Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Одна ночь в Арзамасе изменила жизнь великого Льва Толстого




Мало кому известно, что нижегородский Арзамас сыграл исключительную роль в жизни писателя Льва Толстого. Автор романа «Война и мир» провёл в этом провинциальном городке всего одну ночь, но какую! После ночёвки в Арзамасе Лев Николаевич, словно ужаленный, спешно уехал и больше никогда сюда не возвращался. Что же так напугало гениального писателя в местной гостинице и почему до конца жизни он не забывал про «арзамасский ужас»?

Тысячи и одна ночь

О событиях той странной ночи сохранились записи в дневниках писателя, в его письме к жене и в автобиографическом рассказе «Записки сумасшедшего». Судя по этим источникам, загадочные события в начале сентября 1869 года происходили следующим образом.

К моменту встречи с «арзамасским ужасом» Лев Толстой находился в самом расцвете жизненных сил: ему шёл 41-й год, он был признан, счастливо женат на любимой женщине, имел детей. А главное – он только что закончил свой многолетний литературный труд – роман «Война и мир».

Деньги, полученные от продажи этого романа, Толстой решил вложить в покупку имения в Пензенской губернии. Писатель по объявлению узнал, что продаётся оно недорого, и быстро собрался в дорогу, прихватив с собой любимого слугу – молодого и весёлого парня Сергея Арбузова.

2 сентября 1869 года они вместе приехали из Москвы в Нижний Новгород на поезде и пересели в дорожную карету. До пензенского имения оставалось больше 300 вёрст. Болтая и смеясь, барин и слуга целый день тряслись в повозке. А около двух часов ночи добрались до Арзамаса, где решили переночевать.

Остановились они, судя по всему, в первой попавшейся придорожной гостинице. На графа Толстого она произвела, судя по всему, гнетущее впечатление: квадратная комната с белыми стенами почему-то напомнила ему гроб, а тёмно-красный цвет дверей показался похожим на запёкшуюся кровь...

Какие-то смутные тоскливые предчувствия, по словам писателя, уже терзали ему душу. И даже гостиничный слуга, который размещал их в номере, показался Толстому зловещим – у него на щеке было большое родимое пятно...

Писатель прилёг на диван, накрыл голову подушкой, укутался пледом. Сквозь дрёму он слышал, как его слуга Сергей Арбузов хлопочет над самоваром и зовёт его пить чай. Но отозваться уже не было сил, Лев Николаевич погрузился в беспокойный сон...

...Проснулся он внезапно, весь объятый леденящим ужасом. Страх – беспричинный, животный, глубинный – зажал сердце в тиски. Никого рядом не было. Вокруг – чужая, чёрная, незнакомая комната, в воздухе – запах погашенных свечей, запах смерти.

Писатель, по его словам, упал на колени и начал молиться, чего уже давно не делал в своей жизни. Потом он выбежал в коридор, увидел там спящего слугу Сергея, растолкал его и велел немедленно закладывать лошадей. Он ни на минуту не хотел оставаться дольше в этой гостинице...

Но пока возились с лошадьми, Толстой, по его словам, снова заснул и пробудился лишь на рассвете. На душе, по его словам, стало легче. Выпив горячего чаю, он спешно покинул Арзамас. 4 сентября, добравшись до Саранска, Толстой написал письмо жене:

«Что с тобой и детьми? Не случилось ли чего? Я второй день мучаюсь беспокойством. Третьего дня я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное... На меня вдруг нашла тоска, страх, ужас такие, каких я никогда не испытывал...».

Что же так напугало той ночью Льва Толстого?

Тоска смертная

Вот что он сам писал об этом в автобиографическом рассказе «Записки сумасшедшего»:

«Да что это за глупость? – сказал я себе. – Чего я тоскую, чего боюсь?». – «Меня, – неслышно отвечал голос смерти. – Я тут». Мороз подрал меня по коже. Да, смерти. Она придёт, она вот она, а её не должно быть...».

Перед лицом смерти Толстому, по его словам, показались бессмысленными и ничтожными все его житейские заботы – покупка имения, семья, писательство: «Зачем я сюда заехал? Куда везу себя?.. Ни пензенское, ни какое имение ничего не прибавит и не убавит мне».

...Из этой поездки Толстой вернулся с пустыми руками. Несмотря на то, что покупка имения действительно сулила выгоду, он отказался от сделки. После той странной ночи в Арзамасе писатель начал переосмысливать свою жизнь и прежние цели.

Работа, богатство, слава, личное счастье больше не казались ему важными. «Ну, хорошо, будет у тебя 6000 десятин... 300 голов лошадей... – писал Толстой в дневнике. – Ну, будешь ты славнее Гоголя, Пушкина,...всех писателей в мире, – ну и что ж?.. Что же потом?».

Ответа на этот вопрос он не находил. «Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся, – писал Толстой. – Так из чего же хлопотать?.. Можно жить только, покуда пьян жизнью, а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что всё это – только обман, глупый обман!».

Пережив мучительный кризис, Толстой нашёл смысл жизни в вере в Бога (до этого он не отличался набожностью) и отказался в пользу жены и детей от всей своей собственности и авторских прав на свои литературные произведения.

Можно сказать, что «арзамасский ужас» разделил жизнь великого писателя на две части. Вторую половину своей жизни (кстати, 41 год ровно) Толстой прожил уже другим человеком. А физическая смерть, которая так напугала писателя в Арзамасе, забрала его только в 82 года.

Дом ужасов

Дом в Арзамасе, в котором Лев Толстой пережил самую страшную ночь в своей жизни, до сих пор на месте! И хотя он находится в близком к смерти – аварийном – состоянии, научный сотрудник арзамасского историко-краеведческого музея Нина Вагина водит «к Толстому» экскурсии.

– Туристы обычно бывают поражены, – говорит она. – Надо же – Толстой был в Арзамасе! Да ещё такое здесь пережил... Интерес к автору «Войны и мира» и «Анны Карениной» у людей большой...

Между тем на историческом доме нет ни одной таблички, которая хоть как-то указывала бы на его «избранность» и отношение к Толстому.

Двухэтажное каменное здание, в котором сейчас находятся магазины и жилые квартиры, в XIX веке являлось лучшей в городе гостиницей, принадлежавшей богатому местному купцу, торговцу зерном и хозяину пивоваренного завода Ивану Стрегулину.

В историко-краеведческом музее сохранился рекламный буклет этой гостиницы: «Гостиница... для проезжающих... В центре города... Номера от 75 коп. до 3 руб. в сутки... Чистота и вежливая прислуга... Отговариваниям извозчиков просят не верить».

По словам арзамасского краеведа Евгении Яковлевой, для своего времени гостиница была неплохой: с тёплыми ватерклозетами, голландскими печами, большими окнами с бемским стеклом, мебелью из карельской берёзы, трактиром с приличной кухней.

А в советское время, по словам экскурсовода Нины Вагиной, в бывшем доме Стрегулина находились магазины и квартиры. Мы позвонили в первую попавшуюся квартиру знаменитого дома. Дверь открыла доброжелательная женщина средних лет.

– Дом признан аварийным, – сказала она. – Мы живём тут на чемоданах, ждём новую квартиру... Лев Толстой? Да, слышала... Вот на прошлой неделе врач участковый приходил и тоже спрашивал: а вы знаете, что в вашем доме был Толстой?

По словам жильцов, с которыми мы пообщались, узнать, в какой именно комнате ночевал Лев Толстой, сейчас уже нет возможности: после революции в бывшей гостинице несколько раз проходили перепланировки и перестройки.

Судя по всему, мысль о том, чтобы сделать в историческом доме музей, никогда не приходила в голову местным властям.

– Конечно, здесь можно было бы устроить музей, – считает Нина Вагина. – Скорей всего, и здание можно ещё отреставрировать и привести в порядок. Но... Нужно, чтобы кто-то из авторитетных людей взялся за это, поднял общественность. Нужен паровоз, который бы всё это двигал...

Как рассказали нам жители дома, одна их бывшая соседка, учительница, долгое время хлопотала о том, чтобы дом признали историческим памятником. Она очень хотела спасти его от сноса. Но, увы, учительница, так ничего и не добившись, сама недавно умерла.

Теперь хлопотать о судьбе дома стало некому.

Оригинал публикации: Новое Дело

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных