Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности.




План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г. предусматривал установление в республике единого порядка осуществления контрольной и надзорной деятельности, позволяющего исключить проведение необоснованных проверок, закрепляющего реальные гарантии прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования при проведении проверок. Результатом реализации Плана стало принятие Указа Президента РБ от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ», в котором определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Детальное уточнение перечня некоторых государственных органов закреплено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2010 г. № 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)». Указ № 510 декларирует двухлетний мораторий на проведение проверок вновь зарегистрированных или созданных субъектов хозяйствования, обособленных подразделений организаций, в т.ч. представительств иностранных организаций на территории РБ, субъектов агроэкотуризма, ремесленной деятельности, частной нотариальной деятельности, адвокатской. В течение двухлетнего моратория в отношении указанных субъектов могут проводиться только внеплановые проверки по исчерпывающим основаниям, перечень которых является достаточно широким. Проверки допускаются при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира.

Указ № 510 закрепляет следующие принципы контрольной (надзорной) деятельности:

· презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

· законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

· открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;

· равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

· открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;

· ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);

· предупреждения совершения правонарушений.

Презумпция добросовестности и невиновности проверяемого субъекта означает, что он признается добросовестно исполняющим требования законодательства пока не доказано иное. Если возникает неясность или обнаруживается нечеткость предписания акта законодательства, то решение должно приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, могут проверяться не чаще одного раза в течение календарного год, к средней – не чаще одного раза в три календарных года, к низкой – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет.

Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности утвержден приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28 октября 2009 г. № 94. В сформированные координационные планы допускается внесение изменений только в части исключения проверки либо контролирующего (надзорного) органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки), а также изменения срока проведения проверки.

Вместе с тем Указ № 510 сохранил возможность проведения внеплановых проверок в определенных случаях. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.

Все проверки субъектов хозяйствования можно подразделить на две группы: плановые и внеплановые. Среди внеплановых проверок можно выделить:

- встречные проверки – проверки, проводимые для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;

- контрольные проверки – проводимые для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки;

- дополнительные проверки - для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок;

- внеплановые тематические оперативные проверки.

Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Определенный выше проверяемый период тем не менее не ограничивается в случаях:

проведения проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;

осуществления надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе;

обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;

осуществления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведения дополнительных и встречных проверок.

Проведенная проверка может быть признана незаконной только в двух случаях:

1) при невнесении должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при условии представления данных книги и журнала,

2) при нарушении этим должностным лицом установленного порядка назначения проверки, в том числе при необоснованном назначении.

Указ № 510 предоставляет субъектам хозяйствования возможность обжалования незаконных проверок путем подачи заявления (жалобы) в течение 10 дней со дня начала проверки в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган либо руководителю контролирующего (надзорного) органа (при отсутствии вышестоящего). Заявление (жалоба) должна быть рассмотрена не позднее 10 дней со дня ее получения. Пропуск проверяемым субъектом срока для обжалования является безусловным основанием для отказа в рассмотрении заявления (жалобы). В случае несогласия с принятым по заявлению (жалобе) решением, допускается обращение проверяемого субъекта в общий либо хозяйственный суд в течение 10 дней со дня получения ответа.

Указом № 510 установлены общие сроки проведения проверок:

- индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, – 15 рабочих дней;

- иных проверяемых субъектов (юридических лиц) – 30 рабочих дней.

Вместе с тем предусмотрены следующие максимальные специальные сроки проведения проверок:

- в отношении внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения – три рабочих дня;

- в отношении контрольной проверки – пять рабочих дней;

- в отношении дополнительной проверки – 10 рабочих дней.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных