Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этические стандарты психологов зарубежных стран




Одним из важнейших требований про­фессиональной этики является предпоч­тение в любой ситуации интересов клиента. От психолога требуется нема­лый такт и терпение, создание условий, в которых невозможна психологическая травма, безусловное уважение к личности испытуемого. В случае нарушения психо­логом профессиональной этики, нанесе­ния морального ущерба любые «позитив­ные» результаты сводятся к нулю, подры­вается авторитет науки.

Несоблюдение этических норм может привести к серьез­ным социальным последствиям, как это случилось в 70-е гг. в США при тестиро­вании уровня интеллектуального разви­тия чернокоже­го населения этой страны. Обнаруженное исследователями отставание в уровне ин­теллектуального развития негров (в сравнении с белым населением), ошибочно объявленное как генетически обусловлен­ное, затронуло интересы значительного числа людей, внезапно оказавшихся не­полноценными, инициировало акты соци­ального противодействия.

Для предотвращения подобных инцидентов были предприняты меры, нашедшие свое отражение в Кодексах профессиональной этики. Так, в Испании в разработке «Этических стандартов психолога» приняли участие представители многих психологических ассоциаций, предварительный проект обсуждался научной общественностью, в него были внесены различные дополнения и изменения. Окончательный вариант (1987 г.) был распространен среди всех членов Официального общества психологов и рекомендован Официальной коллегии психологов Каталонии.

Во многих странах национальными психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающих­ся общих и специальных вопросов этических норм. Широко известны «Этические принципы проведения исследований с участием лю­дей» (1973), разработанные Американс­кой психологической ассоциацией. Значи­тельный вклад в разработку принципов тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая комиссия.

Профессиональный кодекс этики для психологов Бонн, ФРГ, 1986 г. [2]

Настоящий кодекс несколько отличается от аналогичных текстов, например, от «Этических принципов психолога», опубли­кованных Американской психологической ассоциацией: как это принято в ФРГ для всех свободных профессий, кодекс со­держит не только этические принципы, но и интерпретацию некоторых законодатель­ных положений, касающихся психологов. Юридические нормы, нашедшие в нем отражение, касаются, например, сохранения профессиональной тайны и употребления научных званий.

Предисловие к изданию 1986 г.

Профессиональная деятельность психо­лога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производ­ства, клиническая, возрастная, педагогиче­ская психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется особой от­ветственностью перед клиентами или пациентами. Чтобы быть в силах помочь им, психолог нуждается в доверии. С точки зрения общества, профессия психолога сегодня обладает специфической ценностью и поэтому должна опираться на разно­образные этические и законодательные ос­новы (содержащиеся в настоящем кодексе).

Как известно, сообщество психологов в значительной мере является частью юридической системы и от нее зависит. Этот аспект особенно отчетливо проявляется в разделах «О получении и использова­нии информации» и «Реклама и общество». Поскольку действующее законодательство предъявляет различные требования к психо­логам, работающим и не работающим в клинике, кодекс также содержит разные положения для этих двух групп. Тем не менее, обязательства, общие для всех психологов, рассматриваются в первую очередь.

Профессия психолога современна, что выражается в более или менее равных долях среди практикующих и изучающих психологию мужчин и женщин. Хотя форму­лировки настоящего кодекса содержат преимущественно мужской род, авторы осо­бо подчеркивают, что это не более чем грамматическая форма. Этический кодекс всегда является прояв­лением представлений о себе представи­телей данной профессии. Он дает им воз­можность ориентироваться в своей практи­ческой работе и устанавливает стандарты, по которым могут быть оценены результаты их деятельности. Таким образом, правила, излагаемые ниже, служат для внутренней регуляции деятельности сообщества психо­логов; они также дают возможность, в слу­чае нарушения этических стандартов, при­менять санкции к нарушителям.

1. Профессия психолога. Задачей психолога является расширений знаний человечества и приложение этих знаний и умений для блага индивида и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой лич­ности и уважает и защищает фундаменталь­ные права человека.

Психологи являются представителями свободной профессии (freier Beruf).

2. Ответственность. Психолог обязан проявлять в своей профессиональной деятель­ности добросовестность и оправдывать оказываемое ему доверие. Он должен всегда помнить об ответственности перед общест­вом, поскольку его действия существенным образом влияют на жизнь других людей. Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям, в своей профессиональной деятельности стремится к непредвзятости и объективности. Он противостоит любым личным, социальным, организационным, экономическим и политическим факторам и влияниям, могущим привести к злоупот­реблениям или неправомерным применениям его знаний и умений.

3. Компетенция. Ответственная профессио­нальная деятельность требует высочайшей компетентности в своей области. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информированным в новейших дости­жениях науки. В этой связи он должен также быть в курсе предписаний, регули­рующих его профессиональную деятель­ность. Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей ра­боте он руководствуется научными и профессиональными стандартами и приме­няет апробированные и проверенные мето­дики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психо­лог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обяза­тельств. В соответствии со своей компе­тенцией в психологических вопросах он действует под свою ответственность и независимо.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных