Виды бизнеса
| Основные характеристики
|
Экспорт/Импорт
|
|
- Прямой
| Фирма самостоятельно выходит на международные рынки с произведенной в определенной стране продукцией
|
- Косвенный
| Фирма пользуется услугами посредника для минимизации риска и для приобретения знаний и опыта в международном бизнесе
|
Контрактные виды
| |
Лицензирование
| Компания позволяет зарубежной фирме использовать ее технологию, патенты, торговые марки, авторские права за определенную плату (роялти)
|
Франчайзинг
| Особая форма лицензии, в которой компания позволяет другой компании использовать свою систему ведения бизнеса в целом под ее маркой за определенную плату
|
Контракт на производство
| Контракт в соответствии с которым компания передает производство своей продукции зарубежной компании
|
Управленческий контракт
| Фирма продает свой управленческий опыт и ставит менеджмент зарубежной компании
|
Контракт «под ключ»
| Особый тип управленческого контракта, обычно применяемого в строительстве различных объектов. Он предполагает обеспечение заказчику услуг управления всем процессом до полной готовности объекта к функционированию.
|
Дополняющий маркетинг(piggyback)
| Соглашение между партнерами, поставляющими неконкурирующие продукты и разрешающими друг другу использовать свои рынки
|
С участием в собственности
|
|
Участие в доли бизнеса
| Миноритарное участие в акциях компаний - стратегически важных поставщиков и партнеров
|
Совместное предприятие
| Две или более компаний объединяют свои активы, участвуют в акционерном капитале компании в соответствие с собственным вкладом, разделяют риски в процессе достижения общих деловых целей
|
Собственное зарубежное дочернее предприятие
| Принадлежащее на 100% нерезиденту зарубежная фирма
|
Другие методы межфирменной кооперации
|
|
Неформальная кооперация
| Неформальное соглашение, основанное на доверии и дружбе, согласно которому партнеры обмениваются информацией, технологиями, персоналом.
|
Консорциум
| Стратегический альянс компаний, которые объедияняют свои исследовательские и производственные ресурсы для достижения общих целей
|
[Источник: Czinkota M., Ronkainen I., Moffettt M., Moynihan E. Global Business, Second Edition. The Dryden Press. – 1998. p. 390]