Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономические блага




материальные нематериальные

(вещи, товары ) (услуги – процесс производства и

потребления совпадает)

текущие капитальные

(используются короткое время - хлеб) (используются много лет - здания)

 

 

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые, материальные.

Факторы производства - ресурсы, которые используются людьми для производства

экономических благ.

 

Основные факторы производства:

- земля (недра),

- труд (трудовые ресурсы, рабочая сила),

- капитал (станки, оборудования, производственные здания, транспортные средства),

- информация (знания, сведения, технология),

- предпринимательские способности управления.

 

Факторные доходы

земля капитал труд предпринимательство

 

рента процент заработная плата прибыль

 

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся безграничными. А реальные ресурсы (факторы производства), которые общество может направить на удовлетворении потребностей, всегда ограничены. Проблему выбора и решает экономика.

 

 

Тема14. Экономические системы и собственность.

 

Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни (экономических систем).

Экономическая система – совокупность форм и методов ведения хозяйства отдельной страны. Её определяют по следующим признакам:

а) кому принадлежит собственность

б) каков уровень экономической свободы

в) каковы способы производства

г) кто осуществляет распределение.

Типы экономических систем:

1. Традиционная экономическая система:

а) общинная собственность

б) натуральное хозяйство (нет обмена)

в) ручные орудия труда

г) распределение на основе традиций

2. Командная (плановая) экономическая система:

а) государственная собственность

б) централизованное планирование производства товаров и услуг

в) нет конкуренции, отсутствие мотивов к труду

г) административное (из центра) распределение и ценообразование.

 

3. Рыночная экономическая система:

а) частная собственность

б) свобода предпринимательства

в) рыночное распределение (в соответствии с законами спроса и предложения)

г) государство обеспечивает экономический порядок, но не вмешивается в производство и распределение

д) есть конкуренция и свободное ценообразование

 

4. Смешанная экономическая система:

а) сочетание признаков рыночной и командной экономики

б) собственность государства и частных лиц

в) планирование и рыночное распределение

г) государство ограничивает конкуренцию, осуществляет инвестирование в фундаментальные науки и производство, оказывает социальную помощь незащищённым слоям населения

 

Определяющим признаком является вопрос о собственности.

Собственность – правовое обладание каким-либо имуществом, материальными и духовными ценностями определёнными лицами.

Права собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Виды собственности:

1. Частная собственность

2. Общественная собственность: государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная

 

 

Тема 15. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли.

Принципы предпринимательства:

- принцип свободной экономической деятельности, не запрещённой законом

- принцип поддержки добросовестной конкуренции

- недопустимость предпринимательства, направленного на монополизацию рынка

- принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и защиты.

Субъекты предпринимательского права:

1. Граждане (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица –ИПБОЮЛ и фермеры).

2. Фирмы – коммерческие организации, осуществляющие затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли, зарегистрированные как юридические лица.

3. Государство (государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества).

Формы правовой организации юридических лиц (фирм):

1. Хозяйственные товарищества:

- полное (отвечают по обязательствам фирмы всем своим имуществом)

- товарищество на вере – коммандитное (организаторы, т.е. полные товарищи – отвечают всем своим имуществом, коммандисты – только собственным вкладом).

2. Хозяйственные общества:

- акционерные (открытые - ОАО и закрытые - ОАЗ)

- общества с ограниченной ответственностью (ООО) (все участники не отвечают своим личным имуществом по обязательствам фирмы, а только внесённым вкладом).

- общества с дополнительной ответственностью (ОДО) (участники несут ответственность по обязательствам фирмы своим личным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов).

3. Государственные унитарные предприятия (коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними, а принадлежащее государству или муниципалитету).

4. Производственный кооператив (добровольное объединение граждан на основе членства для совместной личной хозяйственной деятельности, созданное на паевых имущественных взносах; прибыль кооператива распределяется в соответствии с их трудовым участием).

Порядок создания своего дела:

· Обоснование предпринимательских идей

· Определить состав учредителей

· Выбрать организационно-правовую форму

· Разработать наименование

· Оформление учредительных документов

· Утверждение устава

· Составление учредительного договора

· Государственная регистрация (для отдельных видов деятельности требуется лицензия – специальное разрешение).

 

Тема16. Рынок и рыночный механизм.

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты.

Функции рынка:

1. Информационная (через цены рынок сообщает производителям, какой продукции не хватает и где избыток).

2. Регулирующая («невидимая рука» рынка устанавливает пропорциональность в развитии экономики в соответствии со спросом и предложением).

3. Стимулирующая (рынок стимулирует технический прогресс и выпуск качественной продукции)

4. Санирующая (жёстко очищает от экономически слабых, нежизнеспособных фирм, заменяя их эффективными предприятиями).

Виды рынков:

ü По экономическому назначению:

- рынок товаров и услуг

- рынок недвижимости

- рынок труда

- рынок ценных бумаг

- рынок капитала

ü По географическому положению:

- местный

- национальный

- мировой

ü По отраслям:

- рынок зерна

- рынок хлопка

- автомобилей

- компьютеров






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных