Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объединения хозяйственных организаций. Правовой статус холдингов в Республике Беларусь




Допускается создание объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а также объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, объединений коммерческих, некоммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в форме государственных объединений.

В соответствии с законодательными актами юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц, в форме хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, объединения коммерческих, некоммерческих организаций и (или) физических лиц могут создаваться и в иных формах.

В соответствии с законодательством холдинг - это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором:

1. одно из юридических лиц - коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:

владения 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;

договора доверительного управления 25 % и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;

иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга;

2. физическое лицо - собственник имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размерах, указанных выше в п. 1, осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями.

Холдинг не является юридическим лицом.

 


24. Ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении предпринимательской деятельности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Особенность ответственности заключается в ее двойственном функциональном назначении: для нарушителя последствия предстают в форме имущественного наказания, а для потерпевшей стороны материальное возмещение вреда, ущерба предстает в форме компенсации.

Тем самым именно ответственность как имущественная мера воздействия наиболее востребована и эффективна в хозяйственных отношениях. Поскольку при осуществлении предпринимательской деятельности субъекты, выступая сторонами хозяйственно-правовых договоров, могут не исполнять или ненадлежаще исполнять свои обязанности по договорам, действиями или бездействиями указанных субъектов может быть причинен вред, ущерб жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, постольку возникает необходимость компенсации убытков, потерь при нарушении прав, законных интересов контрагентов и иных лиц. Имущественный или экономический характер ответственности в сфере предпринимательской деятельности подчеркивался еще у советских исследователей. Вабищевич С.С. и Маньковский И.А. допускают “применение мер ответственности в виде ограничения или лишения прав, что ведет к ограничению или прекращению правосубъектности предпринимателя, что... не может не затрагивать его имущественные интересы”. Названные авторы к таким мерам относят приостановление действия лицензии, ее аннулирование и проч.

Следует отметить, что обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, предусмотренная правовыми нормами, именуется юридической ответственностью.

По мнению Шишкина А.Г., юридическая ответственность – “это обязанность субъекта действовать в соответствии с предписаниями правовых норм или использование им субъективных прав, законных интересов в соответсвтии с их действительным целевым предназначением, находящие свое выражение в правомерном поведении, а в случае совершения правонарушения или злоупотребления правом – обязанность подвергнуться осуждению и лишениям личного, имущественного либо неимущественного характера и ее реализация”.

Соболев М.В., к примеру, рассматривал юридическую ответственность как “особую систему действий, стимулирующих поведение и (или) пресекающих неправомерное поведение”.

С функциональной точки зрения, юридическая ответственность призвана выполнять ряд функций, к числу которых относятся превентивная, регулятивная, карательная, восстановительная, воспитательная. Особо подчеркнем среди них восстановительную функцию как центральную, поскольку именно ее реализация позволяет добросовестной стороне получить возмещение в счет понесенных убытков, издержек, расходов и проч. По мнению Соломеник Н.Л., восстановительная функция – «одно из направлений правового воздействия на нарушенные общественные отношения, преследующее цель их восстановления и упорядочивания», таким образом, помимо восстановления общественных отношений, она способствует реализации таких целей, как предупреждение, регулирование, кара и воспитание.

В сфере предпринимательской деятельности субъект хозяйствования несет ответственность не началах вины, а началах риска, т.е. лицо, не исполнившее или ненадлежаще исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие действия непреодолимой силы. Иное может быть предусмотрено только законодательством или самим договором.

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП) (ст. 4.1).

КоАП предусмотрены виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и др., в частности, установлена административная ответственность за:

- нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (ст. 12.1),

- незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 12.7),

- нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 12.8),

- нарушение законодательства о рекламе (ст. 12.15),

- нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) (ст. 13.4) и др.

Условиями привлечения к административной ответственности юридического лица являются факт совершения административного правонарушения, предусмотренный КоАП, виновность лица в совершении данного правонарушения, отсутствие обстоятельств, которые исключают административную ответственность, например, истечение срока наложения административного взыскания, принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, ликвидация юридического лица либо признание его экономически несостоятельным (банкротом) на момент разрешения дела, наличие по тому же факту в отношении этого же лица неотмененного постановления о прекращении дела.

При этом согласно ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения по формальному признаку, т.е. если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были предприняты все меры по их соблюдению. Но в литературе распространена и другая точка, согласно которой «вина юридического лица в совершаемом деянии присутствует через вину физических лиц».

Не препятствует привлечению к административной ответственности реорганизация юридического лица, т.е. при слиянии и преобразовании к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо, при разделении и выделении – то юридическое лицо, которому по разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. Не ясна логика законодателя в отношениях при присоединении юридического лица.

Основанием наступления уголовной ответственности является совершение виновно запрещенного Уголовным кодексом Республики Беларусь деяния в виде оконченного преступления, приготовления к совершению преступления, покушения на совершение преступления, соучастия в совершении преступления (ст. 10 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Согласно ст. 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – УК) преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания.

Преступлениями в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее по тексту – УК) в сфере предпринимательской деятельности, признаются:

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (неправомерный отказ в регистрации или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи им специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности и др.) (ст. 232 УК). Следует учитывать, однако, что согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)» (в ред. от 24.01.2013 г.) для регистрирующих органов не предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации субъектов хозяйствования. В соответствии с п. 23 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного названным Декретом, уполномоченные сотрудники регистрирующего органа не осуществляют государственную регистрацию в ряде случаев, и факт ее неосуществления может быть обжалован в хозяйственный суд. Такое понятие как неправомерный отказ в государственной регистрации в настоящее время в законодательстве о государственной регистрации отсутствует;

- незаконная предпринимательская деятельность (без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, сопряженная с получением дохода в крупном размере) (ст. 233 УК);

- лжепредпринимательство (государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшие причинение ущерба в крупном размере (ст. 234 УК);

- легализация ("отмывание") материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст. 235 УК);

- приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем (ст. 236 УК);

- выманивание кредита или дотаций (ст. 237 УК);

- ложная экономическая несостоятельность (банкротство) (ст. 238 УК);

- уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ст. 243 УК) и др.

2.
25-26. Основания для признания государственной регистрации недействительной, органы, в компетенцию которых входит признание государственной регистрации недействительной

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в ред. от 24.01.2013), деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда (ч. 1 п. 26 названного Положения).

Под представлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.

В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в том числе созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

При исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае признания его государственной регистрации недействительной или аннулирования государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа должен внести в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, аннулировании государственной регистрации с указанием оснований такого признания, аннулирования.

При этом собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной. Гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении трех лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации.

Признание государственной регистрации недействительной осуществляется на основании решения суда.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных