ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Реорганизация и ликвидация юридических лицОбщая характеристика реорганизации: 1) субъекты процесса реорганизации - юридические лица; 2) формы - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование; 3) субъекты, полномочные принять решение о реорганизации: - собственник имущества юридического лица (учредители, участники), - орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, - уполномоченные государственные органы, в том числе суд (в случаях, предусмотренных законодательными актами). В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов; 4) момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным: - момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (при слиянии, разделении, выделении, преобразовании), - момент внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при присоединении); 5) правопреемство:
6) требования к передаточному акту и разделительному балансу - должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами; утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Формы передаточного акта и разделительного баланса законодательством не установлено, на практике применяются формы бухгалтерского баланса; 7) соблюдение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица - собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов; 8) права кредиторов реорганизуемого юридического: - требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков; - если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Приведенные общие нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) одинаково применимы для регулирования соответствующих отношений с участием любых юридических лиц, поскольку законодатель не устанавливает особенностей для каких-либо организационно-правовых форм, используя категорию «юридическое лицо». В нормах ГК, регулирующих отдельные организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц и в иных законодательных актах установлены специальные нормы о реорганизации. Так, п. 1 ст. 65 ГК предусмотрено, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в случаях и порядке, установленных законодательными актами, а также в унитарные предприятия в случаях, когда в составе товарищества или общества остался один участник. Установление в данном случае видов организационно-правовых форм ограничивает варианты, в которые могут быть преобразованы хозяйственные товарищества и общества, тем самым исключая иные. В приведенной норме, к примеру, исключено преобразование хозяйственных товариществ и обществ в крестьянские (фермерские) хозяйства. Аналогично в п. 2 ст. 91 ГК для общества с ограниченной ответственностью (и исходя из п. 3 ст. 94 ГК – для общества с дополнительной ответственностью) очерчен круг возможных форм коммерческих юридических лиц, в которые возможно преобразование: акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью (с учетом действия п. 3 ст. 94 ГК можно предположить, что для общества с дополнительной ответственностью возможно преобразование в общество с ограниченной ответственностью), хозяйственное товарищество или производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе общества остался один участник. Соответственно для акционерного общества преобразование возможно в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе общества остался один участник (п. 2 ст. 104 ГК). Для производственного кооператива преобразование допускается в хозяйственное товарищество или общество в случае, когда в составе кооператива осталось менее трех членов, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе кооператива остался один член (п. 2 ст. 112 ГК). Для унитарного предприятия реорганизация возможна лишь в нескольких случаях в силу того, что его имущество неделимо и долевая собственность на его имущество не допускается: 1. в случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, 2. в случае перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам. При этом формами реорганизации в указанных случаях могут быть разделение (выделение) либо преобразование в хозяйственное товарищество или общество, а также в производственный кооператив в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон (п. 9 ст. 113 ГК). Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, то ни в ГК, ни в Законе Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 01.07.2010) специальных правил реорганизации не установлено, и ст. 30 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» отсылает к гражданскому законодательству и уставу крестьянского (фермерского) хозяйства для регламентации порядка реорганизации. Но при этом имеется оговорка о том, что члены вновь возникшего в результате реорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства должны соответствовать требованиям: право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, и членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи (п. 2 ст. 30 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). В этой связи хотим обратить внимание на дискуссионный вопрос о «смешанной» реорганизации. Реорганизацию называют «смешанной», если имеет место одна из двух ситуаций: сочетание нескольких форм реорганизации или участие в реорганизации (кроме преобразования) юридических различных организационно-правовых форм. В законодательстве Республики Беларусь, в частности, в Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» закреплена норма, предусматривающая, что реорганизация хозяйственного общества, в результате которой создаются юридические лица иных организационно-правовых форм, осуществляется в порядке, установленном названным выше Законом, с учетом особенностей, предусмотренных иными законодательными актами (ч. 2 ст. 15). Тот факт, что законодатель указывает на возможность создания в процессе реорганизации юридических лиц иных организационно-правовых форм, отличающихся от организационно-правовой формы реорганизуемого хозяйственного общества, при этом не имеет значения форма реорганизации. Иными словами, в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме разделения могут быть созданы, к примеру, унитарное предприятие и производственный кооператив. Данный вывод находит свое подтверждение и в норме ч. 3 ст. 15 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», в соответствии с которой хозяйственное общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм в порядке, определяемом законодательными актами. То есть вновь возникнуть в результате реорганизации могут как хозяйственные общества, так и юридические лица иных организационно-правовых форм. При реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 4 ст. 15 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»). При этом вопрос о дальнейшей юридической судьбе присоединенного юридического лица не имеет смысла, поскольку присоединенное юридическое лицо как субъект права не существует ввиду его исключения из ЕГР. Тем не менее на практике может иметь место в какой-то степени обособление присоединенного юридического лица, выражающееся в создании на основе последнего филиала с последующим утверждением положения о нем. В Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» закреплены специальные правила для форм реорганизации юридических лиц с учетом приведенных общих в ст. 15 названного Закона. Примечателен то факт, что законодатель предпринял попытку привести определения понятий всех форм реорганизации, что отсутствует в ГК.
Нормы Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» регламентируют процедуру уведомления кредиторов при реорганизации хозяйственного общества и уточняют некоторые положения в отличие от ГК. Так, уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества, а при реорганизации хозяйственного общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия такого решения последним из хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии или присоединении. Иные лица уведомляются о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров. Таким образом, срок для направления требований кредиторов хозяйственного общества – в течение тридцати дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества (ч. 4 ст. 23 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»), а форма требования кредитора о прекращении или досрочном исполнении обязательства и возмещения убытков – письменная. В ГК лишь установлена обязанность для собственника имущества (учредителей, участников) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица (п. 1 ст. 56 ГК). Таким образом, в отношении иных юридических лиц сроки уведомления кредиторов не установлены. Отсутствует также утвержденная форма такого уведомления. Что касается прав кредитора, то они идентичны в ГК и в Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»: кредитор реорганизуемого юридического лица, включая хозяйственное общество, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо (хозяйственное общество), и возмещения убытков.
16. 17. 18. 19. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|