ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Концепция измененийОптимальный путь развития государственно-админитративного управления — это постоянные адаптационные реакции системы управления на преобразования, которые происходят в обществе. Приспособление управленческих структур к меняющимся условиям требует проведения через определенные периоды реорганизации государственных учреждений с целью использования ими инновационных возможностей для выполнения своих базовых задач. Обыденными в научной литературе и административной политике стали слова «административная реформа». В этой связи необходимо уточнить методологические подходы к процессу административных реформ. Прежде всего следует напомнить, что история нашей страны изобилует правительственными замыслами, планами административных реформ, а административные реорганизации со времен Петра I проводились каждым правителем как неотъемлемая часть внутренней государственной политики, как превентивные меры в борьбе с революцией, народными массами, недовольными правлением. И всякий раз реформы проводились методами «давления сверху», «большого скачка», волевой кампании «подстегивания», «шоковой терапии». А в результате неудачные, непоследовательные, радикальные, не просчитанные меры реформаторов приводили к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, социальным потрясениям, перенапряжению масс. Думается, нам в будущем следует остерегаться далеко идущих планов подобных «революций сверху», утопических проектов ускоренной модернизаций. Методологически важный урок из истории нашей страны и вывод: административная реформа как коренное переустройство, проводимое волевым решением правителя — это миф. Административная система не должна переживать «встряски», очередные кампании реформаторского зуда, она должна функционировать как изменяющаяся, адаптивная, открытая система. Ее сущностной характеристикой выступает управляемая эволюция. Состояние постоянных адаптационных изменений администрации — один из признаков ее здоровья. Изменения в системе административного управления — это перемены, происходящие внутри системы, а также в ее связях с общественной средой. Изменения представляют собой кристаллизацию возможностей для новых действий: новые направления в политике, новые поведенческие стереотипы, новые структуры, новые методологии, новые услуги и новые идеи в обеспечении маркетинга, основанные на переосмыслении структурной концепции организаций. Архитектура изменений включает в себя обеспечение возможностей для новых и, как ожидается, более продуктивных действий. Таким образом, управление изменениями — это: — новая стратегия реформ, инновационный технологический метод обеспечения политической стабильности общественного прогресса; — политика разумного сочетания модернизации и конструктивного консерватизма; — осознанное (осмысленное, целенаправленное) государственно-управляющее воздействие на процессе административных, политических, экономических, социальных отношений во властных структурах и обществе с целью адаптации к новым рыночным условиям, воспитания готовности людей к переменам, предупреждения и минимизации конфликтов переходного периода; — система планируемых, мер по внедрению правовых и политико-административных новаций в ткань государственного и муниципального управления с целью повышения эффективности функционирования институтов власти и обеспечения их гомеостазисной роли в обществе; — тактика постепенных, поэтапных шагов на пути эволюционного развития, манера (стиль) действий по осуществлению конкретных вмешательств в управленческие и общественные процессы, предусматривающая приверженность общества национальным традициям, культурно-историческим ценностям и сознательное использование традиций (включая религию) в процессе изменений; — политико-правовой механизм адаптации системы государственного управления в условиях нестабильного, конфликтующего, быстро изменяющегося общества, т. е. механизм антикризисного управления общественными отношениями.
• Управление изменениями в административной сфере как всякое управляющее воздействие должно основываться на закономерностях, выявленных наукой управления. • Управляющее воздействие означает прежде всего сознательное начало, этап целеполагания, разработки концепции, задач (зачем нужно воздействие, к чему способно привести). На этом этапе необходима разработка шкалы показателей, критериев социальной эффективности системы государственно-административного управления, отвечающих высоким требованиям соответствия государственного управления, его институтов, функций, профессиональной культуры государственных служащих потребностям общественной жизни, запросам, ожиданиям, интересам граждан. Управляющее воздействие непременно содержит организационную составляющую, суть которой в направлении и практическом осуществлении взаимодействия людей. Организационное воздействие имеет два «среза»: статичный (структурный) и динамичный (функциональный); оба взаимообусловлены. На этом этапе необходимо определить субъекта управления изменениями, его статус, компетенцию, функции, полномочия. Всякое управляющее воздействие предполагает наличие субъекта, объекта управления и субъектно-объектных отношений. Кто должен проводить адаптационные изменения в административной среде? Изменения внутренней природы системы госуправления никогда не добиться (что подтверждает вся отечественная история), если субъект и объект реформ будут совпадать. Конечно, это не означает изоляцию административных работников, чиновников государственного и муниципального управления. Напротив, просвещенная бюрократия для того и нужна, чтобы фильтровать, канализировать и технологизи-ровать реформаторские начинания политиков и ученых-управленцев в соответствии с действующими нормами и собственной компетенци-.ей. Управление как процесс организации и исполнения замыслов реформ открывает заблокированные каналы коммуникации. Рядовые члены госаппарата способствуют изменениям своими знаниями и идеями, которые часто отличны и более значимы, чем идеи представителей верхнего эшелона власти, в меньшей степени ощущающих проблемы государственной (муниципальной) службы. Главным стратегическим органом управления изменениями и реализации концепции реформ в системе госуправления может стать, на наш взгляд, Комиссия (центральная, межведомственная) по вопросам государственного строительства, управления и госслужбы при Президенте Российской Федерации — постоянно действующий федеральный государственный орган, состоящий из четырех категорий лиц: представителей государственной власти (палат Федерального Собрания РФ, других ветвей власти, Госсовета), т. е. должностных лиц категории «А»; правительственной администрации (инспекции), т. е. должностных лиц категории «В»; ученых-специалистов в данной сфере и общественных экспертов. Назначение (миссия) Комиссии — принятие основных решений по развертыванию и реализации реформ, координации действий власти и общества при проведении изменений. Функции стратегического органа управления изменениями: — властно-политическое опосредование социальных интересов и взаимодействий; — согласующая функция. Предупредить конфликтную форму политического участия в ходе реформ, объединить в целостную систему политические силы, представляющие различные социальные интересы; — политическое руководство системой государственного управления (СГУ) путем выработки целей и программы реформирования СГУ; — политическая социализация государственных служащих, руководителей и работников госаппарата, привлечение их к политическому участию, реформированию СГУ; — проектно-нормативная; — надзорно-аналитическая (за ходом внедрения новаций и мониторингом). Каким концептуальным основам, принципам должно соответствовать развитие системы государственного управления? Они уже выявлены в ходе теоретических изысканий. В порядке систематизации и закрепления в сознании укажем важнейшие принципы управления трансформационными процессами в системе государственно-административного управления: — гуманизация и демократизация управления, т. е. изменение самой сущности системы государственного управления, преодоление одностороннего — «сверху» — административно-командного руководства, вовлечение всего интеллектуального и организационного потенциала общества в решение общенациональных задач; подчиненность всей системы управления приоритету права, качества жизни людей; — интернационализация управления. Развитие человеческой цивилизации демонстрирует рост наднациональных потребностей и интересов людей всех континентов. Очевидно не только сохранение, но и развитие этой тенденции в наступившем веке. Вместе с тем ученые мира представляют неопровержимые доказательства ограниченности ресурсов планеты. Проблемы безопасности и качества жизни приобретают характер глобальных, требуют от тех, кто способен участвовать в их решении, новой парадигмы мышления и поведения. Бесспорным является то, что глобальные проблемы можно решать только сообща, при межгосударственном сотрудничестве в рамках мирового сообщества с согласованным, скоординированным государственным управлением в каждой стране. 22.2. Закономерности организационных изменений Что касается динамики преобразований, то темп и масштаб преобразования в конкретном административном ведомстве, государственном органе зависит от конкретной ситуации. Основой для принятия решения о проведении реорганизации должен стать тщательный анализ положения дел и их оценка. Определение настоящего состояния предполагает оценку внутренней ситуации в организации и ее способности к осуществлению изменений, сбор данных о существующем в организации техническом уровне, ее культуре и политической обстановке, а также попытки, предпринимаемые с целью получить поддержку основных сторон, вовлеченных в процесс предполагаемых изменений. Одновременно изучаются внешние силы и факторы, которые могут повлиять на эффективность организации в будущем. Необходимой процедурой в этом процессе является организационный анализ, с помощью которого персонал выявляет ошибки и затем поправляет их, внося изменения в стратегию организации, Этот анализ проходит на двух уровнях. Первый представляет собой как бы простую петлю, что означает простую идентификацию и исправление ошибок, при этом остаются вне внимания причины их возникновения и породившие их обстоятельства, факты. На основе собранной информации руководство организации должно обнаружить, идентифицировать и сформулировать существующие проблемы. Это можно сделать, собрав постоянно повторяющиеся жалобы работников; установить причину невыполнения заданий, выявить незаконченную, ненужную или повторяющуюся бумажную работу; установить несоответствие целей подразделения общим целям организации. Такой подход часто определяют как реактивное управление, которое называют также, управлением по отклонениям (это действия руководства по восстановлению нормального хода работы при появлении отклонений), ориентируется лишь на явно выраженные признаки проблемы. О недостатках в работе организации руководство должно узнавать не от клиентов, а от служащих. Руководитель должен требовать от подчиненных самодисциплины и общего внимания к качеству работы государственного учреждения. Активное управление ориентировано на будущее, стратегию. Открытое обсуждение стратегии способствует развитию анализа на уровне «двойной петли». Служащих нужно поощрять высказывать свое мнение о задачах организации и методах их решения. Иначе высшего уровня анализа не достичь, от чего в конце концов пострадает организация. На уровне «двойной петли» затрагиваются основные стратегии и цели, устанавливаются условия решения неотложной проблемы и меры решения проблем. Стратегическое управление выражается в действиях, направленных на извлечение максимальных выгод из сильных сторон организации с использованием благоприятных условий внутри и вне ее. Организационный анализ проходит в несколько этапов. На первом этапе создается рабочая группа — команда, усилия которой направляются на изыскание способов, средств, технологий для повышения эффективности деятельности организации. Смысл и правила формирования рабочей команды в том, чтобы свести вместе людей и наладить их личные взаимоотношения, чтобы они могли согласованно двигаться к единой цели. Иногда это специальные группы, членам которой поручается особое,задание, иногда — более широкий смысл — все работники, совместно преследующие общие цели организации. Формирование рабочей команды может происходить с помощью организации посредничества. Посредником может быть консультант (внешний, внутренний) или неофициальный лидер, представляющий интересы коллег и доводящий жалобы до сведения.руководства. В любом случае посредник должен наладить тесный контакт и с клиентами, и с персоналом организации, уметь сотрудничать с коллективом и его администрацией, пользоваться самыми различными способами разрешения конфликтов — от простого выслушивания до преднамеренной конфронтации. К эффективным связующим структурам относятся регулярные совещания линейных руководителей с лидерами рабочих групп, совместная разработка планов, создание исследовательских групп по определенным проблемам. Рабочая группа (команда) по организации анализа собирает информацию, в том числе: — проводит опросы служащих, беседует с ними; — анализирует рабочие заседания и проверяет, выполняются ли они; — анализирует сложившийся порядок прохождения документов; — сопоставляет общеорганизационные цели с целями, задачами, функциями подразделений; — ей должно быть позволено руководствоваться собственными различными идеями, разрабатывать новые инициативы и программы. Следующий важный шаг (стадия в управлении организационными изменениями) — поиски альтернативных решений, сформулированных группой проблем. Варианты вырабатываются при общем согласии и активном участии служащих. Заключения группы обобщаются и представляются высшему руководству, которое, рассмотрев их, сообщает группе, какие рекомендации приняты, а какие нет и почему. Здесь особо важно подчеркнуть, что, прежде чем принять окончательное решение, руководитель должен выслушать мнение всех членов группы-комиссии. После принятия стратегии (программы) изменений начинается собственно процесс организационных изменений, или организационное развитие. 536 Раздел III. Управленческий процесс как исполнение государственной (муниципальной) службы Организационное развитие является собирательным термином, под. которым понимается как широкая философская концепция изменений, так и конкретная совокупность методов и техники изменений. В широком контексте термин «организационное развитие» часто используется для обозначения глобальных программ изменений, затрагивающих организацию в целом. Однако под ним может также пониматься и сама манера действий (тактика) по осуществлению конкретных вмешательств в организацию, ориентированных на осуществление изменений. Процесс, с помощью которого такие изменения управляются, столь же важен, как и задача (содержание) изменений сама по себе. Организационное развитие включает два ключевых элемента: перераспределение властных полномочий с упором на их разделение между многими субъектами, с тем чтобы обеспечить более высокую степень участия людей и процесс изменений в интересах развития. ' Итак, организационное развитие — это совокупность концепций и методов в широком диапазоне — стратегия вмешательства для осуществления плановых изменений, использующая групповые процессы и ориентированная на Культуру организации в целом; долгосрочная программа вмешательства в социальные процессы организации с использованием принципов и практических подходов поведенческих наук, ориентированных на изменение установок и поведение людей, котррые будут способствовать повышению эффективности организации. Применение фактора организационного развития особенно целесообразно в тех случаях, когда: 1) существующая природа организации препятствует достижению е цели; 2) необходимо повысить способность организации адаптироваться к изменениям внешней среды; 3) внедряются новые технологии и методы работы, что требует изменения структуры, систем и установок людей; 4) есть потребность создать новые «оперативные единицы» (в самом широком смысле), для того чтобы максимально эффективно использовать сотрудников, затрагиваемых этими изменениями. В управлении организационными изменениями необходимо учитывать следующие закономерности: • организационное развитие характеризуется множеством взаимозависимых интересов и обязательств. Отсюда следует, что можно опираться на множество разнообразных аналитических и управленческих методов. Относительно выбора технологических решений появился даже особый термин — «организационное сопряжение», отражающий необходимость для организаций учитывать и интегрировать в свою деятельность одновременно несколько процессов; • если программа организационного развития является локализованной (возможно, для одного подразделения организации в начальном варианте), то будущее состояние этого подразделения также нуждается в расшифровке и, очевидно, формулировка его стратегии развития должна быть согласованной с формулировкой миссии организации в целом; • на начальном этапе определение будущего состояния неизбежно формулируется в самых общих терминах, а затем развивается и уточняется по мере развития процесса. Это неизбежно, ибо государственное учреждение — открытая система, и сложные проблемы ее изменений характеризуются такими особенностями, как противоречивые приоритеты, отсутствие единственности решения и неоднозначность основных проблем. Процесс организационного развития можно понять, используя общую схему, основанную на рассмотрении организации как «открытой системы». Эта схема базируется на концепции трех «состояний»: — определение будущего состояния (где мы хотели бы находиться?); — диагностика настоящего состояния (где мы сейчас находимся?); — управление переходным состоянием (где и как мы осуществляем вмешательство? — пути достижения). Процесс начинается с определения будущего состояния. Здесь имеется в виду разработка формулировки гипотезы по поводу миссии организации: это письменное описание предполагаемого поведения организации в зафиксированной точке будущего и, возможно, промежуточных целей. Процесс организационного развития можно разделить на семь отдельных этапов:
Диагностика настоящего
состояния
Где мы находимся сейчас? 2. Оценка внешних и внутренних условий. 3. Сбор данных. 4. Обеспечение
Избирая подход организационного развития, руководство административного ведомства (государственного органа) должно предвидеть и предусмотреть затраты на реорганизацию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|