Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СООД 2. ОПЕРАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ КАРИЕСА V КЛАССА




Оперативное лечение кариеса Методика выполнения
I. Этапы лечения кариеса V класса I.1. Препарирование I.2. Промывание и высушивание I.3. Пломбирование
II. Этапы препарирования. Исходное положение Кариозная полость V класса (рис.80): Рис. 80
II.1. Раскрытие кариозной полости Практически этот этап, выполняемый при лечении кариозной полости I класса, при Vклассе опускается (ввиду плоскостного течения кариеса глубоко лежащие участки поражения открыты для оперативного лечения)
II.2. Профилактическое расширение (создание наружных контуров будущей полости) Цель: иссечение интактной эмали до зон, иммунных к кариесу – профилактическое расширение проводится до граней зуба и десневого края. В области окклюзионной стенки профилактическое расширение не проводится. Этап проводится фиссурным цилиндрическим бором. Бор располагается радиально с учетом кривизны поверхности зуба (рис.81): Рис. 81 Критерий:овальная (бобовидная) форма полости, вытянутая в мезиодистальном направлении
II.3. Некрэктомия («Удаление кариеса») Этот этап предусматривает удаление размягченного пигментированного дентина для предупреждения дальнейшего распространения кариозного процесса до слоя прозрачного дентина. Начинать расширение следует с удаления распада тканей экскаватором. Более плот- ный дентин удаляется шаровидным бором крупных размеров во избежание вскрытия полости зуба:
II.4. Формирование кариозной полости Цель: обеспечение ретенции пломбиро- вочного материала. Этап проводится обратноусеченным бором с учетом кривизны коронки. Критерий: окклюзионная, медиальная и дистальная стенки отпрепарированной кариозной полости находятся под прямым углом ко дну, десневая – под острым. Дно обычно выпуклое, т. к. повторяет кривизну пришеечной области и полости зуба (рис.82): Рис. 82 При глубоком кариесе дно м. б. вогнутым, это зависит от топографии поражения дентина (рис.83): Рис. 83
II.5. Обработка краев эмали Скос краев эмали обычно не проводится. Целесообразно сглаживание (финирование) мелких зазубрин, образовавшихся при работе борами.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение кариеса зубов.

2. Перечислите классификации кариеса зубов.

3. Изменения в эмали и дентине при кариозном процессе.

4. Назовите элементы кариозной полости после препарирования.

5. Назовите иммунные и неиммунные к кариесу зоны зуба.

6. Основные правила препарирования кариозной полости.

7. Какие разновидности углублений можно получить, применяя боры различной формы.

8. Назовите этапы оперативного лечения кариеса зубов.

9. Назовите этапы препарирования кариозных полостей по Блеку и основные принципы их формирования.

10. Цель раскрытия кариозной полости. Какие боры используются для раскрытия кариозной полости?

11. Что такое некрэктомия дентина? Какие инструменты применяются для проведения некрэктомии? Каковы критерии оценки полностью проведенной некрэктомии дентина?

12. Какие цели предусматривает отделка краев эмали кариозной полости.

13. Какие полости относятся к I классу? Варианты формирования полостей I класса.

14. Какие полости относятся к V классу? Особенности препарирования полостей V класса.

 

Тестовые задания по теме 4:

1.Классификация кариозных полостей по Black включает:

1) 4 класса;

2) 5 классов;

3) 6 классов.

2.Кариозные полости на жевательной поверхности моляров, премоляров, слепых ямках (класс):

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;

5) 5;

6) 6.

3.Кариозные полости в пришеечной области всех зубов на вестибулярной и язычной (небной) поверхности (класс):

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;

5) 5;

6) 6.

4. Кариозные полости на контактных поверхностях резцов и клыков с повреждением режущего края (класс):

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;

5) 5;

6) 6.

5. Кариозные полости на контактных поверхностях моляров и премоляров (класс):

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;

5) 5;

6) 6.

6. Кариозные полости на контактных поверхностях резцов и клыков без повреждения режущего края (класс):

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;

5) 5;

6) 6.

7. Кариозные полости на режущем крае фронтальных и вершинах бугров боковых зубов (класс):

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;

5) 5;

6) 6.

8. Иммунные зоны зуба располагаются:

1) на вестибулярных поверхностях и фиссурах;

2) на фиссурах и буграх;

3) на буграх, гранях зуба, экваторе, поддесневых участках.

9. Препарирование кариозной полости включает:

1) обезболивание, некрэктомию, финирование, расширение кариозной

полости;

2) расширение кариозной полости, некрэктомию, финирование,

медикаментозную обработку;

3) раскрытие кариозной полости, некрэткомию, формирование

кариозной полости, финирование краев эмали.

10. Раскрытие кариозной полости – это:

1) удаление некротизированного дентина;

2) удаление нависающих краев эмали, лишенных подлежащего дентина;

3) создание доступа к полости зуба;

4) создание отвесных стенок, перпендикулярных дну кариозной полости;

5) финирование краев полости.

11.Формирование кариозной полости – это:

1) удаление нависающих краев эмали;

2) удаление некротизированного дентина;

3) создание скоса эмали;

4) создание отвесных стенок под прямым углом к дну кариозной полости, плоского дна, ретенционных пунктов.

12. Принцип препарирования кариозной полости по Black

1) профилактическое препарирование твердых тканей до иммунных зон;

2) иссечение только пораженных кариозным процессом тканей зуба.

13. Принцип «биологической целесообразности» заключается:

1) в профилактическом препарировании твердых тканей зуба до иммунных зон;

2) в максимальном сохранении видимо здоровых тканей.

14. Назовите элементы кариозной полости:

1) дно;

2) стенка;

3) угол;

4) край;

5) дентин;

6) эмаль;

7) цемент;

8) пульпа.

15. Критерием окончательного препарирования кариозной полости является:

1) наличие размягченного и пигментированного дентина на дне и

стенках кариозной полости;

2) наличие светлого и плотного дентина на дне и стенках кариозной

полости, окрашивающегося детектором кариеса;

3) наличие светлого и плотного дентина на дне и стенках кариозной

полости без окрашивания детектором кариеса.

16.Дном кариозной полости принято считать поверхность:

1) вертикальную;

2) обращенную к пульпе;

3) горизонтальную.

17. Определите стадию кариеса при локализации патологического процесса в эмали без образования полости:

1) поверхностный;

2) начальный;

3) вторичный;

4) средний;

5) глубокий.

18.Укажите стадию кариеса, если патологический процесс локализован в эмали и прилежащем дентине:

1) поверхностный;

2) начальный;

3) вторичный;

4) средний;

5) глубокий.

19. Укажите стадию кариеса, если патологический процесс локализован в эмали и кариозная полость только в ее пределах:

1) поверхностный;

2) начальный;

3) вторичный;

4) средний;

5) глубокий.

20. Укажите стадию кариеса, если патологический процесс поражает эмаль и околопульпарный дентин:

1) поверхностный;

2) начальный;

3) вторичный;

4) средний;

5) глубокий.

21. Укажите локализацию кариозной полости I класса по классификации Блека:

1) на жевательной поверхности моляров;

2) на контактной поверхности клыков;

3) на контактной поверхности премоляров и моляров;

4) на жевательной поверхности премоляров и моляров;

5) в фиссурах на жевательной поверхности премоляров и моляров, в

слепых ямках резцов и моляров.

22. Выберите материал для пломбирования кариозной полости I класса в моляре:

1) силидонт;

2) серебряная амальгама;

3) адгезор;

4) силицин;

Эталоны ответов:

1 – 3); 2 – 1); 3 – 5); 4– 4); 5– 2); 6– 3); 7– 6); 8– 3); 9– 3); 10– 3); 11– 4); 12– 1); 13– 2); 14– 1),2),3),4); 15– 3); 16– 2); 17– 2); 18– 4); 19 –1); 20 – 5); 21 – 5); 22 – 2).


Тема 5. Препарирование полостей II класса. Варианты препарирования

 

План занятия

1. Организация занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний.

3. Демонстрация этапов препарирования кариозных полостей II класса на

фантомах зубов.

4. Демонстрация отпрепарированных кариозных полостей II класса на му-

ляжах зубов.

5. Самостоятельная работа студентов по освоению техники препарирова-

ния кариозных полостей II класса.

6. Контроль эффективности обучения с коррекцией ошибок студентов.

7. Подведение итогов занятия.

8. Задание на дом: нарисовать в альбоме зубы с препарированными

кариозными полостями II класса по Блеку разных вариантов. Сделать

модели зубов.

Теоретическая часть

 

К полостям II класса Блека относятся кариозные полости, расположенные на контактных поверхностях премоляров и моляров.

Контактная поверхность – это поверхность зуба, ограниченная гранями и обращенная к соседнему зубу. Место соприкосновения контактной поверхности с таковой соседнего зуба – это межзубной контактный пункт. У моляров и премоляров межзубные контактные пункты расположены вблизи окклюзионной (жевательной) поверхности. Межзубные контактные пункты предохраняют от травмирования десневые сосочки и обеспечивают распределение жевательного давления на соседние зубы.

Кариес на контактной поверхности распространяется по плоскости (аналогично другим гладким поверхностям).

Макроскопически участки разрушенных эмали и дентина выглядят в виде двух «кариозных конусов», ориентированных вершинами к пульпе зуба. Однако характер направления эмалевых призм определяет более широкое входное отверстие, чем в полостях I класса. Подрытые края эмали наиболее выражены в направлении жевательной поверхности. Распространению кариеса в стороны препятствуют более массивные и кариесрезистентные боковые грани зуба. Кариес на контактной поверхности имеет тенденцию к распространению в пришеечную область коронки.

Препарирование и пломбирование полостей II класса представляют наибольшие затруднения. Обусловлено это рядом факторов:

– трудность выявления начальных поражений;

– трудным доступом к очагу поражения;

– сложными взаимоотношениями с близлежащими тканями (десневой сосочек);

– трудностью изоляции от слюны;

– необходимостью создания контактного пункта.

Варианты препарирования полостей II класса зависят от доступа к очагу поражения:

1. Прямой доступ к контактной поверхности

В случае отсутствия рядом стоящего зуба создается прямой доступ для препарирования полости и ее пломбирования; при локализации кариеса ниже экватора зуба препарирование кариозной полости проводится по принципам обработки V класса (рис.84)

 

Рис. 84. Кариозная полость на медиальной поверхности моляра (а);

отпрепарированная полость (б)

 

2. Прямой доступ через щечную или язычную поверхность

Используется при плотном контакте между зубами и расположении кариозной полости ниже экватора. Вследствие того, что доступ к полости затруднен через жевательную поверхность из-за значительного слоя неповрежденных тканей, создают доступ через щечную (чаще) или язычную поверхность (рис.85):

Рис. 85. Доступ к кариозной полости в пришеечной области в межзубном промежутке (а). Оставлен значительный слой эмали и дентина над полостью (б)

 

Под визуальным контролем снимают щечную или язычную стенку кариозной полости, а затем фиссурным бором производят формирование десневой стенки и дна полости. Очень важно удалить весь измененный дентин, а также сформировать десневую стенку. За исключением первого этапа препарирование производится низкооборотным наконечником.

3. Прямой доступ через жевательную поверхность

При плотном контакте между зубами и расположении кариозной полости небольшого размера на контактной поверхности ниже экватора и наличии значительного слоя неповрежденных тканей над полостью применяют тоннельный метод доступа.

На жевательной поверхности алмазным бором снимают (трепанируют) и создают «тоннель» в дентине по направлению к кариозной полости. По достижении кариозной полости шаровидным бором на низких оборотах препарируют полость. Преимущество данной методики (Радлинский,1999) состоит в сохранении интактной краевой эмали на боковой поверхности и имеющегося контактного пункта.

4. Препарирование с созданием дополнительной площадки на жевательной поверхности (рис.86)

Является классическим вариантом для полостей II класса.

Доступ начинают с жевательной поверхности, чтобы не повреждать рядом стоящий зуб. В процессе препарирования полости различают несколько этапов:

1) Создают доступ с жевательной поверхности – препарирование начинают с фиссур по типу I класса, приближаясь к пораженной кариесом боковой поверхности. Затем направляют бор (чаще прямоусеченый) вдоль оси зуба и углубляются до уровня кариозного поражения.

2) Затем расширяют полость путем маятникообразного движения бора в пределах здоровых тканей.

3) По достижении кариозного очага производят удаление эмали контактной поверхности. Чтобы не повредить эмаль соседнего зуба это проводят экскаватором или бором на малых оборотах.

4) Приступают к важному этапу: формирование десневой стенки: она должна быть ровной и располагаться под прямым углом к дну полости. Ровную поверхность десневой стенки создают цилиндрическим бором или обратным конусом путем маятникообразных движений, располагая бор перпендикулярно к десневой стенке. Если десневой край находится в пределах эмали, то можно создать небольшой скос.

5) На этом этапе препарирования полости следует обращать внимание на состояние язычной и щечной стенок – эмаль в области бугров должна иметь дентинную опору. В противном случае происходит отлом эмали, что ведет к рецидиву кариеса. Сформированная полость должна быть шире у десневой стенки и уже на жевательной поверхности; боковые стенки необходимо вывести за пределы контакта с соседним зубом. Такое раскрытие помогает правильно наложить пломбу.

Чтобы разгрузить жевательную поверхность и создать лучшие условия для фиксации пломбы формируется дополнительная полость на жевательной поверхности.

Правила препарирования дополнительной полости (площадки):

– ширина дополнительной полости соответствует основной полости на

контактной поверхности, однако, переход в нее сужен;

– по протяженности дополнительная площадка составляет 1/2 – 2/3 длины

жевательной поверхности;

– дополнительная площадка создается в пределах здоровых тканей, при

этом дно ее углубляется на 0,5-1мм за эмалево-дентинное соединение;

– грань между дном дополнительной и дном основной полостей сглажи-

вается, во избежание отлома пломбы.

Рис. 86. Доступ через жевательную поверхность:

а – препарирование полости на фиссуре по типу 1 класса;

б – погружение бора на глубину кариозной полости;

в – расширение препарированной полости;

г – параметры основной полости

д – завершенное препарирование полости II класса с созданием

дополнительной площадки на жевательной поверхности

Таблица 13

Варианты формирования кариозных полостей II класса по Блеку

 

Варианты формирования кариозных полостей Показания
Доступ к кариозной полости Расположение кариозной полости
1. Формирование кариозной полости на контактной поверхности без выведения на жевательную поверхность Хороший доступ к кариозной полости со стороны контактной поверхности. Жевательная поверхность сохранена и достаточно прочна Кариозная полость на любом уровне
2. Формирование кариозной полости с выведением на жевательную поверхность без создания дополнительной площадки Нет доступа к кариозной полости Кариозная полость выше экватора
3. Формирование кариозной полости с выведением на жевательную поверхность и формирование дополнительной площадки на жевательной поверхности Жевательная поверхность над кариозным очагом истончена Кариозная полость доходит до десневого края (в кариозный процесс вовлечена вся контактная поверхность)
4. Формирование медио-дистально-окклюзионной полости на обеих контактных поверхностях с общей дополнительной площадкой (МОД) Кариозный процесс захватывает медиальную и дистальную контактные поверхности Отпрепарированная полость расположена на медиальной, дистальной и окклюзионной поверхностях

Тестовые задания:

1. Укажите локализацию кариозной полости II класса по классификации Блека:

1) на жевательной поверхности моляров;

2) на контактной поверхности клыков;

3) на контактной поверхности премоляров и моляров;

4) на контактной поверхности резцов и клыков.

2. Какое приспособление всегда используется при пломбировании кариозной полости II класса:

1) штрипсы;

2) матрица;

3) колпачок;

4) парапульпарный штифт.

3. Выберите материал для пломбирования кариозной полости II класса на медиальной поверхности первого премоляра:

1) силидонт;

2) серебряная амальгама;

3) адгезор;

4) геркулайт;

4.Выберите доступ при локализации кариеса на дистальной поверхности первого премоляра, при плотном контакте между зубами и расположении кариозной полости ниже экватора:

1) Прямой доступ к контактной поверхности;

2) Препарирование с созданием дополнительной площадки на

жевательной поверхности;

3) Прямой доступ через щечную или язычную поверхность;

4) Прямой доступ через жевательную поверхность.

Ответы: 1 – 3); 2 – 2); 3 – 4); 4 –4).


Тема 6. Препарирование полостей III и IV классов по Блеку. Варианты препарирования

 

План занятия

1. Организация занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний.

3. Демонстрация этапов препарирования кариозных полостей III и IV

класса на фантомах зубов.

4. Демонстрация отпрепарированных кариозных полостей III и IV класса

на муляжах зубов.

5. Самостоятельная работа студентов по освоению техники препарирова-

ния кариозных полостей III и IV класса.

6. Контроль эффективности обучения с коррекцией ошибок студентов.

7. Подведение итогов занятия.

8. Задание на дом: нарисовать в альбоме зубы с препарированными

кариозными полостями III и IV класса по Блеку разных вариантов.

Сделать модели зубов.

Теоретическая часть

 

К полостям III-го класса относятся кариозные полости, расположенные на контактных поверхностях передних зубов при сохранении режущего края. Передние зубы – это резцы и клыки верхней и нижней челюстей.

Контактная поверхность передних зубов – это боковая поверхность резцов и клыков, соприкасающихся с соседним зубом; она слегка выпуклая, треугольной формы. Различают две контактные поверхности: медиальную и дистальную. Контактный пункт, как правило, точечный – располагается вблизи режущего края.

Вестибулярная (губная) поверхность – это поверхность зуба, обращенная в сторону преддверия полости рта.

Язычная поверхность – это поверхность, обращенная в сторону полости рта. Используется на этапах препарирования кариозной полости (для получения доступа к кариозной полости и фиксации пломбировочного материала).

Форма полостей резцов и клыков во многом зависит от локализации поражения, размера и доступа.

При раскрытии кариозной полости ставится цель: создать хороший доступ к кариозной полости на контактной поверхности. Это осуществляют небольшим шаровидным бором. Чаще используют доступ с язычной поверхности.

При расширении полости нужно щадить вестибулярную стенку и контактный пункт.

В эстетических целях обязательным является удаление всех измененных тканей, так как даже незначительное количество пигментированного дентина приводит в дальнейшем к изменению цвета зуба.

При формировании полости преследуется цель: обеспечить хорошую фиксацию пломбировочного материала (пломбы).

Полость формируется с отвесными стенками, придесневая – под острым углом к дну полости. Скос эмали, особенно на вестибулярной поверхности создается выраженный, что позволяет «замаскировать» границу перехода пломба/зуб.

При распространении очага поражения под десну перед препарированием оттесняют десну путем введения в зубодесневую бороздку ретракционной нити, но в некоторых случаях возникает необходимость коррекции десневого края путем коагуляции или иссечения.

Таблица 14




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных