ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие субъектов хозяйствованияДекрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» для целей декрета под субъектами хозяйствования понимает: · хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства (коммерческие организации); · ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников (некоммерческие организации); · индивидуальные предприниматели; Исходя из содержания норм Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 декабря 1992 г. под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждан, обладающих статусом предпринимателя в соответствии с законодательством на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, и их объединения (ст. 2). В соответствии с другим международным договором в рамках СНГ: Договором о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января.2000 г. – хозяйствующие субъекты – это юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и услуг, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. Статья 1 Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» к хозяйствующим субъектам относит физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность или имеющих право ее осуществлять. Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утв. постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. № 2415-XII, закрепляет, что субъектами хозяйственной деятельности считаются юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используется не для собственного потребления, а предназначается для реализации другим лицам. Правило аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности», утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 9 июля 2001 г. № 77, содержит норму, согласно которой под субъектом предпринимательской деятельности подразумеваются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Обобщая вышеизложенные определения, можно утверждать, что всех субъектов хозяйствования условно можно разделить на следующие группы: - коммерческие организации, - некоммерческие организации, - организации, не являющиеся юридическими лицами, осуществляющие хозяйственную деятельность (например, холдинги), - индивидуальные предприниматели, - физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма, ремесла, репетиторства, сдачи в наем жилых помещений и т.д., т.е. в рамках специального режима хозяйственной деятельности и (или) особого режима налогообложения. 12. Индивидуальные предприниматели и юридические лица как субъекты хозяйствования В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся: - хозяйственные товарищества и общества, - производственные и потребительские кооперативы, - крестьянские (фермерские) хозяйства. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся: - унитарные предприятия, в том числе дочерние, - государственные объединения, - финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся: - общественные и религиозные организации (объединения), - благотворительные и иные фонды, - объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), - иные некоммерческие организации, если иное не установлено ГК Республики Беларусь, иными законами или актами Президента Республики Беларусь. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельностьлишь постольку, поскольку она: 1) необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо 2) необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь могут осуществлять иностранные граждане и лица без гражданства. Определенные новеллы в данную сферу вносит Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», который сохранил ранее установленный принцип осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, на условиях национального режима. Новеллой Закона является запрет для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь. Для таких иностранцев закон оставляет возможность ведения бизнеса только в организационно-правовой форме юридического лица за вышеуказанными исключениями, что, на наш взгляд, является необоснованным ограничением прав иностранцев. До вступления в силу Закона от 4 января 2010 г. иностранец, «временно проживающий или временно пребывающий на территории Республики Беларусь, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в течение срока его временного нахождения на территории Республики Беларусь. Получение такого специального разрешения не влечет за собой автоматическую регистрацию в качестве ИП». Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которого не аннулирована и является действительной. Индивидуальный предприниматель вправе: заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь; привлекать не более трех физических лиц (только членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки)) по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами; использовать для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности не более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии), иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.) (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005г. №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»). Следует отметить, что в соответствии с совместным информационным письмом по вопросу о привлечении индивидуальными предпринимателями физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.01.2008г. ограничение численности привлекаемых для занятия предпринимательской деятельностью физических лиц распространяется на лиц, которые непосредственно принимают участие в приносящей прибыль экономической деятельности (например, продавцы магазинов и иных торговых объектов при осуществлении розничной торговли, водители транспортных средств при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и грузов, работники производства и т.д.), и не касается договоров, заключаемых предпринимателями на выполнение для них работ либо оказание им услуг сопутствующего характера, в частности, оказание услуг по сертификации продукции, а также государственной гигиенической регистрации; оказание услуг по обслуживанию кассовых суммирующих аппаратов; оказание услуг по погрузке, разгрузке, перевозке и транспортной экспедиции; предоставление в аренду торговых объектов; оказание банковских услуг и некоторых других. С учетом вышеизложенного в случае заключения индивидуальным предпринимателем гражданско-правового договора с другим индивидуальным предпринимателем к такому договору применяются те же правила, что и к договору, заключенному индивидуальным предпринимателем с юридическим лицом; участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов. Например, индивидуальный предприниматель как физическое лицо может выступить учредителем частного унитарного предприятия; самостоятельно определять направления своей деятельности, в том числе осуществлять не указанные в свидетельстве о государственной регистрации виды деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами. Следует отметить, что в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь № 1 от 01.03.2010 г. в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя не указываются виды деятельности, однако основной вид деятельности необходимо указать в заявлении при обращении за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя; устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму; открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Индивидуальные предприниматели вправе открывать текущие (расчетные) счета в банках, но обязаны открыть, если: ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), превышает сумму, эквивалентную 1000 базовых величин, и прием наличных денежных средств осуществляется ими с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000г. №82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» (в ред. от 01.03.2007г.)); свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей; пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования; выступать истцом и ответчиком в суде; приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом. На предпринимателей законодатель возлагает ряд обязанностей, в частности: выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров. Например, при заключении договора подряда с гражданином как подрядчиком юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (заказчикам) необходимо учитывать специальные требования Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005г. № 314, к форме и содержанию договора, к обязанностям заказчика и подрядчика, в противном случае индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 9.25 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее по тексту – КоАП); заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму; предусматривать в трудовых договорах (контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня; уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование; осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами; производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния; соблюдать права и законные интересы потребителей; получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий; соблюдать установленный порядок ценообразования; представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования; уплачивать в установленном порядке налоги, сборы (пошлины) и др. В соответствии со ст. 22 ГК Республики Беларусь к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяется правила ГК Республики Беларусь, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения, т.е. по своему правовому статусу в имущественных правоотношениях индивидуальные предприниматели приравнены к коммерческим юридическим лицам. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 ст. 22 ГК Республики Беларусь (т.е. не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя), не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|