Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Некоторые проблемы интерпретации результатов

Инструкция

Данный опросник позволит вам ориентировочно определить наиболее привлекательные и реальные для вас внешние и внутренние средства трувой деятельности. Это также позволит нам уточнить наиболее привлекательные для вас профессии.

Оцените в баллах (от 0 до 5) свои способности и недостатки, а также общую готовность выполнять следующие трудовые действия (оценивая желание, а именно способности и недостатки).

Вопросы

1. Мне легко даются физические нагрузки.

2. Я готов освоить самую сложную и современную технику.

3. Я знаю, что многие хотят со мной общаться.

4. Я способен использовать некоторые свои-знания в решении практических проблем.

5. Я не раз замечал, что меня уважительно слушают даже тогда, когда я говорю не очень умные вещи.

6. Я недостаточно готов к физическому труду.

7. Я плохо осваиваю работу на сбвременной аппаратуре, технике и различных машинах.

8. Я не умею производить благоприятное впечатление на разных людей.

9. У меня не получается много читать и тем более конспектировать Прочитанное.

10. К сожалению, окружающие почти не считаются с моим мнением.

11. Я могу долго выполнять однообразную работу и не уставать от нее.

12. Я способен соблюдать правила безопасности в работе с техникой.

13. Если потребуется, я легко могу сыграть какую-нибудь роль, изобразить кого-то.

14. Я умею культурно спорить, а также спокойно объяснять другим людям их ошибки.

15. Я не боюсь даже тех, кто сильнее и влиятельнее меня.

16. У меня плохо получаются высокоточные и скоординированные движения пальцев и кистей рук.

17. Обычно я очень долго не могу понять различные инструкции по использованию техники, аппаратуры и приборов.

18. К сожалению, мне редко удается вызвать у кого-то доверие и симпатию в общении.

19. Обычно я плохо ориентируюсь в сложных задачах и различных ситуациях, требующих нестандартных подходов.

20. Мне редко удается заставить кого-то сделать так, как я считаю нужным.

21. Я быстро осваиваю работу с разными ручными инструментами и приспособлениями.

22. Я готов не только работать с техникой, но и вовремя обслуживать ее.

23. Мне не сложно подыграть своему собеседнику (когда нужно улыбнуться или,-наоборот, «взгрустнуть» вместе с ним).

24. Иногда мне кажется, что я смог бы некоторые учебные предметы (или некоторые темы) объяснить более удачно, чем это делают обычно наши педагоги.

25. Я способен заставить человека сделать что-то быстрее и лучше, чем он сделал бы это без меня, самостоятельно.

26. Очень ч а с т о ручной труд в ы з ы в а е т у м е н я сильное п е р е н а п р яжение (для меня проще работать головой, чем руками).

27. Для меня очень долго работать с техникой и аппаратурой.

28. Я сильно устаю, когда приходится много говорить, объяснять и доказывать что-то.

29. По сравнению со многими своими друзьями, я гораздо меньше знаю и запоминаю.

30. Мне трудно бывает сказать человеку обидную правду, покритиковать его, даже если он того заслуживает.


 

Инструкция

Оцените в баллах (от 0 до 5) свое интересы и желание выполнять на р боте следующие действия:

1. Я с огромным удовольствием работал бы с животными и растениями.

2. Я хотел бы работать с механизмами, аппаратурой и приборами.

3. Меня интересуют строение человеческого тела, проблемы его красоты и здоровья.

4. Я люблю малышей, детей и подростков и готов работать с ними.

5. Меня серьезно интересует строение Земли и Космоса.

6. Я очень люблю размышлять о том, как стать богаче, как заработать много денег.

7. Меня интересуют жизненные проблемы конкретных людей.

8. Я готов усиленно работать над своим телом, голосом, настроением, состоянием души.

9. Я всегда любуюсь оригинальной архитектурой и красивыми сооружениями.

10. Мне интересно быть в курсе последних событий и новостей.

11. Я хотел бы превращать бесформенную заготовку в красивое и полезное изделие.

12. Я мечтаю быть преподавателем в школе, колледже или вузе.

13. Мне очень интересны судьбы разных стран и народов.

14. Я хотел бы сам управлять транспортным средством (автомобилем, локомотивом, кораблем, самолетом...).

15. Я люблю ремонтировать и настраивать технику, аппаратуру и приборы.

16. Я считаю, что настоящая элита - это те, кто способен нарушить существующий закон (элита живет по своим, «высшим» законам).

17. Я хочу заботиться о душах своих близких, прощать людям их несовершенство, помогать им стать добрее и прекраснее, помочь им мудрее и веселее относиться к жизни.

18. Я хочу, чтобы меня боялись всякие бандиты и прочая нечисть.

19. Мне приятно помогать людям (клиентдм, посетителям), оказывать им добрые услуги.

20. Я считаю, что только дураки трудятся «в поте лица» своего.

21. Мне совершенно не интересны животные, растения, микроорганизмы.

22. Я не люблю изучать технику и предпочитаю лишь самые простые и доступные для понимания прибрры.

23. Я считаю, что есть вещи поважнее, чем здоровье человека и красота его тела.

24. Не хотел бы я работать в школе или в каком-либо воспитательном учреждении.

25. Я считаю, что есть вещи более интересные и важные, чем природные богатства и прочие «внутренности» нашей планеты.

26. Меня возмущает, когда все в нашей жизни объясняется только через денежные отношения.

27. Мне не интересно обсуждать житейские человеческие проблемы.

28. На работе надо заниматься конкретным делом и поменьше заботиться о своей душе и о своем здоровье.

29. Не хотел бы я работать на какой-нибудь стройке.

30. Я не интересуюсь склоками из жизни знаменитостей, житейской суетой и всем, что происходит в обществе.

31. Меня не привлекает работа на станке или каком-либо другом производственном оборудовании.

32. Я не хочу всю жизнь кого-то учить, учить и учить.

33. Мне совершенно не интересны разговоры о политике.

34. Я бы не хотел всю жизнь «крутить баранку» или штурвал, все время куда-то ехать.

35. Мне совершенно не интересно, как производят различные машины, станки, аппаратуру, оборудование.

36. Нет ничего позорнее, чем строить свое благополучие на несчастии других людей.

37. Мне не нравятся всякие там философские рассуждения об истине, красоте и счастье.

38. Я не хочу постоянно рисковать своей жизнью ради чьей-то ч у -жой жизни и безопасности.

39. Я не хочу постоянно улыбаться на работе, все время угождать своим клиентам и посетителям.

40. Я считаю, что честный и творческий труд - это главное условие счастья.

41. Мне интересно наблюдать за животными и растениями.

42. Овладение сложной современной техникой - моя мечта.

43. Я хотел бы помогать больным и немощным людям.

44. Я считаю, что нет нечего приятнее благодарности детей и подростков за те чувства, знания и идеи, которые передают им педагоги и воспитатели.

45. Я люблю наблюдать за природными явлениями.

46. Самое интересное - это получать все более высокую прибыль, в этом - главный азарт труда..

47. Я готов выслушивать людей, с пониманием относится к их проблемам.

48. Чтобы стать хорошим специалистом, я готов много работать над собой, ограничивать себя от всяких соблазнов.

49. Мне нравится проектировать новые квартиры, дома, строения и целые города.

50. Я хотел бы получать общественную информацию из первых рук, знать больше, чем знают простые люди.

51. Мне приятно видеть, как в моих руках какой-нибудь полуфабрикат превращается в готовое изделие.

52. Я хотел бы самостоятельно разрабатывать учебные планы и программы, писать новые учебники и книги.

53. Меня интересуют традиции, обычаи, уклад жизни и образ мыслей самых разных народов.

54. Я готов не только управлять транспортным средством, но и самостоятельно его обслуживать.

55. Я хотел бы заниматься сборкой и наладкой сложного современного оборудования.

56. Если потребуется, я готов сделать зло другим людям ради счастья и благополучия своих родных и близких.

57. Я уверен, что постоянное соприкосновение на работе с высшими идеалами добра, красоты и истины - это и есть счастье;

58. Я готов рисковать своей жизнью и здоровьем ради сохранения спокойствия в обществе.

59. Я уверен, что иногда бывает интересно и даже необходимо так продать товар или оказать у с л у г у, чтобы посетитель даже не понял, что его немного обманули.

60. Я мечтаю о такой работе, где меня никто не знает, и я ни перед кем не отвечаю и никого знать не хочу.

61. Животные, растения, рыбы, насекомые часто вызывают у меня неприятные ощущения.

62. Когда я работаю с техникой, то чувствую себя каким-то неполноценным.

63. Больные и немощные люди, их болезни и страдания вызывают у меня некоторую брезгливость.

64. Я боюсь, что дети не будут меня слушаться, боюсь, что не смогу поддерживать дисциплину в работе с ними.

65. Я считаю, что работать на открытом воздухе и в любую погоду - это не уважать самого себя.

66. Не хотел бы я всю жизнь общаться с теми, кто распоряжается большими деньгами.

67. Я скучаю от разговоров про несчастную жизнь, мне просто противны всякие простофили и неудачники.

68. В свободное время надо только расслабляться, почаще позволять себе кое-какие слабости и шалости (надо уметь забывать о том, что есть какая-то там работа).

69. Я не хочу работать на открытом воздухе (под дождем, снегом или палящим солнцем).

70. Мне очень не приятны всякие общественные сплетни и сенсации.

71. Я не хотел бы постоянно выполнять одни и те же трудовые действия и операции, даже если и достиг бы в этом совершенства.

72. Не хотел бы я, чтобы мои чувства, переживания и новые идеи стали известны моим ученикам.

73. Я считаю, что проблемы социальной справедливости волнуют лишь бездельников, лишь тех, кто не умеет трудиться и сам зарабатывать деньги.

74. Меня пугает необходимость производить даже мелкий (текущий) ремонт и обслуживание какого-либо транспортного средства (машины, автобуса, локомотива).

75. Я не хочу всю жизнь собирать и ремонтировать технику.

76. Мне было бы трудно выполнять многие воровские законы и подчиняться преступным авторитетам.

77. Я считаю, что если человек постоянно погружен в философские размышления, то он может пропустить свое земное счастье.

78. Мне сложно было бы работать в условиях суровой дисциплины.

79. Мне было бы очень неприятно все время думать на работе только о деньгах и прибыли.

80. Я никогда не смогу унижаться и просить у какого-то благодетеля милостыню.

81. Я готов заботиться и ухаживать за живыми существами, за «братьями нашими меньшими».

82. Я готов просидеть целую ночь, лишь бы разобраться с каким-то новым техническим устройством или прибором.

83. Я готов внимательно выслушивать жалобы больных и старых людей.

84. Я готов передавать детям и подросткам частички своей души.

85. Я хотел бы разрабатывать земные недра, добывать богатства Земли.

86. Я хотел бы участвовать в планировании развития фирмы, отрасли, страны.

87. Меня очень интересуют человеческие страсти и жизненные проблемы.,

88. Я готов отказать себе во многих радостях жизни, чтобы морально и психологически настроить себя на работу, чтобы всегда быть в хорошей форме.,

89. Я считаю, что нет ничего приятнее, чем видеть воздвигнутое тобой и твоими товарищами строительное сооружение.

90. Я хочу, чтобы мое мнение, эмоциональное отношение и комментарии к различным событиям были известны тысячам людей.

91. Я хочу чувствовать себя хозяином на современном производстве (управлять сложным оборудованием и технологическими линиями).

92. Я готов снова и снова объяснять своим ученикам сложную идею или методику, даже если они сразу меня не понимают.

93. Я готов обсуждать проблемы нашей страны и всего человечества.

94. На работе я хотел бы ездить без аварий и происшествий, уверенно управляя своей машиной.

95. Мне было бы приятно видеть, как работает собранная мной машина, какое-либо оборудование или аппаратура.

96. Я считаю многие воровские законы и отношения в преступном мире достаточно справедливыми и естественными.

-97. Я готов внимательно изучать самые сложные философские и эстетические труды.

98. Я готов смело выполнить любой приказ ради сохранения безопасности моей страны и народа.

99. Я мечтаю о том, чтобы посетители уходили от меня довольные и всегда говорили «спасибо».

100. Я мечтаю так устроить свою жизнь, чтобы нигде не работать, но чтобы другие как-то все-таки заботились обо мне.

101. Иногда я просто боюсь животных, насекомых и растений.

102. При слове «техника» я начинаю зевать и меня клонит ко сну.

103. Я не хотел бы брать на себя ответственность за чье-либо здоровье.

104. Я считаю, что дети и подростки - очень не благодарные и капризные существа.

105. Меня совершенно не интересуют природные богатства и «кладовые» Земли.

106. Не хотел бы я всю жизнь ломать голову над сложными финансовыми расчетами, сводить дебет с кредитом.

107. Если честно, то меня мало тревожат судьбы мира и отдельных людей: я просто хочу быть богатым, здоровым и всегда иметь хорошее настроение.

108. Я считаю, что если я хороший, ценный работник, то пусть о моей душе и здоровье заботятся другие специалисты, а моя задача -делать свое конкретное дело, не щадя себя.

109. Меня несколько пугает тяжелая физическая работа и специфические отношения в строительных бригадах.

ПО. Не хотел бы я общаться с людьми, которые ради очередной сенсации готовы искажать информацию.

111. Я считаю, что работать на каком-нибудь заводе или фабрике - это ниже моего достоинства.

112. Не хотел бы я постоянно волноваться от того, что ученики могут меня не понять и вообще плохо про меня подумать.

1 1 3. Чем меньше я б у д у д у м а т ь о добре и зле, о проблемах социальной справедливости, тем спокойнее и богаче будет моя жизнь.

114. Не хотел бы я постоянно следить за дорогой, все время беспокоиться о том, как бы не совершить аварию.

115. Мне не хотелось бы иметь дело с техническими чертежи, проектами и компьютерными программами.

116. Моя честь и совесть для меня важнее, чем собственное благополучие и завистливые разговоры (оценки) окружающих.

117. Я не хочу иметь дело с теми, кто живет в каком-то идеальном, вымышленном мире.

118. Я считаю, что нельзя ни при каких условиях применять ору-4 жие против любого человека, даже если это злостный преступник (ведь с ним тоже можно договориться по-хорошему).

119. Я считаю, что чем больше презираешь клиента или посетителя, тем больше он тебя уважает.

120. Я считаю, что иногда можно и унизиться, если это позволит тебе получить существенные средства к существованию, даже нигде не работая.

 

 


 

Таблица «Профессии, получаемые на пересечении предметов и средств труда (ориентировочные примеры профессий)»

Предметы труда Внешние и внутренние средства труда    
    Ручные и простые приспособления Технические Коммуникативно-артистические Теоретические Организационно-лидерские  
1. Живая природа Биолог (на био- Лаборант-биолог Ветеринар Агроном Эколог  
(растения, микро- станции), Капитан рыболов- Доярка Антрополог Бригадир сель-  
организмы, живот - Боец скота ного судна Дрессировщик Биохимик хозрабочих  
ные) Ветеринар Механизатор сель- зверей и птиц Ботаник Инспектор рыб-  
  Доярка ского хозяйства Зоотехник Генетик надзора  
  Зоотехник (тракторист, во- Кинолог (собако- Зоолог Лесник  
  Лаборант-биолог дитель, машинист вод) / Ихтиолог Фермер-органи-  
  Лесовод (лесник) комбайна) Медсестра Микробиолог затор производ-  
  Коневод Оператор машин- Фельдшер Океанолог ства  
  Рабочий зеленого ного доения Э.колог Орнитолог    
  хозяйства Рыбовод Садовник Пастух, чабан, оленевод, табунщик-Пчеловод Оператор по искусственному разведению животных Цветовод-декоратор Рыбак   Физиолог Эколог Эмбриолог    
2. Техника (стан- Автослесарь Автомеханик Бригадир на про- Дизайнер Бригадир на  
ки, агрегаты, ап- Контролер ОТК Испытатель раз- изводстве (технический производстве  
паратура, транс- Регулировщик личных техниче- Контролер ОТК дизайн) Испытатель  
порт, вычисли- радиоаппаратуры ских приборов и Начальник сме- Изобретатель различных  
тельная техника) и приборов устройств ны, цеха Инженер-кон- технических  
  Слесарь-ремонт- Наладчик автома-   структор устройств  
  ник тических линий и   Оператор АЭС, (включая космо-  
  Теле-, радиомастер ЭВМ   ГРЭС, ТЭЦ навтов)  
  Чертежник-кон- Наладчик полигра-   Программист Начальник сме-  
  структор фического обору-   Проекти- ны, цеха  
  Электромонтер дования Оператор ЭВМ Оператор АЭС, ГРЭС, ТЭЦ Слесарь-сборщик двигателей Физик-экспериментатор   ровщик эргати-ческих систем Физик-теоретик    
3. Человеческий Антрополог (в экс- Врач-рентгенолог Врач-акушер Врач-иссле- Главврач  
организм (система педиции) Врач-стоматолог Врач-массажист дователь (по Культ-  
здравоохранения и Визажист Зубной техник- Врач-отоларин- различным на- организатор  
физическая культу - Косметолог протезист голог * правлениям) здравниц и тур-  
  Массажист Тренер по тех- Врач-рентгено- Нейропсихолог баз  
  Медсестра ническим видам лог Психофизио- Руководитель  
  Парикмахер спорта Врач-стоматолог лог-иследо- спортивно-оздо-  
  Проститутка   Врач-терапевт ватель ровительного  
  Санитар Спортивный тренер   Врач-фармацевт Врач-хирург Проститутка Тренер спортив-но-оздоровитель-ной секции   учреждения  
4. Сознание кон- Няня в детских Руководитель Артист детского Педагог-иссле- Директор об-  
кретных детей и яслях кружка техниче- театра дователь разовательного  
подростков Гувернантка ского творчества Воспитатель дет- Священник учреждения  
  Педагог в музы-   ского сада   Завуч школы  
  кальной школе   Врач-дефектолог   Инспектор орга-  
  Педагог органи-   Врач-логопед   нов управления  
  затор внеурочной   Врач-педиатр   образования  
  работы Руководитель кружка прикладных ремесел Руководитель кружка художественного творчества Руководитель танцевального кружка   Гувернантка Детский психолог Инспектор по делам несовер-шеннолетн. Мастер производственного обучения Педагог-психолог Педагог-предметник Проф-консультант (в школе, в центре работы с молодежью) Социальный педагог Учитель начальных классов   Священник  
5. Неживая при- Ассенизатор Бурильщик сква- Бригадир (в сфе- Агрохимик Бригадир  
рода (космос, воз- Дворник жин ре добычи полез- Астроном Начальник ка-  
дух, вода, почва, Кладбищенский Водитель самос- ных ископаемых) Геодезист рьера, шахты  
недра земли, эколо- рабочий вала Кладбищенский Геолог    
гические системы) Нефтяник (рабо- Мастер орошения рабочий Гидро-    
  чий) Машинист горных Начальник карье- мелиоратор    
  Огранщик алмазов выемочных машин ра, шахты Картограф    
  Рабочий геологи- Машинист экска- Эколог Маркшейдер    
  ческой партии ватора   Метеоролог    
  Резчик по камню Шахтер Тракторист-бульдозерист Химик-эксплуатационщик   Эколог    
6. Финансово-экономические системы (банки, бизнес) Делопроизводитель Инкассатор Курьер Охранник в банке Секретарь-референт, машинистка Оператор кассовых аппаратов Бизнесмен Маркетолог Руководитель финансовой службы Секретарь-референт Сотрудник налоговой службы и налоговой полиции Финансовый инспектор Бизнесмен Бухгалтер Маркетолог Экономист (тактическое и стратегическое планирование) Бизнесмен Охранник в банке Руководитель финансовой службы Сотрудник налоговой службы и налоговой полиции Финансовый инспектор  
7. Сознание конкретных взрослых людей Проститутка Психолог (исследования, обработка результатов, проведение тренингов) Психофизиолог (исследование психических процессов на аппаратуре) Библиотекарь Педагог в колледже и вузе Проститутка Профконсуль-тант (в службе занятости) Психиатр Психоаналитик Психолог-практик Психотерапевт Священник Социолог Драматург Композитор Писатель Поэт Психолог Священник Социолог Философ Руководитель психологического центра Руководитель учреждения культуры (театра, музея, куль-турно-досугово-го центра) Священник  
8. Собственные Альпинист Артист цирка (но- Артист театра Драматург Дипломат
душа и тело работ - Артист театра мера с использова- Артист цирка Педагог Общественный  
ника Артист цирка нием техники) Артист эстрады Писатель деятель  
  Артист эстрады Каскадер Диктор радио и Политик Политик  
  Каскадер Летчик телевидения Поэт Руководитель,  
  Летчик Офицер Дипломат Психолог менеджер  
  Манекенщица Пожарник Манекенщица Руководитель, Священник  
  Музыкант-испол- Спасатель Общественный менеджер Тренер '  
  нитель Спортсмен (тех- деятель Священник    
  Офицер нические виды Педагог Философ    
  Охранник Пожарник Проститутка Спасатель Спортсмен Фотомодель спорта) Политик Проститутка Психолог Руководитель, менеджер Священник Спортсмен (командные виды спорта) Тренер Фотомодель      
9. Строительные Арматурщик Водитель панеле- Прораб Архитектор Прораб  
объекты (дома, со- Изолировщик воза, самосвала Руководитель Инженер-ги- Руководитель  
оружения, дороги. Каменщик Каменщик-монтаж- строительства дротехник строительства  
трубопроводы) Кровельщик ник Специалист по Инженер-стро-    
  Маляр Камнетес-гранит- связи организа- итель    
  Облицовщик-пли- чик ции с обществен-      
  точник Машинист авто- ностью («паблик      
  Паркетчик Плотник Штукатур Электромонтажник освещения и осветительных сетей крана Машинист башенного крана Проходчик (метрополитен) Столяр Тракторист-бульдозерист Трубоукладчик Электрогазосварщик рилейшнз»)      
10. Системы мас- совой коммуника ции, индустрия развлечений (теле-, радиосистемы, пресса) Журналист (в ко- мандировках) Корректор Продавец в газет- ном киоске Ретушер Наборщик на на- борно-печатающих машинах Оператор фотона- борной техники Переплетчик Ведущий, ком- ментатор теле-, радиопрограммы Диктор радио и телевидения Журналист Продавец в газетном киоске Фотокорреспондент Журналист Корректор Редактор Главный редак- тор Руководитель теле-, радио- вещательной службы  
   
   
11. Материалы и заготовки (по- луфабрикаты для различных видов производства) Мастер по пошиву одежды и обуви Монтажник радио- аппаратуры и при- боров Обвальщик мяса, жиловщик Обработчик море- продуктов Повар Портной Слесарь-инструментальщик Слесарь механосборочных работ Формовщик Электрогазосварщик Электромонтер Металлург Оператор по очистке и сушке зерна Оператор по при- готовлению и раз- даче кормов Оператор конди- терских произ- водств Оператор прокат- ного стана Оператор станков" с числовым программным управлением (ЧПУ) Станочник широкого профиля Техник и инженер технолог мясной и птицеперерабатывающей промышленности Швея-мотористка Бригадир Руководитель, менеджер Специалист по связям с обще- ственностью («паблик ри- лейшнз») . Инженеркон- структор (на разных произ- водствах) Инженер-тех- нолог Техник-кон- структор Техник-техно- лог Физик Химик Бригадир Руководитель, менеджер  
   
   
   
   
   
   
   
12. Научнообразо-вательные системы Архивариус Методист учебного заведения Организатор учебного процесса Лаборант Этнограф Лаборант (использующий сложную технику) Программист Физик-экспериментатор Химик-экспериментатор Библиотекарь Педагог в колледже и вузе Учитель-предметник Этнограф Математик Педагог в колледже и вузе Учитель-предметник Ученый-проектировщик (разработка конкретных методов) Ученый-теоретик Физик Филолог Химик Руководитель научно-образовательного учреждения  
13. Общественно-политические системы (социально-политические общности и классы, национально-этнические группы, общественное сознание) Археолог Архивариус Имеджмейкер Лаборант Этнограф Статистик (обработка общественно-экономической информации на ЭВМ) Диктор радио и телевидения Дипломат Ведущий обще-ственно-полити-ческой программы на радио и телевидении Общественный деятель Переводчик Политик Публицист Социолог Экскурсовод Этнограф Археолог Дипломат Имиджмейкер Историк Культуролог Политолог Публицист Социолог Специалист по связи организации с общественностью («паблик ри-лейшнз») Филолог Экономист Этнограф Общественный деятель Руководители страны на государственном и федеральном уровнях  
14. Транспортные Бортпроводник Водитель автобуса Водитель такси Диспетчер Бригадир поез-  
системы (пассажи - Грузчик Водитель автока- Диспетчер транс- транспортных да (состава)  
ра-, и грузоперевоз - Кондуктор в город- ра, автопогрузчика портных систем систем Капитан судна  
ки) ском транспорте Водитель такси Капитан судна Штурман (в Командир лет-  
  Контролер биле- Водитель трамвая Проводник ж/д авиации, на ного экипажа  
  тов Водитель троллей- составов морском и реч- Начальник ж/д  
  Проводник ж/д буса Стюардесса ном флоте) станции.  
  составов Инженер-механик     Руководитель  
  Стюардесса Капитан судна Летчик-пилот Машинист автокрана Машинист метро Машинист поезда Моторист-рулевой (на речном и морском транспорте)     транспортного предприятия  
15. Организацион- Контролер ОТК Оператор автома- Бригадир Инженер-кон- Бригадир  
шигроизводствен- Макетчик тических линий(в Контролер ОТК структор Начальник  
ные системы (про- Мастер по пошиву разных видах про- Маркетолог Консультант по участка, цеха,  
изводство товаров , одежды и обуви изводства) Менеджер по управлению смены  
техники, оборудо- Монтажник аппа- Оператор прокат- персоналу Программист Руководитель  
вания) ратуры и приборов ного стана Начальник участ- Проекти- предприятия  
  Слесарь механос- Инженер-технолог ка, цеха, смены ровщик эргоно- Экономист  
  борочных работ Оператор станков Руководитель мических систе (тактическое и  
  Слесарь-сборщик сЧПУ предприятия (инженерный стратегическое  
  двигателей Станочник широ- Специалист по психолог) планирование  
    кого профиля связи организа- Руководитель развития орга-  
    Техник-технолог ции с обществен- предприятия низации)  
    Формовщик ностью («паблик Специалист по    
    Швея-мотористка рилейшнз») связи организации с общественностью («паблик ри-лейшнз»)    
16. Антиобще- Вор-домушник Грабитель банков Авторитет уго- Предатель на- Авторитет уго-  
ственная деятель- Вор-карманник Компьютерные ловного мира циональных ловного мира  
ность Бандит преступления Вымогатель интересов стра- Работник СМИ,  
  Вымогатель Угонщик автомо- Карточный ш у - ны поддерживаю-  
  Карточный шулер билей лер Теоретик наци- щий антиобще-  
  Киллер   Наперсточник онализма ственных дея-  
  Мелкое хулиган-   Насильник Теоретик обще- телей  
  ство   Работник СМИ, ственной пас- Руководители-  
  Наперсточник   поддерживаю- сивности расхитители  
  Насильник   щий антиобще- Теоретик экс- Склочник, скан-  
  Рэкетир   ственных деяте- тремизма далист (дезорга-  
  Торговец наркоти-   лей Теоретиканти- низует работу)  
  ками   Торговец нарко- общественной    
  Торговец людьми и их органами   тиками деятельности    
17. Духовно-эсте- Гравер Дизайнер Драматический Архитектор Продюсер  
тические системы Дирижер Столяр-красноде- артист Библиотекарь Режиссер в теа-  
  Камнетес-гранит- ревщик Музыкант-испол- Драматург тре и кино  
  чик Огранщик алмазов нитель Искусствовед Руководитель  
  Кладбищенский Художник-декора- Педагог Композитор бюро ритуаль-  
  рабочий тор Продюсер Педагог ных услуг  
  Мастер народных Ювелир Психолог Писатель Руководитель  
  промыслов   Режиссер в теа- Поэт культурно-про-  
  Монах (в монасты-   тре и кино Психолог светительного  
  ре)   Священник Режиссер в учреждения  
  Музыкант-испол-   Цирковой артист театре и кино Священник  
  нитель   Экскурсовод Священник    
  Настройщик музы-   Эстрадный ар- Скульптор    
  кальных инстру-   тист (включая Философ    
  ментов   комиков) Художник    
  Резчик по дереву и кости Художник-реставратор Скульптор Художник, Эстрадный и цирковой артист   Этнограф Этнограф    
18. Системы без- Инспектор ГИБДД Инспектор ГИБДД Адвокат Адвокат Армейские офи-  
опасности и под- Пожарник Матрос (ВМФ) Инспектор Военный тео- церы  
держания порядка Служба спасения Офицер армии и ГИБДД ретик Офицеры служ-  
  Солдат (род войск флота Офицер армии и Правовед бы безопасно-  
  - общевойсковой) Пожарник флота Прокурор сти  
    Служба спасения Офицер службы Судья Руководитель  
    Солдат (техниче- безопасности Философ (фи- юридической  
    ские рода войск) Прокурор лософия права) службы  
      Следователь Эколог(охрана Сотрудник нало-  
      Сотрудник на- окружающей говой службы и  
      логовой службы среды) налоговой по-  
      и налоговой полиции Судья Участковый милиционер Эколог(охрана окружающей среды) Юрист-консультант лиции  
19. Торговля и сервис (включая почту и связь) Банщик Бармен Визажист Горничная Домашняя прислуга Киоскер Косметолог Оператор кассовых аппаратов Официант Парикмахер Повар Портной Почтальон Приемщица вещей Продавец непродовольственных товаров Продавец прод товаров Проститутка Работник почты Сантехник Швейцар Водитель такси Мастер по ремонту одежды и обуви Оператор кассовых аппаратов (кассир) Телефонист Банщик Бармен Визажист Горничная Домашняя прислуга Киоскер Косметолог Маклер Официант Парикмахер Портной Приемщица вещей Продавец непродовольственных товаров Продавец продовольственных товаров Проститутка Работник справочных служб Сантехник Швейцар Маркетолог Рекламный агент Специалист по связям организации с общественностью («паблик ри-лейшнз») Руководитель торгового предприятия или службы сервиса  
20. Тунеядство Алкоголик Телевизионный Демагог Демагог Работник СМИ,  
  Бродяга, бомж-по- «наркоман(ка)» «Богатый наслед- Образованный, пропагандирую-  
  прошайка («про-   ник» но слабоволь- щий иждивенче-  
  фессиональный   Бродяга, бомж- ный человек ские настроения  
  нищий»)   попрошайка (способный Руководитель,  
  Наркоман   Карьерная про- «обосновать» не способный  
  Симулятор забо-   ститутка (прода- свою бездея- реализовать  
  леваний (с целью   жа своей совести тельность) свои возмож-  
  увильнуть от рабо-   и тела в целях «Цыганский» ности  
  ты)   построения крье- образ жизни Склочник, скан-  
  «Цыганский» об-   ры) «Член тусовки» далист (дезорга-  
  раз жизни   Работник СМИ, (лень, поддер- низует работу)  
  Экономическая   пропагандирую- живаемая «об-    
  проститутка (вы-   щий иждивенче- щественным    
  годное замужество)   ские настроения Симулятор заболеваний «Цыганский» образ жизни «Член тусовки» (бессмысленное проведение времени) Экономическая проститутка (выгодное замужество) мнением»)    
                                                                     

 

 

Общая характеристика методики

Методика включает в себя две основные части.

Первая часть методики - «Перекресток - 1» предназначена для определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда. Это позволяет в итоге уточнить наиболее привлекательные профессии (по специальной таблице - на пересечении, т.е. на перекрестке привлекательных предметов и средств труда).

Вторая часть методики - «Перекресток -2» является вспомогательной и предназначена для определения наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде. В итоге это позволяет соотнести уровень профессиональных предпочтений (претензий) клиента и его готовности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои претензии (по специальной таблице - на пересечении, т.е. опять же на перекрестке уровня профессионального образования и уровня самостоятельности).

Данная методика заявлена как активизирующая, т.е. собственно психодиагностический эффект является не главным. Более важным является провоцирование размышлений самоопределяющегося старшеклассника над сложными мировоззренческими проблемами, связанными с выбором профессии и учебного заведения.

Но если данную методику использовать вместе с другими известными методами профессиональной психодиагностики, то ее диагностический эффект может повыситься.

Мы выражаем особую благодарность за помощь в сборе и обработке данных для составления новых «норм» психологу московской школы № 848 Е.В. Лямкиной и педагогу школы № 1 г. Долгопрудного Московской области О.Н. Мелехиной.

68 Раздел 2. Методики для работы с классом (20—25 человек)

Общие условия использования методики «Перекресток»

1. Методика предназначена для работы со старшеклассниками.

2. По времени проведения вся методика занимает: «Перекресток - 1» около 1, 5 часов, «Перекресток - 2» около 40-45 минут.

3. Методика «Перекресток», проведенная по полной схеме, больше подходит для индивидуальной профконсультаций (в идеале - в комбинированном компьютерно-ручном варианте). Однако отдельные части методики могут использоваться сам самостоятельные опросники, и тогда их можно включать в работу с группой (или классом).

4. Обычно результаты опросников (в ручном варианте использования) подсчитывают сами клиенты. Объясняется это тем, что методика активизирующая, и клиенты должны самостоятельно осмысливать полученные результаты.

5. Старшеклассники самостоятельно чертят бланки ответов (ведущий внятно объясняет, как это делать и показывает пример такого бланка на классной доске).

Некоторые особенности использования методики «Перекресток»

Методика «Перекресток» является активизирующим опросником, поэтому процедура ее проведения должна строиться несколько иначе, чем при проведении «настоящих» тестов.

Во-первых, психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы - это маленькие философские дилеммы. Заметим, что сама методика задумывалась как провоцирование размышлений над подобными вопросами. Например, вместо того чтобы прямо ставить данные вопросы перед учащимися, эти вопросы просто включены в другую деятельность - заполнение бланка ответов. В итоге опросник воспринимается большинством клиентом как вполне нормальный.

Во-вторых, некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать, что также категорически запрещается при работе с «настоящим» тестом. Идея комментирования некоторых вопросов была подсказана учащимися, которые часто сами (и по-своему) комментируют заинтересовавшие их вопросы. Психолог лишь просто перехватывает у них инициативу... Кроме того, психолог может с помощью таких комментариев обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения.

В-третьих, у самих некоторых педагогов и психолргов могут возникнуть вопросы, связанные с такими «профессиональными группами» как «Антиобщественная деятельность» и «Тунеядство». Конечно, включение таких групп является нетрадиционным для подобных методик. К сожалению, часть подростков размышляет и о таких пер-

Активизирующий опросник «Перекресток» 69

спективах своего самоопределения (иногда из озорства, иногда вынужденно, в силу специфического социально-экономического положения многих семей). Смысл обсуждения таких перспектив не в том, чтобы поддержать подобные ориентации подростков, а в том, чтобы открыто решать данные проблемы. Если не педагоги и психологи начнут обсуждать с учащимися подобные вопросы, то тогда кто? К сожалению, другие «специалисты» времени зря не теряют.

В-четвертых, при обработке и интерпретации результатов в опроснике «Перекресток» следует помнить, что некоторые нормы произвольно нами сдвинуты «вверх». Например, «нормы» для «Антиобщественной деятельности» для мальчиков раньше были: (- 8)

- (- 4) и тогда многие попадали в «плюс», что как бы «подтверждало» их намерения... Мы изменили «нормы», которые стали выглядеть так: (- 3) - (+3) и тогда уже редко кто из подростков попадаете «плюс»... Аналогично изменены нормы для «Тунеядства»: с (- 5) - (- 2) раньше -до (0) - (+5) сейчас... Соответственно, изменены «нормы» для девушек: по «Антиобщественной деятельности» - с (- 7) - (- 3) раньше - до (- 3) - (+5) сейчас, а для «Бродяг-попрошаек» - с (- 6) - (- 3) ранее - д о (0)

- (+6) сейчас.

В-пятых, на этапе подведения итогов некоторые участники могут быть недовольны результатами. Ни в коем случае нельзя слишком серьезно подходить к таким результатам. Например, возможна ситуация, когда психолог может примерно так успокоить учащегося: «Скорее всего, у тебя просто плохое настроение, и в другой раз результаты будут несколько иными», «Это не твоя вина: скорее всего, методика не совсем удачная».и т.п. Но в любом случае клиент не только может задуматься над такими «неудачными» результатами, но и как-то эмоционально отнестись к такой неудаче.

Некоторые проблемы интерпретации результатов

Как уже отмечалось, методика «Перекресток» не является психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно, и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность.

При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения - это своеобразная подстраховка для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают.

Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опровником «Перекресток» явилось бы не только обсуждение кон-

70 Раздел 2. Методики для' работы с классом (20—25 человек)

кретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы.

Опросник «ПЕРЕКРЕСТОК -1»

Цели методики

Выявить наиболее привлекательные для учащихся предметы (сфер) труда.

Выявить наиболее привлекательные для учащихся внешние и внутренние средств труда.

Соотнести предметы и средства для уточнения наиболее привлекательных для клиента профессий (по специальной таблице).

Активизировать (спровоцировать) самоопределяющегося учащегося для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий.

Время проведения

Рекомендуется проводить опросники по выявлению предметов (сфер) и средств труда на одном занявши или в рамках одной профконсулъ тации. Это позволит как бы на одном дыхании определить по таблице на пересечении предметов и средств труда конкретные профессии.

Естественно, если такой возможности нет, то эти опросники можно проводить и на разных занятиях (профконсультациях). Например, на первом занятии определяются наиболее привлекательные «предметы (сферы) труда», а на втором занятии - наиболее привлекательные «средства труда» й сразу же отыскиваются по таблице наиболее интересные для клиента профессии.

Инструкция

Методики позволит вам ориентировочно определить наиболее привл тельные для вас сферы производства, связанные с теми или иными пред ми труда. В дальнейшем это позволит нам уточнить наиболее привлека ные для вас профессии.

Ход работы

1. Учащиеся чертят бланк ответов для опросника «Перекресток -1».

2. Психолог зачитывает вопросы опросника, а каждый учащийся в своем бланке ответов проставляет баллы, показывающие его желание выполнять те или иные трудовые действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие на работе).

 

3. Подсчет результатов:

Сначала перед всеми баллами во второй, четвертой и шестой колонках проставляется знак «минус».

Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов, и результат записывается справа от бланка (графа «Сумма баллов») - в итоге получается двадцать результатов, соответствующих двадцати сферам труда (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули). '

Далее психолог зачитывает нормы отдельно для юношей и для девушек (см. таблицу «Нормы для опросника «Перекресток - предметы (сферы) труда»).

После зачитывания нормы по каждой из двадцати сфер труда учащийся сам подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

- учащийся записывает каждую норму в графу «Нормы»;

- если результат попадает в «норму», то считается, что к данной группе профессий интерес обычный; в графе «Результаты» записывается «0»;

- если результат выходит за рамки «нормы», то производятся нехитрые вычисления - определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы. Например, результат -(+5), а «норма» - (- 4, +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) - (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий - соответственно, в графе «Результаты» записывается «+2». Или другой пример: результат. - (-7), а «норма» - (- 2, +2); вычитаем из своего результата крайнее, т.е.

78 Раздел 2. Методики для работы с классом (20—25 человек)

опять же ближнее значение нормы: (- 7) - (- 2) = (- 5). Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий - в графе «Результаты» записывается «-5» и т.п.

После соотнесения учащимися своего результата с нормой психолог зачитывает название сферы труда, а учащийся записывает это название в графе «Предметы (сферы) труда». Далее определяется соответствие по следующей сфере труда и т.д.

В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то сферам труда результаты плюсовые (интерес к соответствующим сферам имеется), по каким-то - нули (интерес не выраженный), а где-то - минусы (интерес отсутствует).

Опросник «Перекресток - внешние и внутренние средства труда»

Проведение работы по этому опроснику аналогично только что описанной процедуре определения наиболее привлекательных предметов (сфер) труда (см. выше).

При этом используется нижняя часть бланка ответов (см. таблицу

 

Уточнение привлекательности профессий для учащихся

1. Учащиеся рассматривают таблицу «Профессии, получаемые на пересечении предметов и средств труда (ориентировочные примеры проф сий)».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
жылы ТМД-дағы KPMG KPMG Europe LLP бір бөлігі болды | Азақстандағы туризм дамуының қазіргі жағдайы және болашағы›› тақытыбы бойынша эссе жазыңыз.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных