Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Христианский пережиток 12 страница




[dxliii] «Слуги лорда Стренджа» (англ.).

[dxliv] «Слуги графа Дерби» (англ.).

[dxlv] «Слуги короля» (англ.).

[dxlvi] Правильно: граф Саутгемптон — покровитель Шекспира, способствовал получению Шекспиром дворянского герба.

[dxlvii] {467} Комедия Шекспира «Виндзорские кумушки» («Виндзорские насмешницы») была написана по заказу королевы Елизаветы и представлена в Виндзоре в 1598 г.

[dxlviii] О. Уайльд «Критик как художник» (1890), часть 2. Приводим современный перевод: «Кто хочет верно понять Шекспира, должен изучить отношения Шекспира с Ренессансом и Реформацией, с веком Елизаветы и веком Иакова; он должен разбираться в истории борьбы между классическими формами и новыми романтическими веяниями, между школой Сидни, Дэниела и Джонсона, с одной стороны, и, с другой — школой Марло и его сына, превзошедшего отца; он должен знать, каким материалом располагал Шекспир и как им пользовался…» (Уайльд О. Избр. произведения: В 2 т. М.: Республика, 1993. Т. 2. С. 291).

[dxlix] «Боже, короля храни» — первая статья сборника статей Г. Крэга «Искусство театра», написана в 1911 г.

[dl] После закрытия в Англии в 1642 г. всех театров, многие английские актеры оказались в Германии. С 1586 г. в Южной Германии выступают английские труппы, ставящие пьесы английских драматургов. Единственным немецким драматургом, ставящимся этими труппами, был герцог Юлий Брауншвейгский (1564 – 1613).

[dli] «Эмилия Галотти» — пьеса Готхольда Эфраима Лессинга (Lessing, 1729 – 1781), задуманная в 1757 г. как воплощение принципов новой английской драматургии, была закончена в 1772 г.

[dlii] В 1592 г. в Гессен прибыла труппа английских актеров во главе с Робертом Брауном и объездила часть Германии. Первая английская труппа прибыла в Германию (Дрезден) в 1586 г., возглавлял ее Уильям Кемп (Кетре. ум. 1603).

[dliii] В английские труппы постепенно вливались немецкие актеры, Ганс Шиллинг возглавил труппу, игравшую на немецком языке, но состоявшую в основном из выходцев из Англии.

[dliv] Фельтен (Velten) Иоганн (1640 – 1692) — вступил в бродячую труппу Карла Паульсена в 1672 г. и возглавил ее после смерти Паульсена, ставил пьесы Шекспира, Корнеля и Мольера. В 1685 – 1690 гг. труппа Фельтена была постоянным театром курфюрста Саксонского.

[dlv] Нейбер (Neuber) Фридерика Каролина (1697 – 1760) — крупнейшая немецкая актриса, с 1718 г. выступала в бродячих труппах. С 1727 г. постоянно в Лейпциге. В 1740 г. гастролировала в России. Утвердила принципы классицизма в немецком сценическом искусстве. После возвращения из России ее труппа распалась. Окончательно распустила свою труппу в 1750 г.

[dlvi] Здесь: сначала красота, потом правда (нем.).

[dlvii] Гете (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) — автор пьес «Брат и сестра» («Die Geschwister», 1787), «Триумф чувствительности» («Der Triumf der Empfindsamkeit», 1778), «Рыбачка» («Die Fischerin», 1782). Кроме {468} того, Евреинов называет произведения «Лили», «Бетели», «Шутка», «Хитрость и месть», «Птица».

[dlviii] «Гец фон Берлихинген» — драма Иоганна Вольфганга Гете штюрмерского периода (первый вариант — 1771 г., второй — 1773, третий — для постановки в Веймаре — 1804). Источником сюжета послужило собственное жизнеописание Готфрида фон Берлихингена (1480 – 1562), написанное в 1557 г. Драма принесла Гете широкую известность.

[dlix] «Гражданин-генерал», 1793 и «Мятежные» — сатирические пьесы И. В. Гете, написанные под впечатлением от Великой французской революции и имеющие антиреспубликанскую направленность.

[dlx] Иффланд (Iffland) Август Вильгельм (1759 – 1814) — актер, режиссер и драматург, создатель мангеймской актерской школы (в мангеймском Национальном театре работал с 1779 по 1796 г.) В 1796 г. назначен директором Берлинского придворного театра. Автор сентиментальных, чувствительных пьес с благополучными развязками.

[dlxi] Коцебу (Kotzebue) Август фон (1761 – 1819) — один из популярнейших в Европе авторов конца XVIII – начала XIX в. Автор более 200 пьес различных жанров, обладавших занимательной интригой. Коцебу был послом России в Пруссии и тайным агентом Александра I. Убит студентом Зандом.

[dlxii] Высказывание Гете из книги И. П. Эккермана «Разговоры с Гете в последние годы его жизни» (изданной в 1835 г.).

[dlxiii] Георг II стал герцогом Саксен-Мейнингенским в 1866 г. Созданный им театр вел интенсивную гастрольную деятельность с 1874 по 1890 г.

[dlxiv] Байрейтский фестивальный театр был построен Вагнером в окрестностях Мюнхена на средства Людвига II Баварского, открытие состоялось в 1876 г.

[dlxv] Вследствие этого, в силу этого (лат.).

[dlxvi] Грегори (Gregori) Иоганн (Яган) Готфрид (1631 – 1675) — немецкий пастор в России, создатель вместе с Артамоном Матвеевым первого придворного театра при дворе Алексея Михайловича, состоящего из иностранцев. Первое представление — 17 октября 1672 г. Писал пьесы на библейские сюжеты.

[dlxvii] {469} Наталья Алексеевна — любимая сестра Петра I. После закрытия в 1707 г. антрепризы Отто Фюрста Наталья Алексеевна переводит русскую часть своей труппы в свой дворец в селе Преображенском. В 1714 г. она строит свой дворец в Петербурге и при нем театр, который функционировал и после ее смерти в 1716 г. Писала пьесы на библейские сюжеты и сюжеты светских романов.

[dlxviii] «Лекарь поневоле», 1666 — комедия в 3‑х действиях Ж. Б. Мольера.

[dlxix] В 1783 г. был учрежден Комитет для управления театральными зрелищами и музыкой, произошло разграничение на придворные и городские театры. В том же году открылся Каменный (Большой) театр на Театральной площади в Петербурге, начато строительство Эрмитажного придворного театра, а театр Книпера (Малый) на Марсовом поле был переведен в казну (т. е. стал императорским).

[dlxx] Екатерина II (София Фридерика Августа, принцесса Анхальт-Цербстская, 1729 – 1796), русская императрица с 1762 г., была автором ряда пьес, среди которых исторические драмы («Из жизни Рюрика», «Начальное управление Олега»), в которых чувствуется влияние хроник Шекспира. Среди комедий Екатерины — «Вот каково иметь корзину и белье» (переделка «Виндзорских насмешниц»).

[dlxxi] Новиков Николай Иванович (1744 – 1818) — крупнейший русский просветитель, издатель, журналист XVIII в.; в своих журналах «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» (1770 – 1774) активно выступал против «улыбательной» сатирической комедии, идеологом которой выступила в 1772 г. Екатерина. Ее журнал «Всякая всячина» (изд. с 1769 г.) стал центром сатирической литературы «на пороки». Новиков не принимает комедию, в которой смех является самоцелью и превращает ее в «игрище». В 1780‑е гг. Екатерина пишет сатирические пьесы против масонов и Новикова, а в 1792 г. он оказывается в тюрьме.

[dlxxii] Ср.: «“Зачем так тверд! — сказал однажды древесный уголь алмазу. — Разве мы не близкие родственники?” — Зачем так мягки? О братья мои, так спрашиваю я вас: разве вы — не мои братья?» (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 155).

[dlxxiii] Официальное название Таиланда до 1939 г. и в 1945 – 1948 гг.

[dlxxiv] Мин-хуан (Ли Лунцзи, Сюань-цзун) — китайский император династии Тан, правленце которого (712 – 756) сопровождалось небывалым расцветом культуры, отмеченным такими именами, как Ли Бо и Ду Фу.

[dlxxv] Бьернсон (Bjшrnson) Бьёрнстьерне (1832 – 1910) — норвежский драматург и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1903), пьесы {470} 1870‑х годов отражали острые социальные конфликты, поднимали морально-этические проблемы и принесли автору европейскую известность.

[dlxxvi] По существу (фр.).

[dlxxvii] Куртуазность (фр.).

[dlxxviii] Книга Ромена Роллана (1866 – 1944), опубликованная в 1903 г. (рус. пер. — 1910). Опираясь на просветительские идеи и мысли об искусстве Л. Н. Толстого, Роллан отстаивает концепцию жизнеутверждающего театра, дающего народу положительные эмоции.

[dlxxix] Здесь: вслед за (фр.).

[dlxxx] Классицистская трагедия Мари Жозефа Шенье (Chйnier, 1764 – 1811) «Карл IX, или Урок королям» была написана в 1789 г. Вскоре после премьеры в Комеди Франсез пьеса была снята с репертуара, потом возобновлена. Борьба вокруг пьесы привела к расколу в Комеди Франсез (Театр Нации) и образованию Театра Революции.

[dlxxxi] Мирабо (Mirabeau) Опоре Габриель Рикети (1749 – 1791) — граф, активный участник Великой французской революции, выступал против абсолютизма, за конституционную монархию.

[dlxxxii] Талейран (Taleyrand-Pйrigord) Шарль Морис (1754 – 1838) — французский дипломат, министр иностранных дел при всех режимах (Директории, Консульстве, Империи, при Людовике XVIII).

[dlxxxiii] Лаканалъ (Lakanal) Жозеф (1762 – 1845) — член Конвента, поддержал казнь короля, стремился к распространению народного образования. После термидорианского переворота — председатель Комитета народного просвещения.

[dlxxxiv] Дантон (Danton) Жорж Жак (1759 – 1794) — один из лидеров Великой французской революции, лидер якобинцев, способствовал свержению монархи. В 1793 г. выступил против революционного террора и был казнен.

[dlxxxv] Буасси д’Англа (Boissy d’Anglas) Франсуа Антуан (1756 – 1826) — граф, писатель, умеренный конституалист, после термидорианского переворота член Комитета общественного спасения.

[dlxxxvi] Барер (Вагёге) Бертран (1755 – 1841) — писатель, республиканец, в Конвенте поддерживал жирондистов, позднее — активный участник террора.

[dlxxxvii] Карно (Carnot) Лазар Никола (1753 – 1823) — граф, французский математик, участник Великой французской революции, член Конвента и Комитета общественного спасения.

[dlxxxviii] Сен-Жюст (Saint-Just) Луи (1767 – 1794) — один из лидеров якобинской диктатуры, сторонник М. Робеспьера. Казнен во время термидорианского переворота.

[dlxxxix] Билло-Варен (Billaud-Varenne) Жан Никола (1756 – 1815) — республиканец, якобинец, один из организаторов террора, упрекал в нерешительности Робеспьера. Перешел в оппозицию к Робеспьеру и стал одним из участников термидорианского переворота. Позднее сослан на Гвиану, жил на Гаити.

[dxc] Приер (Prieur) Пьер Луи (1756 – 1827) — адвокат, депутат Конвента от департамента Марна (по прозвищу Приер из Марны, в отличие от инженера Приера из Кот д’Ор, оба — члены Комитета общественного спасения), член партии Мантаньяров (левая партия Конвента), сподвижник Робеспьера, в Комитете общественного спасения отвечал за военное производство. Выступив за казнь {471} Людовика XVI, в дальнейшем не был сторонником террора. Оставался активным политиком после термидорианского переворота, до периода Консульства.

[dxci] Ленде (Lindet) Жан Батист Робер (1743 – 1825) — член Комитета общественного спасения в период якобинской диктатуры (1793 – 1794), занимался организацией продовольственного снабжения французской армии и отвечал за централизованное экономическое планирование, осуществляемое Комитетом.

[dxcii] Комо д’Эрбуа (Collot d’Herbois) Жан Мари (1750 – 1796) — актер и драматург, ставший политиком. Первоначально монархист, вступил в якобинский клуб, участвовал в подавлении восстания в Лионе. Перейдя в оппозицию к Робеспьеру, участвовал в термидорианском перевороте. Позднее предан суду и сослан в Кайенну, где поднял восстание негров.

[dxciii] Кутон (Couthon) Жорж (1755 – 1794) — участник Великой французской революции, один из лидеров якобинцев, член Комитета общественного спасения, казнен во время термидорианского переворота.

[dxciv] Пейан — вероятно, Томас Пейн (Paine, 1737 – 1809), американский и английский политический деятель, участник Войны за независимость в Северной Америке, автор антимонархического памфлета «Здравый смысл» (1776). Провозглашен гражданином Франции, член Конвента, поддерживал жирондистов.

[dxcv] Фуркад — вероятно, Эмиль Фуркан (Fourcand, 1819 – 1881) — французский политический деятель, до 1870 г. президент трибунала в Бордо, мэр Бордо в 1870 – 1871 гг. Придерживался левых республиканских взглядов.

[dxcvi] Букье — возможно, Bouchet Paul Emile Brutus (1840 –?), французский политический деятель, адвокат, республиканский прокурор в Марселе в сентябре 1870 — марте 1871 г., после этого три месяца пробыл в тюрьме, депутат Национальной ассамблеи с 1872 г. Придерживался крайне левых взглядов.

[dxcvii] Флориан (Florian) Жан Пьер Клари де (1755 – 1794) — французский писатель, автор басен (1792), повестей, стихотворных романов, комедий, автор перевода «Дон Кихота» Сервантеса, с которого был сделан перевод В. А. Жуковского. С 1788 г. член Французской академии. Во время революции заключен в тюрьму, откуда вышел больным и вскоре умер.

[dxcviii] Робеспьер (Robespierre) Максимилиан (1758 – 1794) — крупнейший деятель Великой французской революции, лидер якобинцев, возглавил правительство во время якобинской диктатуры, казнен во время термидорианского переворота.

[dxcix] Клоотс (Cloots) Анахарси (наст. имя: J. В. du Val de Grвce, 1755 – 1794) — по происхождению немец, добивался войны с Германией, ярый атеист, член Конвента, сторонник казни короля, считал французов нацией исключительной. Казнен по требованию Робеспьера.

[dc] Мирбо (Mirbeau) Октав (1850 – 1917) — французский писатель, драматург, художественный критик. В его пьесах «Дурные пастыри» (1897), «Дела есть дела» (1903, в рус. пер. «Рабы наживы»), «Очаг» (1908) — социальные конфликты, сатира на буржуазное общество.

[dci] Жюльен (Jullien) Жан Тома Эдуар (1854 – 1919) — драматург и театральный критик. В 1890 г. основал журнал «Ар э Критик». Пьесы Жюльена «Серенада» и «Срок платежа» поставлены в Театре Либр.

[dcii] {472} Декав (Descaves) Люсьен — автор пьес «Клубок» (1888), «Каплуны» (1890), поставленных в Театре Либр.

[dciii] Ансей (Ancey) Жорж (наст. имя: G. M. E. Mathevon de Curnieu, 1860 – 1917) — французский драматург, автор пьес «Господин Ламбрен» (1888, Театр Либр), «Неразлучные» (1889, «Моинарнас»), «Вызов в суд» (1899, Театр Антуана).

[dciv] Эрвье (Hervieu) Поль Эрне (1857 – 1915) — французский писатель (начинал как романист), драматург, член Французской академии. Автор психологических морализаторских пьес «Закон человеческий» (1897), «Бег с факелом» (1901), «Загадка» (1901), «Дедал» (1904), «Багатель» (1912). Часть пьес ставилась в Комеди Франсез.

[dcv] Брие (Brieux) Эжен (1858 – 1932) — автор социальных драм натуралистического характера, популярных во Франции в 1890 – 1900‑х гг. В пьесах «Бланшетта» (1892, Театр Либр), «Бегство» (1896, Комеди Франсез), «Красная мантия» (1900, «Водевиль»), «Заместительницы» (1901, Театр Антуана), «Симона» (1903, Комеди Франсез), «Материнство» (1903, Театр Антуана), критикуются моральные устои буржуазного общества.

[dcvi] Кюрель (Curel) Франсуа де (1854 – 1928) — французский драматург, член Французской академии. Дебютировал в Театре Либр в 1892 г. (пьесы «Изнанка Святой», «Искомые»). В Театре Антуана поставлены пьесы «Пир Льва» (1897), «Новый идол» (1899), «Дикарка» (1902). Пессимистически оценивая социальное развитие, Кюрель выдвигает идеи аристократизма, будучи представителем дворянского рода.

[dcvii] Фабр (Fabres) Эмиль (1869 – 1955) — известный французский драматург-натуралист. Автор социальных комедий «Деньги» (1895, Театр Либр), «Общественная жизнь» (1901, «Ренессанс»), драм «Позолоченное чрево» (1905, «Одеон») «Победитель» (1908, Театр Антуана), «Крупный буржуа» (1914, Театр Антуана). В 1913 – 1936 гг. возглавлял Комеди Франсез.

[dcviii] Трарье (Trarieux) Габриэль (1870 – 1940) — французский поэт, писатель, драматург. В 1890 – 1900‑е гг. его пьесы ставились в Театре Антуана и «Одеоне». Наиболее значительная постановка — «Война в деревне» (Театр Антуана, 1903). В то же время писал и стихотворные драмы («Пигмалион и Дафна», 1898).

[dcix] Бенар (Besnard) Люсьен (1872 –?) — французский драматург. Испытал влияние Льва Толстого, был близок идеям народного театра. Автор пьес «Звон» (1896), «Фронда» (1900), «Поместье» (1902), «Дело Гризеля» (1904), «Самая любимая» (1906), «Дьявол-отшельник» (1909), «Неприемлемая цена» (1910), «Я хочу вернуться в свою Нормандию» (1913), «Человек, которого больше нет» (1924), «Разбитое сердце» (1926).

[dcx] Долой Шекспира (фр.).

[dcxi] {473} Имеются в виду работы Л. Н. Толстого «О Шекспире и о драме» (1904) и «Что такое искусство?» (1897), в которых автор анализирует поведение персонажей трагедий Шекспира с точки зрения бытовой логики и приходит к выводу о нежизненности трагедий.

[dcxii] Фр. palliatif — полумера, не обеспечивающая решения проблемы.

[dcxiii] Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра», ч. 3, «О старых и новых скрижалях», § 20 (ср.: «О братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно еще толкнуть!» — Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 151).

[dcxiv] Букв.: Ганнибал у ворот (лат.), т. е. враг у ворот, опасность близка.

[dcxv] Намереваясь открыть в Москве частный театр, А. Н. Островский подает в 1881 г. записку «О неотложной потребности устройства русского театра в Москве», которая явилась сокращенным вариантом первоначальной рукописи «О положении драматического искусства в настоящее время».

[dcxvi] {474} Морозов Савва Тимофеевич (1862 – 1905) — русский промышленник, меценат МХТ.

[dcxvii] Незлобии Константин Николаевич (1857 – 1930) — держал антрепризы с 1893 г. (Харьков, Рига, Вильно, Новочеркасск). В 1909 г. в Москве открылся Театр Незлобина, преобразованный в 1917 г. в товарищество, а в 1922 г. соединенный с Театром РСФСР‑1. Незлобии после революции работал режиссером в Прибалтике.

[dcxviii] Рейнеке Арнольд Кондратьевич — актер и антрепренер, руководил в Петербурге Новым драматическим театром (бывш. Панаевским). Театр открылся 15 сентября 1912 г. (главный режиссер Е. П. Карпов, очередной — А. Я. Таиров). Со следующего сезона театр стал совместным предприятием Рейнеке и К. Н. Незлобина.

[dcxix] {475} Щукин Яков Васильевич (1856 – 1926) — театральный предприниматель, владелец театра «Эрмитаж» в Каретном ряду. Создатели МХТ арендовали это помещение у Щукина. В театре «Эрмитаж» МХТ находился с 1898 по 1912 г.

[dcxx] Попов Николай Александрович (1871 – 1949) — режиссер, драматург. Начал свою театральную деятельность в Обществе искусства и литературы в 1894 г. В 1902 – 1907 гг. руководил Народным театром на Васильевском острове в Петербурге, главный режиссер киевского Театра Соловцова (1901 – 1910), режиссер петербургского Театра Комиссаржевской (1904 – 1906), московского Малого театра (1907 – 1910, 1929 – 1934), Большого театра (1919 – 1920, 1926 – 1927). Автор статей и воспоминаний о К. С. Станиславском, книг о народном театре, пьес детского репертуара.

[dcxxi] Арбатов (наст. фам.: Архипов) Николай Николаевич (1869 – 1926) — возглавил Общество литературы и искусства после ухода оттуда Станиславского. Репетиции труппы будущего МХТ летом 1898 г. проходили в имении Арбатова в Пушкино. В 1908 – 1915 гг. — главный режиссер Театра Суворина. В 1921 – 1922 гг. — главный режиссер бывшего Александрийского театра.

[dcxxii] Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874 – 1940) — родился в семье пензенского предпринимателя, по происхождению немца. «Лукоморье» — театр-кабаре, открывшийся в Петербурге при артистическом клубе, в 1908 г. Мейерхольд вместе с М. Добужинским и И. Билибиным поставил здесь три одноактные пьесы. В Доме интермедий Мейерхольд поставил пантомиму «Шарф Коломбины», комедию «Обращенный принц» (обе — 1910).

[dcxxiii] Елисеев Григорий Григорьевич — виноторговец, меценат, председатель правления акционерного общества «Новая Бавария» и Торгового товарищества «Братья Елисеевы». Театр «Фарс» открылся в помещении Панаевского театра 15 сентября 1898 г., осенью 1901 г. переехал в Пассаж, просуществовал до 1904 г. «Луна-Парк» — такое название получил театр Пионтковской в 1913 г., (Офицерская, 39 — бывш. Театр В. Ф. Комиссаржевской, потом — Новый драматический театр). В декабре 1913 года в «Луна-Парке» прошли спектакли Первого в мире футуристов театра.

[dcxxiv] Театр комической оперы и оперетты в Петербурге (1910 – 1914), организованный в помещении театра «Луна-Парк» актрисой Валентиной Ивановной Пионтковской (1877 –?). После 1914 г. Пионтковская организовала театр оперетты в Париже.

[dcxxv] Фокин Александр Михайлович (1877 – 1936) — брат великого хореографа Михаила Фокина. Был спортсменом (велосипедистом, рекордсменом по гребле, автомобилистом), организовал в Петербурге Троицкий театр миниатюр (1911 – 1917). В 1927 г. А. М. Фокин уехал в Латвию.

[dcxxvi] Жевержеев Левкий Иванович (1881 – 1942) — искусствовед, коллекционер, один из создателей театрального музея в Петрограде, организатор спектаклей Первого в мире футуристов театра.

[dcxxvii] Зон Игнатий Сергеевич — театральный антрепренер, владелец московских театров «Антей», «Буфф», петроградского Нового театра (сезон 1909/1910 гг.), театра «Зон» (1913 г.), ставивших в основном оперетты.

[dcxxviii] Мамонтов Савва Иванович (1841 – 1918) — крупный промышленник, устраивал домашние спектакли в имении Абрамцево, в 1885 г. организовал Московскую частную русскую оперу.

[dcxxix] {476} Солодовников Гавриил Гавриилович (ум. 1901) — владелец театра на Большой Дмитровке. Здесь в разное время размещались Русская частная опера Мамонтова и Частная опера Зимина. В настоящее время — Московский театр оперетты.

[dcxxx] Зимин Сергей Иванович (1885 – 1942) — организовал в 1914 г. в Москве Оперный театр Зимина. В начале 1920‑х гг. — председатель акционерного общества «Свободная опера С. И. Зимина».

[dcxxxi] {477} Шумлевич Константин Яковлевич (ум. 1942) — поэт, сотрудник периодических изданий 1900‑х гг.

[dcxxxii] Конради Павел Павлович (ум. 1916) — писатель, журналист.

[dcxxxiii] («Культурные звери») — драма в 4‑х действиях из современной войны, написанная М. В. Дальским в соавторстве с П. М. Корсаковым и показанная в Суворинском театре 21 сентября 1914 г.

[dcxxxiv] Библейский образ, получивший широкое распространение в литературе накануне революционных событий в России (статья Д. С. Мережковского «Грядущий Хам», 1905). См. комм. к стр. 79; В электронной версии — 214.

[dcxxxv] Комедия в 3‑х действиях И. В. Шпажинского (1880, тогда же поставлена в Александрийском и Малом театрах).

[dcxxxvi] Имеется в виду письмо Екатерины II Вольтеру от 30 января 1772 г. (см.: Всеволодский В. История театрального образования в России. СПб., 1913. С. 373 – 390; Черепнин Н. П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Т. 1. СПб., 1914. С. 151 – 163).

[dcxxxvii] Мещерский Прокофий Васильевич (1736 – 1818) — князь, актер-любитель. См.: М. С. Щепкин. М.: Искусство, 1952. С. 111 – 115.

[dcxxxviii] См.: Михаил Семенович Щепкин: Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная / Сост. М. А. Щепкин. СПб., 1914.

[dcxxxix] Технический термин (лат.).

[dcxl] Никулина-Косицкая Любовь Павловна (1827 – 1868) — выдающаяся русская актриса, с 1847 г. — в Малом театре, первая исполнительница роли Катерины в «Грозе» (1859).

[dcxli] Кокошкин Федор Федорович (1773 – 1838) — драматург, театральный деятель. В 1823 – 1831 гг. возглавлял Дирекцию императорских театров.

[dcxlii] Вероятно, имеется в виду князь Волконский Петр Михайлович (1776 – 1852) — генерал-фельдмаршал, министр императорского двора с 1825 г.

[dcxliii] {478} Закревский Арсений Андреевич (1786 – 1865) — граф, министр внутренних дел, финляндский генерал-губернатор, с 1848 г. московский военный генерал-губернатор. С 1859 г. уволен в отставку.

[dcxliv] Благотворительные спектакли Литературного фонда устраивались регулярно с 1860 по 1882 г. (представления проходили в Зале А. И. Павловой, Кононовском зале, в Пассаже, открытом вместе с его театрально-концертным залом в 1848 г.). Непременным участником был Писемский, участвовали Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев. Евреинов называет писателей: Алексея Николаевича Апухтина (1840 – 1893), Алексея Феофилактовича Писемского (1820/21 – 1881), Алексея Антоновича Потешна (1829 – 1908), Виктора Александровича Крылова (1838 – 1906), Михаила Николаевича Владыкина (1830 – 1887), актера Малого театра, драматурга.

[dcxlv] Музыкально-драматический кружок любителей создан в Петербурге в 1877 г. Просуществовал до 1919 г. Привлекал любителей музыкантов и актеров для выступления перед искушенной публикой. Здесь впервые в Петербурге поставлены оперы «Евгений Онегин» (1882), «Хованщина» (1886).

[dcxlvi] Волконский Михаил Сергеевич (1832 – 1909) — сын декабриста, товарищ министра народного просвещения, статс-секретарь.

[dcxlvii] Шереметев Александр Дмитриевич (1859 – 1931) — граф, любитель искусств, композитор, создатель симфонического оркестра (1882) и церковного хора (1884). В 1910 г. учредил Музыкально-историческое общество. С 1918 г. — в эмиграции.

[dcxlviii] Мамонтов Савва Иванович (1841 – 1918) — см. комм. к стр. 263; В электронной версии — 628. В домашних спектаклях в Абрамцево принимали участие художники В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин.

[dcxlix] «Чайка» Чехова впервые была показана в Александрийском театре 17 октября 1896 г., в МХТ — 17 декабря 1898 г.

[dcl] Драма (1885) в 4‑х действиях Алексея Михайловича Пазухина (1851 – 1919).

[dcli] Пьеса Габриэле Д’Аннунцио (1902).

[dclii] Пьеса Станислава Пшибышевского (1903).

[dcliii] Пьеса Оскара Уайльда (1892).

[dcliv] Завсегдатай (фр.).

[dclv] Дольский Мамонт Викторович (наст. фам.: Неелов, 1865 – 1918) — известный актер романтической традиции. В 1890 – 1900 гг. — в труппе Александрийского театра, исполнял роли классического репертуара. В дальнейшем играл в различных труппах и собственных антрепризах.

[dclvi] Прочнее меди (лат.). Из первой строки оды Горация (III, 30): «Я воздвиг памятник прочнее меди…»

[dclvii] Вот аргумент (лат.).

[dclviii] Фейербах (Feuerbach) Ансельм (1829 – 1880) — немецкий художник-неоклассицист, разрабатывал сюжеты античности, подражал художникам итальянского Ренессанса, работал в Италии.

[dclix] Гонкур (Goncourt) Эдмон де (1822 – 1896) — французский {479} писатель-натуралист, драматург, историк и теоретик искусства, работал в соавторстве со своим братом Жюлем (1830 – 1870). Наиболее известные пьесы: «Генриетта Марешаль» (1865), «Отечество в опасности» (1889). Впоследствии Эдмон де Гонкур делал инсценировки романов, считая при этом театр второстепенным искусством, не обладающим жизненным правдоподобием. Предисловие Э. де Гонкура написано к изданию: Goncourt E. et J. Thйвtre. P., 1879.

[dclx] Золя (Zola) Эмиль (1840 – 1902) — французский писатель, драматург, теоретик искусства, критик, глава писателей-реалистов. Основные статьи о театре были объединены автором в два сборника, вышедших в 1881 г., «Наши драматурги» и «Натурализм в театре». Золя критически воспринимает драматургов-романтиков, противопоставляя им классицистскую традицию в театре.

[dclxi] Аугуст Стриндберг в предисловии к своей драме «Фрекен Юлия» («Фрекен Жюли», 1888) отмечает постоянное стремление театра к «популярной форме», к адаптированию религии, которая вымирает вместе с театром. Кризис, по мысли Стриндберга, охватил различные виды искусства в крупнейших культурных странах.

[dclxii] Фриче Владимир Максимович (1870 – 1929) — русский литературовед, шекспировед, историк театра. С 1890‑х годов выступал с позиций марксисткой эстетики, в 1920‑е годы перешел на позиции вульгарного социологизма. В сборнике «Кризис театра» (М., 1908) опубликована статья Фриче «Театр в современном и будущем обществе».

[dclxiii] Комиссаржевская Вера Федоровна (1864 – 1910) — возглавляла театр, созданный ею в Петербурге в 1904 г. С 1906 г. главным режиссером театра был В. Э. Мейерхольд. После разрыва Комиссаржевской с Мейерхольдом в 1907 г. спектакли ставят Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов. Однако Комиссаржевская, не удовлетворенная направлением развития театра, мечтавшая о создании школы-студии, принимает решение о закрытии своего театра, в 1908 г. уезжает на гастроли в Северную Америку.

[dclxiv] С кафедры; непререкаемо, авторитетно (часто иронич.) (лат.).

[dclxv] В Московском Художественном театре было поставлено четыре пьесы Леонида Андреева (см. комм. к стр. 263) и драма Семена Соломоновича Юшкевича (1868 – 1927) «Miserere» (1910). Оба драматурга входили в группу, объединившуюся вокруг литературных сборников «Знание» Максима Горького.

[dclxvi] Здесь: последнее средство (лат.).

[dclxvii] Мысль о кризисе современного театра, и прежде всего о косности и традиционности публики, Андре Антуан высказал, в частности, в 1913 году в лекции, посвященной 200‑летию Д. Дидро. В 1906 – 1914 гг. Антуан возглавляет театр «Одеон».

[dclxviii] Здесь: обращение к публике (лат.).

[dclxix] {481} В отличие от модерна как художественного направления совокупность черт, присущая массовой культуре начала XX в.: манерность, изощренность чувств, темы «роковой» любви, образ «женщины-вамп», поверхностный эстетизм. Вероятнее всего, Евреинов намекает на те постановки Художественного театра, которые относят обычно к «символистскому» направлению: «Драма жизни» К. Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Л. Андреева (1907), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1908) и др. Впрочем, упрек в «стиле модерн» можно было бы адресовать и самому Евреинову в его постановках в Театре В. Ф. Комиссаржевской, в манере его повседневного поведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных