Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
кризиса социализма и распада СССР
Задание № 1
1) Составьте схему: «Составьте схему органов государственной власти и управления СССР в 1960 – 70-х гг.
2) Составьте схему: «Система советского права в 1960 – 70-х гг.. Отразите в этой схеме как старые, так и формирующиеся отрасли права.
3) Составьте схему органов государственной власти и управления в Российской Федерации по Конституции 1993 г.
4) Составьте схему судебной системы РФ.
5) Составьте схему общественно политических сил периода перестройки.
Задание № 2
1) Заполните таблицу: «Сравнительно-правовой анализ Конституций СССР и РСФСР»
№ п/п
| Конституция РСФСР 1918 г.
| Конституция СССР 1924 г.
| Конституция СССР 1936 г.
| Конституция СССР 1977 г.
| 1. Структура Конституции
| 6 разделов (1 - Декларация прав,
2-общие положения, 3 - Конструкция Советской власти, 4 - Активное и пассивное избирательное право, 5 - Бюджетное право, 6 - О гербе и флаге РСФСР), 17 глав, 90 статей.
| 2 раздела (Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР), 11 глав, 72 статьи.
| 13 глав, 146 статей
| Преамбула, 9 разделов, 21 глава, 174 статьи.
| 2. Источники Конституции
| III съезд Советов по инициативе левых эсеров принимает решение о подготовке первой Российской Конституции. 10.07.18. V с” Советов принимает практически без обсуждения, 19.07.19 - опубликована и вступает в действие.
| 31 января 24 — принятие Конституции СССР вторым съездом Советов СССР.
| Принята VIII чрезвычайным съездом Советов 5.12.36.
| 25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения, в котором участвовало 140 млн. чел.(?), было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями à одобрен Пленумом ЦК, 7.10.1977 г. Принята ВС СССР.
| 3. Политическая основа
| Уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление соц. организации общества и победа соц. во всем мире..
| Со второй половины 1922 - непосредственное объединение республик в одно государство. Поиск формы объединения - от конфедерации до включения в состав РСФСР на правах автономии (Сталин). Ленин: добровольность союза как гарантия его прочности, полное равноправие всех наций и народностей, последовательная борьба за ликвидацию их фактического неравенства, свободное развитие каждой республики, неуклонный курс на сближение всех наций, федерация как форма государственного устройства.
| Закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничение компетенции союза и республик.
| Диктатура пролетариата выполнила свою задачу, и советское государство стало социалистическим общенародным. Действует демократический централизм
| 4. Экономическая основа
| Отмена частной собственности, учреждение рабочего контроля на пр-ве, национализация банков, отказ от выплаты займов свергнутых правительств, всеобщая трудовая повинность, вооружение трудящихся и образование Красной армии.
| 921-23 - упорядочение налоговой системы. Натуральный налог - заменяется денежным, вводятся косвенные налоги. Начало восстановления губернских и уездных бюджетов, хотя необходимость получения средств из центра сохраняется. В 1925 - 70% доходов местные власти получали из местных источников - в основном от предприятий, а не налогов. Оздоровление финансовой системы — 21-23 гг обмен денежных знаков — сначала 1: 10000, затем 1: 100. Создание гос сберкасс, расширение кредитной системы. Наряду с Госбанков основываются коммерческие, коммунальные,кооперативные банки, с/х кредитные товарищества. Вводятся внутренние гос займы. Установление единой для всех республик денежной и кредитной системы. Устанавливается бюджет СССР и союзных республик, бюджеты всех союзных республик, кроме РСФСР, получали дотацию от общесоюзного. К компетенции союза было отнесено установление общесоюзных, республиканских и местных налогов, введение внутренних займов.
| Социалистическая система хоз-ва и соц. собственность на средства производства — государственная (всенародное достояние) и колхозно-кооперативная. Допускается мелкое частное хоз-во единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда; гарантировалась правовая охрана личной собственности граждан. Хозяйственная жизнь регулируется государственными н/х. планами. Закреплялся принцип труда и распределения — “от каждого - по способности, каждому - по труду”.
| -Социалистическая собственность на все средства производства в форме государственной (общенародной) и колхознокооперативной собственности. -Личная собственность допускается в определенных пределах, ее основа – трудовые доходы. Она не должна служить основой для извлечения трудовых доходов. -Индивидуально-трудовая деятельность разрешена в сфере кустарно-ремесленных промыслов, с/х., бытового обслуживания – только личный труд граждан и их семей
| 5. Государственное устройство
| Россия - республика Советов рабочих, солдатских и кр. депутатов, федерация советских национальных республик В основе сов госаппарата - принцип демократического централизма.
| Конституция закрепляла следующую структуру власти: Съезд Советов СССР - высший орган власти; ЦИК СССР и Президиум; СНК СССР - исполнительный и распорядительный орган ЦИК; наркоматы - центральные органы отраслевого управления: общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские;
| Изменяется система власти — вместо съездов Советов, циков и президиумов были учреждены постоянные представительные органы - Верховные и местные Советы. Законодательная власть осуществляется “исключительно ВС СССР” - попытка отойти от марксистской идеи объединения законодательной и исполнительной властей в сторону парламентаризма (на словах). Высшим исполнительным и распорядительным органом является Правительство СССР (СНК), образуемое ВС.
| Закрепляется принцип социалистического федерализма, республики являются "суверенными социалистическими государствами", осуществляют самостоятельно власть на своей территории вне пределов, отнесенных к компетенции центра. Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР.
| 6. Высшие органы власти
| Всероссийские съезды Советов - Высшая власть в стране. ВЦИКи - Законодательный, исполнительный и распорядительный орган съезда Советов. СНК – правительство - законодательные функции. В годы гражданской войны - наряду с конституционными создаются чрезвычайные органы власти.
| Съезд Советов СССР - высший орган власти.
| Верховный Совет СССР - высший общесоюзный орган власти, единственный общесоюзный законодательный орган. Две равноправные палаты — Совет Союза и Совет нац-стей. Президиум ВС - высший законодательный и исп-распорядительный орган между сессиями ВС. СНК СССР - Утратил законодательные функции - только исполнительно-распорядительный орган (проведена грань между властью и управлением). Образовывается на первой сессии вновь избранного ВС, подотчетен ему, коллегиальный орган.
| Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей (равное число депутатов в палатах). Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет, местных Советов с 2 до 2,5 лет. Расширены полномочия местных Советов в вопросах социально-эконом развития. Изменилось название – Советы народных депутатов.
| 7. Центральные органы власти и управления
| Управление н/х. - ВСНХ РСФСР и его местные органы. Управление с/х. — НК земледелия. НК продовольствия. НК финансов. НК труда и соц.обеспечения. НК здравоохранения. НК просвещения. Оборона - НК по военным делам. Март 1918 г. - Высший военный совет - для рук-во боевыми операциями — в сентябре 1918 г. заменен РВС республики. Госбезопасность - 6 дек. 1917 - ВЧК по борьбе с к/р., спекуляцией и саботажем. НКВД - Главная идея марксистов - всеобщее вооружение народа.
| Съезд Советов СССР - собирается 1 раз в год, ЦИК СССР и Президиум. СНК СССР - исполнительный и распорядительный орган ЦИК. СНК СССР - исполнительный и распорядительный орган ЦИК. Верховный Суд СССР - который учреждался при ВЦИК (впервые появляется раздел о принципах правосудия и правоохранительных органах). Учреждена должность Прокурора Верховного суда СССР. Наркоматы: 1923 - ВСНХ СССР - руководство общесоюзной промышленностью, регулирование. Вся промышленность разделена по значению и подчиненности на 3 категории - общесоюзные - в ведении ВСНХ, республиканские - СНХ республик, местные - местные и республиканские органы.
| 1932 г - по решению ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР — о перестройке управления промышленностью. Ликвидация ВСНХ, создаются 3 отраслевых министерства - тяжелой пр-сти, легкой пр-сти, лесной пр-сти. Органы внутренних дел. 1930 - ликвидация НКВД как “излишнего звена советского аппарата”. Органы госбезопасности. С 1934 - ОГПУ в составе НКВД и получает название ГУГБ НКВД. Становится ведущим управлением НКВД, в нем в 3,5 раза больше сотрудников, чем в милиции. Вооруженные силы. В 1934 г. разработан план перехода от милиционно-территориальной к кадровой армии. К 1939 г. этот процесс был завершен. 34 - РВС - упразднен, НК по военным и морским делам переименован в НКО СССР
| Основы гос. управления и структура органов власти сохранялась без существенных изменений: ЦК КПСС ® ВС СССР ® Президиум ВС ® Совет министров СССР ® министерства ® республиканские органы® местные Советы. МВД - в его структуре – Главное управление охраны общественного порядка, Управление УР, Управление по БХСС, Управление ГАИ, Управление спец.милиции, ГУВД на транспорте. 1970 г. – восстановлено министерство юстиции. Военная реформа. Цели – переход к профессиональной армии, сокращение ВС и расходов на оборону. Но в итоге – пытались совместить идеи профессионализма (РВСН, ВМФ, ВВС) с принципами строительства многомиллионной массовой армии. На этих основах регулировалось строительство ВС до конца существования СССР.
| 8. Местные органы власти и управления
| Административно-территориальное устройство. Конституция -18 сохранила деление страны на губернии, уезды, волости. К 1933 - завершается переход к областному (краевому), районному делению, в остальных республиках - области и районы. Прошли через период “независимости” - Курская республика, Калужская, Тверская со своими СНК. В 18 г. Город Гусь-Хрустальный объявил войну Германии (после Брестского мира). Съезды Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов — исполкомы. Обстановка военного времени обусловила создание чрезвычайных органов власти на местах - революционных комитетов, которые подразделялись на республиканские, областные (Крымский, Восточно-Забайкальский, Дальневосточный), губ, уездные, городские, подпольные (в тылу врага) и др.
| Каждая республика имела свои органы власти по образцу союзных, а также свою Конституцию при условии, что она не противоречит союзной. За каждой из республик сохранялось право свободного выхода и СССР. Для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство
| Советы депутатов трудящихся - первые выборы в 1939 г. Постоянные комиссии из депутатов, сессионный порядок работы. Исполкомы - только исполнительно-распорядительный орган, а не высшая власть между сессиями. Отделы и управления по отраслям, двойное подчинение.
| Местные Советы - полноправные органы гос. власти на территории их действия, органы общего руководства. Непосредственное управление осуществляли исполкомы и их отделы. Экстерриториальными – были ж/д. и водный транспорт, КГБ, военкоматы
| 9. Права граждан
| Ликвидация частной собственности, запрещение частной торговли, монополия внешней торговли и пр. — вещное право фактически ликвидировано, сокращение договорных отношений — отношения между предприятиями строились уже на основе адм. права. Декрет ВЦИК 27.04.18. “Об отмене наследования” - отменил наследование, как по закону, так и по завещанию. После смерти владельца все движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Супругу или родственникам переходила часть, стоимостью не более 10 тыс. рублей.
| Гражданский Кодекс - вступил в силу с 1 января 1923 г. Состоял из 4 разделов: Общая часть, Вещное право, Обязательственное право. Состоял из 4 разделов: Общая часть, Вещное право, Обязательственное право, Наследственное право; более 400 статей. Новые демократические нормы (не было до революции): гражданская правоспособность предоставляется всем гражданам, неограниченным по суду в правах. Пол, раса, вероисповедание, происхождение не имели никакого влияния на объем гражданской правоспособности
| Декларативный демократизм. Расширила права и демократические свободы, отменила все классовые ограничения: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и болезни, на образование, равноправие мужчин и женщин - впервые на конституционном уровне, независимо от национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, право на образование объединений и общественных организаций
| Основные права, свободы и обязанности граждан. По сравнению с К 1936 в К 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суде действия должностных лиц. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государственным правам других граждан.
| 10.Обязанности граждан
| Обязанность трудиться и всеобщая воинская повинность - возлагались на всех граждан. Оружие доверялось только трудящимся. Особенность - распространение всех политических прав на иностранцев, проживающих на территории России и не пользующихся чужим трудом, местные Советы могли предоставлять им гражданство.
| Обязательственное право. Обязательство - правоотношения, в силу которых одно лицо имело право требовать от другого определенного действия. Юридическими основаниями возникновения обязательства являются — договоры, причинение вреда другому лицу, иные указанные в законе основания. Сделкой или договором признавались действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Недействительна сделка, совершенная против закона или направленная к явному ущербу для государства. Разрешались договоры займа с ограничением взимаемых процентов не свыше 6% годовых; жилые строения могли быть предметом купли-продажи при условии, что в руках покупателя и его семьи не оказалось более одного владения, а продавец и его семья не могли отчуждать более одного владения в 3 года.
| Обязанности - соблюдать Конституцию, защищать Отечество, беречь и укреплять соц. собственность, выполнять законы, блюсти дисциплину труда.
| Обязанности – также расширены – беречь природу, сохранять исторические памятники и другие культурные ценности, всемерно содействовать охране общественного порядка.
| 11.Активное избирательное право
| Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а)все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
| Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна и непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями
| Ст. 134 – 142. Выборы в Советы всех степеней стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Право - с 18 лет.
| Ст.48. Равноправие советских граждан, всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
| 12. Пассивное избирательное право
| Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а)лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б)лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в)частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г)монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е)лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж)лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
|
|
|
| 13. Государственная символика
| Ст.90. Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из Полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
| Ст.70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых в ст. 34: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда. Ст. 71. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2. Ст. 72. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.
| Ст.143. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда. Ст.144. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного полотнища, с изображением на его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2. Ст.145. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.
| Ст.169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". В верхней части герба - пятиконечная звезда. Ст.170. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Ст.171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик утверждается Президиумом Верховного Совета СССР. Ст.172. Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.
|
2) Заполните таблицу «Факторы распада СССР и последствия»
факторы
| экономические
| социальные
| политические
| внутренние
| · Диспропорции экстенсивной экономики (характерные для периода существования СССР, начавшегося после государственного переворота 1953 года и хрущёвской «оттепели»), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
| Растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройку) и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки «догнать» его;
| Политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде.«Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.
| внешние
| Кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
| Глубокие внутренние кризисы и конфликты, в том числе национальные: Нагорно-карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Грузино-южноосетинский конфликт, Грузино-абхазский конфликт;
| Холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам социалистического лагеря, диспропорциональное развитие военно-промышленного комплекса в ущерб другим отраслям экономики страны;
| Последствия
| · кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
| · массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
| ослабление центральной власти
|
3) Заполните таблицу: «Правовая система суверенной России 1990-х гг.»
Название отрасли права
| Источник
| Предмет правового регулирования
| Метод правого регулирования
| Трудовая отрасль
| Конституция РФ, ТК РФ
| Регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями
| сочетание централизованного и децентрализованного (в первую очередь, локального) регулирования;
сочетание единства и дифференциации правового регулирования, характеризующееся наличием, как норм общего характера, так и норм, учитывающих особенности труда различных категорий работников (по объективному или субъективному критериям);
договорный способ установления и изменения трудовых отношений (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке);
| Уголовная
| Конституция РФ, УК РФ
| Регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания
| Метод уголовного права специфичен, он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания.
| Гражданская
| Конституция РФ, ГК РФ
| Регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты
| Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Отраслевой метод правового регулирования общественных отношений раскрывается в четырех основных признаках:
характер правового положения участников регулируемых отношений;
особенности возникновения правовых связей между ними;
специфика разрешения возникающих конфликтов;
особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|