Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концептуальные основы логико-структурного подхода в управлении проектами




Контрольная работа

по дисциплине

Управление проектами

Целью выполнения контрольной работы является формирование навыков и умений реализации элементов логико-структурного подхода (ЛСП) в управлении проектами.

Концептуальные основы логико-структурного подхода в управлении проектами

 

Логико-структурный подход (ЛСП) был разработан Агентством Международного развития в США в конце 60-х годов для оказания помощи в планировании, управлении и оценке процессов и мероприятий.

ЛСП состоит из аналитической фазы и фазы планирования.

Таблица 1.

Логико-структурный подход к разработке проекта

Аналитическая фаза Фаза планирования
Этап 1: Анализ заинтересованных сто­рон - идентификация групп, отдельных лиц и учреждений, интересы которых проект может затронуть, идентификация их основных ключевых проблем и огра­ничений и возможностей. Этап 4: Выделение логики участия – определе­ние составных частей проекта, проверка его внутренней логики, формулировка целей с точки зрения возможностей их измерения.
Этап 2: Анализ проблем - формулировка проблем, определение причинно-следст­венных связей и построение дерева про­блем. Этап 5: Указание допущений и факторов риска - выявление условий, могущих оказать отрица­тельное влияние на выполнение проекта и не поддающихся контролю со стороны менедж­мента проекта.
Этап 3: Анализ целей - выведение целей из определенных проблем; определение отношений "средства достижения – ко­нечный результат", объединение целей в группы и определение стратегии про­екта. Этап 6: Определение показателей – определение способов измерения прогресса, достигнутого в выполнении проекта; формулировка показате­лей; определение средств измерения.
  Этап 7: Составление графика мероприятий - ус­тановление последовательности и взаимозави­симости мероприятий, указание их предпола­гаемой продолжительности; расстановка вех и распределение обязанностей.
  Этап 8: Составление плана расходов – указание требующихся ресурсов, разработка графика рас­ходов, подготовка подробного бюджета.

Основным выходным продуктом ЛСП является логико-структурная матрица. По такой матрице излагается краткое содержание проекта, приводятся допущения, лежащие в основе его стратегии, а также указывается способ мониторинга проекта. На схеме 2 обобщенно представлены структура и содержание матрицы.

Этап 1 - Анализ заинтересованных сторон. Первой задачей аналитической фазы является определение участников процесса. Заинтересованными сторонами являются отдельные лица, группы лиц или учреждения, интересы которых затрагивает проект.

Целью анализа заинтересованных сторон являются определение основных из них, оценка их интереса в осуществлении проекта или "выгоды" от него, а также того, каким образом их интересы сказываются на жизнеспособности и рискованности проекта. Для этого необходимо выяснить следующее:

- каковы выгоды заинтересованных сторон от участия в проекте, а также их возможные потери (и/или затраты);

- возможны ли столкновения интересов заинтересованных сторон, сказывающиеся на рискованности проекта;

- существующие и потенциальные отношения между заинтересованными сторонами и возможность их использования в целях расширения перспектив успеха проекта;

- адекватные формы участия в проекте различных заинтересованных сторон.

Лучше всего проводить анализ заинтересованности сторон во время рабочей встречи типа "мозговой атаки", в которой участвуют основные потенциальные партнеры проекта. Задача такой встречи – обсудить проблемы, с которыми заинтересованные стороны сталкиваются в области основной направленности проекта.

Этап 2 - Анализ проблем. Стремление к некой цели (желаемому будущему) является косвенным признанием того, что сохранение существующего положение вещей нежелательно или иными словами, что существует некая проблема в настоящем времени. Этап "Анализ проблем" включает две задачи:

1. идентификацию основных проблем партнера;

2. разработку дерева проблем, с тем чтобы установить иерархическое расположение проблем и причинно-следственные связи между ними.

Анализ проблем составляет важную часть рабочей встречи заинтересованных сторон. Он включает анализ уже выявленных проблем с учетом мнения каждой заинтересованной стороны, что обеспечивает сбалансированность анализа, при котором принимаются во внимание различные и иногда противоположные взгляды. Цель состоит в получении общего, по возможности консенсусного представления о ситуации и структуризации выявленных проблем в форме дерева проблем.

Этап 3 - Анализ целей. В то время как анализ проблем представляет отрицательные аспекты существующей ситуации, анализ целей представляет положительные аспекты желаемой будущей ситуации. Он включает переформулировку проблем в цели, т.е. дерево целей может рассматриваться как положительное зеркальное отображение дерева проблем.

Центральная проблема формулируется как основная задача проекта, а отношения "причина - следствие" становятся отношениями "средства - конечный результат". Нужно помнить что, точно сформулированная цель должны отвечать следующим отличительным признакам:

Ø реальность - возможность достижения в рамках заданных финансовых и физических ресурсов и предусмотренного периода времени;

Ø определенность - условие, при котором всякое продвижение вперед на пути к цели может быть отнесено к проекту, а не какой-либо иной причине;

Ø измеримость - возможность количественной оценки осуществления проекта, приемлемая стоимость и приемлемые затраты усилий.

Этап 4 - Определение логики участия. Логика участия проекта представляет собой текстовое описание проекта на каждом из четырех уровней "иерархии целей": действий, результатов, конкретных и общих целей. Определение логики участия является первым этапом составления логико-структурной матрицы. При этом действия (мероприятия) должны определяться в данной матрице с такой степенью комплексности, чтобы руководитель проекта мог сосредоточить свое внимание в большем степени на стратегическом аспекте управления, нежели на тактическом. Тактические вопросы могут рассматриваться с помощью других приемов, таких как составление графика действий и плана расходов - этапы 7 и 8 ЛСП.

Результаты следует определять как значимые выходные продукты, произведенные благодаря действиям. На руководителя проекта может быть возложена ответственность за достижение этого результата. Кроме того, отдельная задача должна ограничиваться разумной временной перспективой (год или меньше), не разумно возлагать на руководителя проекта (и/или отдельного менеджера проекта) ответственность за результат задачи, решаемой за более длительные периоды.

Конкретные и общие цели должны быть связаны в ходе своей реализации и обладать определенной направленностью. Оба эти уровня следует определять с такой точностью, которая позволит вести эффективный мониторинг допущений и факторов риска. Если цели поставлены на чрезмерно высоком уровне, влияющие на их достижение допущения и факторы риска станут настолько многочисленными, что их мониторинг будет отвлекать управляющий коллектив от самого осуществления проекта.

При реализации данного этапа ЛСП следует также учесть, что основное задачей при переносе целей из дерева целей в логико-структурную схему является выяснение различий между целями, результатами и действиями, определяющих степень управляемости проекта. Также управляемость тесно связана с включенными в план проекта предположениями и факторами риска.

Реализуя свой уровень управляемости, руководитель проекта:

Ø распоряжается ресурсами;

Ø несет ответственность за их эффективное использование в ходе ведения действий;

Ø отчитывается за достижение результатов.

Индивидуальные (конкретные) цели должны определяться с точки зрения их реальности и управляемости, и в компетенции руководителя проекта входит наблюдение за тем, в какой мере результаты ведут к достижению конкретных целей, и принятие в случае необходимости управляющих воздействий по корректировке. На деле именно связь "от результатов - к индивидуальным целям" является критической для успеха проекта. Общие цели относятся к более широкой сфере влияния проекта и, находясь в дальнейшем вне контроля со стороны руководителя проекта, они, тем не менее, должны отвечать требования реальности и измеряемости.

Этап 5 - Определение допущений и факторов риска. На осуществление проекта и его способность к саморегулированию, как правило, оказывают влияние внешние факторы, которые выходят за контролируемые рамки проекта. Для успешного осуществления проекта эти условия следует иметь в виду и включать в качестве допущений в четвертую колонку логико-структурной матрицы. Необходимо учитывать важность допущений: цель (на каждом уровне иерархии первого столбца матрицы) может считаться достигнутой тогда и только тогда, когда удовлетворяется сделанное допущение. После этого осуществление проекта может переходить на следующий уровень.

Одна из функций разработчиков проекта состоит в выявлении таких внешних факторов и, по возможности, учета в плане проекта механизмов, позволяющих или работать с этими факторами, или вести наблюдение за их влиянием. Вероятность этих условий и значимость их выполнения должны быть представлены в общей оценке степени риска проекта. Некоторые из них будут иметь решающее значение для успеха проекта, другие же будут незначительными. Результаты проводимой оценку важности внешних факторов и допущений можно представить с помощью алгоритма (рис. 1.).

Рис. 1. Алгоритм учета внешних факторов и допущений[1]

 

Задание

Необходимо применить ЛПС к разработке проекта по определенному направлению. Темы разрабатываемых проектов, а также цели, ее уточняющие, определяются в соответствие с номером варианта – п.4. данного задания. Контрольная работа носит творческий характер, поэтому каждый из студентов имеет возможность изменить ее тему. В этом случае новая тема должна быть в обязательно порядке согласована с преподавателем, проверяющим работу, и удовлетворять следующим требованиям:

1. Полное совпадение с темами других вариантов НЕ допускается.

2. Работа должна быть посвящена разработке управленческого проекта и строиться на использовании логико-структурного подхода.

При разработке плана управленческого проекта, направленного на создание нового структурного подразделения, для определения функций руководителя такого подразделения рекомендуется использовать Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС). Электронную версия данного справочника можно найти по эл. адресу: http://bizlog.ru/eks/.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных