивой и драматичной. С одной стороны разум рассматривался в качестве автономной, ограниченной способности, с помощью которой человек духовно и практически осваивает и преобразует окружающий мир и восходит по ступеням собственного развития, с другой стороны разум человека представлялся аспектом бесконечного вечного космического сознания, составляющего сущность Вселенной. Коренящиеся в глубине веков представления о разуме вселенной сохранились в мифах, легендах, вероучениях и в большинстве своем не приняты официальной наукой, но и убедительно не отвергнуты.

Современная модель разума базируется на подходах, сформировавшихся в ХХ веке в лоне теории отражения. Результаты наблюдения процесса воспроизводства в сознании объектов и предметов окружающего мира позволяют происхождение и сущность разума объяснять на основе этой теории. В тоже время есть много фактов, не вкладывающихся в рамки теории отражения. Они выступают питательной средой возникновения альтернативных гипотез разума. Обилие гипотез разума и их относительная бездоказательность говорят о том, что сегодня не существует общепринятой системы представления на феномен, составляющий сущность человека. Исследование духовного потенциала человечества может способствовать выработке исходных принципов формирования целостного образа личности.

В-пятых, грозящая самому существованию человечества ситуация на нашей планете делает необходимым процесс осмысления места и роли человека во Вселенной. Если человечеству суждено погибнуть, то его функционирование в качестве динамично развивающейся мыслящей системы бессмысленно. Но пока человечество живет и развивается, вопрос о его предназначении в этом мире является актуальным. Правильный ответ на этот вопрос позволит определить магистральную линию развития мышления, поведения и деятельности, сориентировать их на достижение максимального соответствия человека глобальному эволюционному процессу.

Общая тенденция развития человечества должна, в конечном итоге, с тотального противостояния людей между собой и природой перейти на путь согласованного совершенствования. Достижению этой цели будет способствовать рассмотрение духовного потенциала человечества в самом широком смысле, то есть как элемента более обширной системы - Разума Вселенной.

Научное осмысление этой проблемы затрудняется недостаточностью соответствующих познавательных средств. Традиционно используемые понятийные формы, как правило, направлены на изучение четко зафиксированных предметов, процессов и явлений, в то время как все, что относится к области духовного “ускользает” от взора ученого. Вместе с тем значение духовного, внутреннего мира настолько возросло, что появилась потребность в его постоянном и целенаправленном изучении. При этом необходимо не только расчленять его на составные элементы, но и сопоставлять с более обширной системой. Для человеческой плоти предельно широкой системой является физический мир. А что является такой системой для человеческой души, сознания, разума? Неужели они ни во что не входят? Как представляется, для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к особого рода обобщающим понятиям, используемым человечеством на протяжении всей его истории. К ним, в частности, относятся категории “Высший Разум» (в религиозном сознании обозначенная термином “Бог”), “дух”, “душа” и т.п.

Частое обращение исследователей сегодня к понятиям “дух”, “душа”, “Бог” является откликом на глобальные изменения, обусловленные трансформацией человеческого бытия и сознания. В основе потребности познания духовного лежит страсть к постижению самого себя, прежде всего того идеального мира, который составляет сущность нашей личности. Построенный в нашей голове идеальный мир не имеет четко выраженного физического эквивалента, но мы не сомневаемся в его существовании, так как всегда физически переживаем то, что ощущаем. А ощущаем мы не только свою телесную причастность ко Вселенной, но и свое родство со вселенским сознанием. Высший Разум - это не мифологема, не аллегория, а духовная реальность, отраженная в историческом опыте человечества. Благодаря этому опыту существует духовность человека, его нравственное ядро. С этих позиций оправданным представляется сопоставление духовного потенциала человечества с превосходящей его духовной основой Вселенной.

Решение этой проблемы сопряжено с исследованием возможностей организма и резервов человеческой психики и наталкивается на такую область внутреннего мира человека, которая представляет собой значительно большую загадку, чем таинственные сами по себе сознание, самосознание, бессознательное, психика, а также раскрывающие их понятия: ум, разум, интеллект, внимание, память, воображение, ощущение, интуиция, восприятие, представление и т.д. Это область сверхсознания.

Следовательно, налицо крупная проблема. С одной стороны, знание о том, что во внутреннем мире человека есть нечто такое, что можно назвать сверхсознанием. С другой стороны, незнание, что оно собой представляет, какова его природа, механизмы проявления и т.д. С решением этой проблемы, возможно, в будущем будет сделано такое же открытие, как было сделано в свое время: в античную эпоху - установление сознания; в средние века - фиксирование самосознания; в XX веке - обнаружение области бессознательного.

Состояние наших представлений об области сверхсознания примерно такое же, как в физике представление о физическом вакууме. Ученые сегодня знают, что существует фундаментальный уровень материи, играющий исключительно большую роль в жизни не только микромира, но и крупномасштабной Вселенной. Но что собой представляет физический вакуум пока неизвестно, за исключением общих весьма туманных характеристик в виде таких, как: особое состояние материи, бесчастная форма материи, поле с нулевой энергией и т.п. Аналогично обстоит дело и со сверхсознанием.

 

ГЛАВА I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗУМА ВСЕЛЕННОЙ.

1.1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ОТРАЖАЮЩЕЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - ПРИРОДЫ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ С СУБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ - ЧЕЛОВЕКОМ

Понятие “научная картина мира” появилось в трудах видных философов и естествоиспытателей на рубеже XIX и XX веков. В нем зафиксировано стремление создать с помощью достоверного знания целостную модель окружающей нас действительности.

По мнению М. Планка научная картина мира созидается с целью дать как можно более точную и полную картину природы. (См.: Планк М. Единство физической картины мира. М., 1996. С.24,48). Соответственно с помощью общественных наук формируется модель исторически функционирующих форм совместной деятельности людей, а в системе знаний о человеке воспроизводятся связанные с происхождением, сущностью, местом и ролью людей во Вселенной вопросы.

Если представить пирамиду, основанием которой является естествознание с покоящемся на нем знании об обществе и с вершиной знаниями о человеке, то обнаруживается, что знания человека о самом себе ограничиваются ничтожно малой точкой в общем объеме накопленной человечеством информации. Более того, между образом мира, сложившемся в естествознании, и в сфере гуманитарного знания образовалась постоянно углубляющаяся и расширяющаяся пропасть, разделяющая физическое и духовное. Но природа, общество и человек существуют не автономно, не разрозненно. Они представляют собой целостную систему и в качестве таковой должны быть выражены единой универсальной модели бытия. В связи с интенсивным развитием конкретных областей знаний, целенаправленным объединением разных дисциплин и появлением междисциплинарных комплексных направлений научного поиска особую актуальность приобретает проблема, сформулированная в заглавии данного параграфа. Анализ развития научного знания показывает, что предварительные условия ее постановки и решения возникли еще в странах Древнего Востока. Целостный образ бытия начал складываться в культуре античной Греции, из которой произросла наша европейская цивилизация. Древние эллины не отделяли себя от богов и космоса. Они жили единой с ними жизнью. В цельном и ясном миропонимании греков родились ростки рационального гуманизма, благоприятной почвой для которых была христианская культура. Основной завет христианства “возлюби ближнего своего как самого себя” стал основой выхода человечества на новый более высокий виток духовного и интеллектуального развития. Тем не менее, идея единства, согласно которой Бог, Космос и человек представляют собой одно целое, начинает постепенно размываться.

Причиной разрушения идеи единства было дробление в эпоху Возрождения слитного потока знаний на множество ответвлений. В процесс познания начало вовлекаться больше конкретных предметов и явлений, исследование которых осуществлялось с помощью научного метода. Связанная с именами Коперника, Галилея и Ньютона научная революция стремительно вторглась в единый и цельный мир, изъяла из него человека, вытеснила на периферию Бога, создала условия для проявления неведомого доселе могущества человека над вещами и процессами.

Казалось бы, разум должен торжествовать. Но почему же выдающиеся умы со времен Кеплера, Галилея, Ньютона и Бэкона не покидало сожаление об утраченном единстве знания?

Формирование однородной, редукционистской, дегуманизированной научной картины мира, исключающей из своего содержания человека, делало процесс познания плоским, односторонним, поверхностным, упускающим самое главное, то, благодаря чему и возможно изучение окружающей реальности, а именно, исследование самого интеллекта, установление его истинного положения во Вселенной. В гносеологическом плане разум занимает исходное положение во Вселенной. Без него миру не в чем было бы отражаться. И ни о какой его модели не было бы речи. И тот факт, что разум оказался из нее изъятым свидетельствовал о том, что между жесткими причинно-следственными связями Космоса и духовным миром человека с его иррациональностью, свободой выбора и непредсказуемым полетом мысли существует глубокое противоречие.

Оно имеет место и между научным представлением о мире и тем изначальным интуитивным ощущением, которое свидетельствует об исходном положении разума в онтологическом смысле. Первым его обнаружил И. Кант. Применив телеологический подход, он показал, что недоказуемые теоретически идеи Бога, бессмертие души и свободы имеют жизненную значимость для человека. Практический разум, ориентирующий людей на долг, на то, что они должны делать, шире разума теоретического и независим от него (Кант И. Критика чистого разума// Сочинение в 6-ти Т. М., 1964. Т. 3. С. ЮЗ- 124).

Ныне, когда человечество стоит на распутье, когда ему предстоит из множества открывающихся путей развития безошибочно выбрать оптимальный, неразрешимые для теоретического разума вопросы, приобретают особую практическую значимость.

В условиях растущей деградации природной среды и катастрофически увеличивающегося разрыва между духовно-нравственным состоянием людей и их интеллектуальным развитием важно знать не только “как выжить”, но и “ для чего выжить”. По мере развития человеческой цивилизации вопрос о смысле жизни отдельного человека и человечества в целом будет приобретать все большую значимость. Если сегодня разум человека сумел понять свою ценность в отношении к разуму других людей, то завтра он сможет соотнести себя с разумом иных форм жизни, признать себя фактором космического порядка. Следовательно, выживание цивилизации во многом зависит от становления такого миропонимания, в котором человек не будет чужд природе человека, где Вселенная и человек не будут существовать сами по себе. Теоретическому разуму предстоит доказать, что имеющие практическую значимость идеи Бога, бессмертие души и свободы не являются фикциями человеческого сознания, что они представляют собой фундаментальный уровень внутреннего мира человека, соединяющий его с глубинным основанием природы.

Сегодня есть все основания утверждать, что путь к новому целостному видению мира лежит через ответ на вопросы: почему материя обладает таким фундаментальным свойством, которое с железной необходимостью порождает мыслящая душа? Какую функцию в эволюции Вселенной в образовании все более сложных организационных форм она выполняет?

Сегодня достаточно широко распространено убеждение, что процессы отражения психики и интеллекта играют решающую роль в эволюции Вселенной, в образовании устойчиво неравновесных, независимых от Среды систем. Ряд отечественных и зарубежных ученых говорят об этом ясно и определенно. Например, есть предположение, что “психика неотделима от любой формы материи “, и что элементарным частицам присуще “примитивное” сознание (См.: Блохинцев Д.И. Размышления о проблемах познания творчества и закономерностях процессов развития//Теория познания и современная физика.- М., Наука, 1984).

Это предположение перекликается с мыслью А.Кохрама о “сознательных свойствах материи» (См.: Cohram A. Relationship between Quantum Physics and Biology//Phoundations of Physics.- 1971.- N 3). Видимо их имел в виду и выдающийся американский физик Р. Фейнман, рассматривая принцип наименьшего действия в квантово-механической области. “Все ваши инстинкты причин и следствий встают на дыбы, когда вы слышите, что частица “решает”, какой ей выбрать путь, стремясь к минимуму действий. Уж не “обнюхивает” ли она соседние пути, прикидывая, к чему они приведут к большему или меньшему действию? Правда ли, что частица не просто “идет верным путем”, а пересматривает все другие мыслимые траектории? И что если, ставя преграды на ее пути, мы не дадим ей заглядывать вперед, то мы получим некий аналог дифракции? Самое чудесное во всем этом то, что все действительно обстоит так. Именно это утверждают законы квантовой механики. Так что наш принцип наименьшего действия сформулирован не полностью. Он состоит не в том, что частица избирает путь наименьшего действия, а в том, что она “чует” все соседние пути и выбирает тот, вдоль которого действие минимально» (Фейнман Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике.- Выпуск 6.: Электродинамика.- М.: Мир, 1966.- С.109).

Резюмируя высказывания ученых, можно сделать вывод, что за физически измеряемыми структурами природы человеческий дух усматривает то, что характерно ему самому. “Дорисовывая” мир до логически завершенной системы, он в научной картине отображает совпадающий с сутью мира свой собственный смысл. Следовательно, в модели окружающей реальности отображается не только то, что противоположно сознанию, но и то во внешнем мире, логическим продолжением чего сознание является. Иначе говоря, динамика развития представлений о мире, в конечном итоге, с неизбежностью ведет к включению психики, сознания в теоретическую конструкцию мироздания.

Результатом научного познания является система знаний о различных явлениях и процессах окружающего нас мира. Физика, астрономия, биология, социология, политология, психология и т.д. отображают существенные взаимосвязи природы, общества и человека. Через фрагментарные схемы отдельных наук просматриваются контуры грандиозной модели универсума, в центре которой находится ее создатель - человек.

О значении человека в общем процессе эволюции Вселенной ученые всерьез заговорили после того, как стремительное развитие физики разрушило идеал знания, индифферентного к субъекту. В сознании ученых все более отчетливо утверждалось понимание неотъемлемой, органической взаимосвязи исследователя с физической реальностью. Чем выше точность измерений, тем необходимо строже учитывать взаимодействие субъекта познания с его органами восприятия, приборами, опытом и т.п. с предметом исследования в формируемой теории. Причем включение процесса наблюдения и концептуального контекста в структуру физической теории не только не снижает ее истинности, а, напротив, способствует возрастанию достоверности физического знания.

Несмотря на стремление А. Эйнштейна, М. Планка, Э. Шредингера и других корифеев науки ХХ в. сохранить идеал независимой от субъекта познания истины, в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания утвердилось требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Более того, растет убеждение в том, что субъект познания в физическом и ином знании оперирует не самой реальностью, а ее моделями.

Анализ исторически сложившихся моделей различных сфер объективной реальности подтверждает данное убеждение (См.: Борн М. Физическая реальность. УФН, 1957. Т.62. Вып.11; Бом Д. Квантовая теория. М., 1965; Бюффон Ж. Л. Всеобщая и частная естественная история. Ч.І. СПб, 1826; Вилли К., Детье В. Биология. М., 1975; Геккель Э. Естественная история миротворения. Т.І. Пер. с нем. СПб, 1913; Глесстон С. Теоретическая химия. М., 1950 и др.).

Наука в своем поступательном движении оставляет за собой своеобразный “след” из разрозненных фрагментов знаний о тех или иных сторонах бытия. Модели разных сфер действительно выступают при этом в качестве опорных пунктов движения к всеобъемлющей схеме бытия. От замкнутого пространства геоцентрической картины мира, например, горизонт познания расширился до гелиоцентрической модели Вселенной, а от нее к миру бесконечных пространственно-временных трансформаций материи, отражающейся в современном астрономическом знании. Это относится и к другим областям познания. Расширяется представление о структурных свойствах неорганического мира, раскрывается природа различных форм жизни, изучается смысл социально организованного бытия, приоткрывается тайна духовного измерения человека.

Научная картина мира охватывает все то, что лежит за пределами собственно научного знания о конкретных вещах и процессах. В отличие от науки, от достоверного систематизированного знания об определенной части окружающей нас действительности она представляет собой попытку разума охватить, осветить мир за пределами досягаемости проверенных на практике теорий и концепций.

Интеллектуальная мощь человека разрушает барьер, отделяющий познанную часть мира от еще не изученной. Распространяя имеющиеся знания за рамки опыта, за пределы их теоретической достижимости разум при этом, естественно, оперирует не самой реальностью, а ее моделями. Умозрительная, гипотетическая система представлений об общем устройстве действительности или ее конкретных астрономических, физических, химических, биологических и т.п. аспектах выполняет важную методологическую роль, является своего рода строительными лесами, с помощью которых разум созидает здание науки. Ее сердцевиной являются наиболее адекватные модели различных сфер бытия. Именно они выражают те потенции человеческого духа, который по меткому замечанию Гегеля “следует рассматривать в его конкретной действительности, в его энергии и именно так, чтобы его внешние проявления познавались как обусловленные его внутренней стороной» (Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: Наука логики//В 3-х Т. М., 1974, Т.1.- С.142).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных