| Виды бизнеса
| Основные характеристики
|
| Экспорт/Импорт
|
|
| - Прямой
| Фирма самостоятельно выходит на международные рынки с произведенной в определенной стране продукцией
|
| - Косвенный
| Фирма пользуется услугами посредника для минимизации риска и для приобретения знаний и опыта в международном бизнесе
|
| Контрактные виды
| |
| Лицензирование
| Компания позволяет зарубежной фирме использовать ее технологию, патенты, торговые марки, авторские права за определенную плату (роялти)
|
| Франчайзинг
| Особая форма лицензии, в которой компания позволяет другой компании использовать свою систему ведения бизнеса в целом под ее маркой за определенную плату
|
| Контракт на производство
| Контракт в соответствии с которым компания передает производство своей продукции зарубежной компании
|
| Управленческий контракт
| Фирма продает свой управленческий опыт и ставит менеджмент зарубежной компании
|
| Контракт «под ключ»
| Особый тип управленческого контракта, обычно применяемого в строительстве различных объектов. Он предполагает обеспечение заказчику услуг управления всем процессом до полной готовности объекта к функционированию.
|
| Дополняющий маркетинг(piggyback)
| Соглашение между партнерами, поставляющими неконкурирующие продукты и разрешающими друг другу использовать свои рынки
|
| С участием в собственности
|
|
| Участие в доли бизнеса
| Миноритарное участие в акциях компаний - стратегически важных поставщиков и партнеров
|
| Совместное предприятие
| Две или более компаний объединяют свои активы, участвуют в акционерном капитале компании в соответствие с собственным вкладом, разделяют риски в процессе достижения общих деловых целей
|
| Собственное зарубежное дочернее предприятие
| Принадлежащее на 100% нерезиденту зарубежная фирма
|
| Другие методы межфирменной кооперации
|
|
| Неформальная кооперация
| Неформальное соглашение, основанное на доверии и дружбе, согласно которому партнеры обмениваются информацией, технологиями, персоналом.
|
| Консорциум
| Стратегический альянс компаний, которые объедияняют свои исследовательские и производственные ресурсы для достижения общих целей
|
[Источник: Czinkota M., Ronkainen I., Moffettt M., Moynihan E. Global Business, Second Edition. The Dryden Press. – 1998. p. 390]