Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические указания. Разбирательство уголовного дела в суде»




Слушается дело...

Деловая игра на тему

Разбирательство уголовного дела в суде». Старшие классы

План

1. Место и значение деловой игры в учебном процессе.

2. Требования к деловой игре и методичес кие указания по проведению игры по предмету «Уголовный процесс».

3. План урока и приложения.

Деловая игра - это форма учебной работы, которая дает возможность студентам и ученикам старших классов наиболее полно освоить в ходе учебного процесса профессио нальные навыки и функции специалиста.

С ее помощью вырабатываются деловые и профессиональные качества, она позволяет использовать знания и умения в решении практических ситуаций, развивает организаторс кие способности, самостоятельность, инициативу. Здесь более чем в какой-либо другой форме урока воспитательный процесс максимально приближен к жизни.

Во время подготовки к игре выбирается тема, разрабатывается сценарий и определяются состав участников и роли.

Хорошо, когда есть возможность пригласить работника правоохранительных органов.

В обязанность учителя входит разработка методического обеспечения; оказание консультативной помощи и контроль за ходом деловой игры.

Деловая игра включает в себя следующие этапы: инструктивное занятие; самостоятель ная работа; проведение игры и подведение итогов.

Учащиеся или студенты изучают нормативные акты и образцы документов, их оформление.

Цели деловой игры

Составить уголовно-процессуальные документы.

Провести разбирательство уголовного дела от начала судебного заседания до вынесения приговора.

Собрать и оценить все необходимые доказательства по делу.

Составить протокол судебного заседания.

Вынести приговор по делу.

Методические указания

Деловая игра «Разбирательство уголовного дела» проводится на заключительном уроке по теме «Судебное разбирательство» с целью закрепления полученных знаний, контроля и коррекции полученных знаний и навыков, оценки результатов обучения по изученным темам курса «Уголовный процесс».

Деловая игра проводится в четыре этапа.

Действуют три команды по 5-7 человек в каждой: команда дознавателей, команда следователей, команда судей.

Подготовительный этап состоит в изучении стадий уголовного процесса, справочных и нормативных материалов, образцов уголовно-процессуальных документов с целью формирования уголовного дела по конкретному обвинительному заключению.

Участники команд по мере изучения курса «Уголовного процесса» составляют соответствующие их полномочиям документы, исходя из предложенного преподавателем обвинительного заключения: постановление о возбуждении уголовного дела, протокол личного досмотра, протоколы допросов, постановле ние о привлечении в качестве обвиняемого, постановления о назначении экспертиз, заключения экспертов, характеристику на обвиняемого и другие процессуальные документы.

Эту работу учащиеся или студенты проводят как на уроках в рамках практических занятий по предмету «Уголовный процесс», так и во внеурочное время в ходе работы кружка «Клуб криминалистов», где первоначально заслушиваются подготовленные ими доклады на тему «Методика расследования преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами» с приглашением практического работника - следователя РОВД.

Из оформленных уголовно-процессуальных документов под руководством преподавателя формируется уголовное дело. Затем определяются участники игры и распределяются между ними роли. Команда судей, изучив материалы дела, выносит постановление о назначении уголовного дела к слушанию и составляет проект приговора.

Второй этап - проведение экскурсии. Подростки присутствуют на разбирательстве уголовного дела в суде. Они внимательно прослеживают все части судебного заседания, затем отвечают на поставленные преподава телем вопросы:

1. Имеется ли в действиях подсудимого (их) состав преступления и какой?

2. Какие доказательства были представле ны участниками процесса?

3. Какова роль обвинителя и защитника в уголовном процессе?

4. Достаточно ли собрано доказательств по делу или необходимо провести дополнительное расследование?

5. Какой должен быть вынесен приговор по данному делу?

Экскурсия в суд помогает ребятам наглядно представить ход судебного разбиратель ства по уголовному делу. После закрепления теоретических знаний и отчета по экскурсии с приложением самостоятельно составленной резолютивной части можно проводить само занятие - деловую игру.

Желательно из суда получить копию приговора по прослушанному разбирательству уголовного дела и провести разбор представлен ных отчетов и итоговых частей приговора, составленных студентами, выявив допущенные ошибки.

Деловая играя по предмету «Уголовный процесс» начинается с краткой инструкции преподавателя. Он рассказывает о целях деловой игры, обращает внимание на допущенные ошибки и отклонения от нормального хода процесса. Затем приглашаются участники уголовного процесса. Все занимают заранее подготовленные места: судьи, подсудимого, защитника, секретаря судебного заседания (возможно участие заседателей, обвинителя, общественного обвинителя и общественного защитника, эксперта в зависимости от категории уголовного дела).

Председательствующий открывает судебное заседание и оглашает, какое дело подлежит рассмотрению. Секретарь докладывает явку вызванных лиц. Свидетели временно удаляются из зала. Оглашается состав суда. Выясняется, нет ли отводов составу суда. Подсудимому разъясняются его права. Председательствующим выясняется вопрос о наличии ходатайств у подсудимого, его защитника. Заявленные ходатайства разрешаются.

Затем суд переходит к судебному следствию, которое проводится по всем правилам УПК РФ. Для экономии времени оглашается только итоговая часть обвинительного заключения, т.е. в чем суть обвинения. Самая главная роль принадлежит председательствующе му. Ему необходимо правильно и последова тельно провести судебный процесс, исследовать все необходимые доказательства по делу, устранить из процесса все ненужное. Исследовав все доказательства по делу, выслушав прения, суд удаляется на совещание для вынесения приговора. Проект приговора должен быть подготовлен заранее, и поэтому через две-три минуты, необходимые для уточнения проекта, оглашается приговор.

Роль преподавателя заключается в наблюдении за деятельностью каждого участника. В отдельных случаях можно ненавязчиво подсказать нужные действия, исправить ошибку, чтобы избежать неправильного направления игры. Чем меньше преподаватель вмешивает ся в ход игры, тем больше проявляются инициатива и самостоятельность участников игры, их организаторские способности, способность взаиморегулирования в коллективе, творческая атмосфера.

Заключительный этап - подведение итогов. Преподаватель выслушивает оценку своей деятельности участниками игры, а также мнение по делу, замечания, поправки, предложения. В случае допущения учащимися, студентами ошибок педагог обращает на них внимание, внося свои замечания и исправления. Оценки могут быть выставлены на этом занятии или на следующем после проверки протоколов судебного заседания, составленных по ходу игры другими ребятами.

Урок деловой игры ориентирует на самый высокий уровень овладения знаниями, способствует формированию профессиональных умений и навыков. Разработанная игра может использоваться в последующие учебные годы, исходя из других составов преступления. Необходимое условие - использование фактического практического материала, взятого из судебной практики местных судов. Для проведения деловой игры можно использовать готовое уголовное дело, сформированное студентами при прохождении производственной практики в органах предварительного следствия.

План занятия

Тема «Разбирательство уголовного дела в суде»

Цель урока - закрепить у учащихся теоретические знания и практические навыки в организации и проведении судебного заседания по уголовному делу, научить пользоваться нормативными материалами, выработать умение выступать в суде, навыки в оформлении документов, в сборе и оценке доказательств по делу. Воспитать чувство уважения к закону. Повысить общий уровень правовой культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных