Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Его структура и влияние на здоровье




Образ жизни связан с поведением человека. Его роль, например, была показана в многолетних комплексных социально-гигиенических и клинико-социальных исследованиях. Формула эпидемиологии внешняя среда-возбудитель (агент) болезни-человек модифицирована в формулу внешняя среда-поведение-человек (О.В.Гринина, Ю.П. Лисицын). Когда внимание исследователей стало привлекать понятие «образ жизни», оно стало центром внимания.

Говоря об образе жизни, нужно иметь в виду органическую связь этого понятия с понятием поведения в широком смысле слова.

Вместе с тем философское определение понятия «образ жизни» существовало давно. Так, К.Маркс и Ф.Энгельс определяли образ жизни как общественное явление, неразрывно связанное со спосо-

бом производства. Они писали, что способ производства «это... определенный образ жизни».

Образ жизни - определенный вид, тип жизнедеятельности людей, обусловленный в конечном счете объективными процессами развития общества. Эти объективные факторы могут непосредственно и не воздействовать на образ жизни, но, как указывал Ф.Энгельс, экономический базис действует как экономическая необходимость, «в конечном счете всегда прокладывающая себе путь». Следовательно, образ жизни - исторически возникающая и формирующаяся категория, понять и определить которую можно на основе материалистической методологии. Образ жизни отражает наиболее суще- ственные черты социально-экономических и политических систем.

Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизни, и не вообще деятельности, активности, а совокупности су- щественных черт деятельности людей.

Поскольку деятельность, активность людей проявляется в самых различных и многочисленных сферах, существенные черты де- ятельности чрезвычайно многообразны.

Предложен ряд моделей составных частей образа жизни, позволяющих исследовать его влияние на здоровье различных групп населения. Сюда относятся производственная, общественно-политическая или социальная активность, деятельность в быту, социально-культурная, физическая, медицинская активность и др.

Распределение видов активности может быть различным в зависимости от задач исследования. Предложены группировки факторов образа жизни по разным критериям: характеру активности: физическая, интеллектуальная; сфере активности: трудовая, внетрудовая; виду (форме) активности: производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, медицинская и т.п.

Образ жизни

Характер активности

I. Интеллектуальная активность

II. Физическая активность

Виды (формы) активности Производственная или трудовая активность Социальная активность

Культурная (образовательная) активность

Медицинская активность Другие виды (формы) активности

Чтобы разобраться в фундаментальных понятиях «образ жизни» и «условия жизни», нужно иметь в виду, что образ жизни отвечает на вопрос, как, каким образом человек думает, ведет себя, действует, а условия жизни отвечают на вопрос, что или кто человека окружает, в каких условиях (демографических, материальных, природных, социально-экономических, политических, здравоохраненческих и др.) он живет, работает, действует, т.е. формирует образ жизни. Следовательно, условия жизни - по существу все опосред- ствующие и обусловливающие образ жизни факторы, определяющие его или сопутствующие ему.

 

Условия жизни - материальные и нематериальные факторы, воз- действующие на образ жизни; образ жизни - деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их.

Образ и условия жизни учитывают при организации, проведении и анализе результатов социологических исследований, в том числе социально-гигиенических. Эти исследования обычно направлены на выявление воздействий условий жизни, прежде всего социальных (труда, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджета, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и многих других отношений), на отдельных лиц, группы людей и др. Это позволяет делать выводы о влиянии социальных условий. Так, в комплексных социально-гигиенических исследованиях, как правило, устанавливают корреляции между социальными условиями и изучаемыми признаками - показателями состояния здоровья групп населения или деятельности медицинских учреждений, подчас без учета того, каким образом используются социальные условия, как они влияют на деятельность, активность людей.

Таким образом, возможна неполная, односторонняя, механическая оценка полученных результатов. Проведено много исследований, доказывающих влияние жилищных условий, материальных доходов, образования и других социальных условий и факторов на здоровье населения. Эти исследования были бы более доказательными, если бы изучалась не только количественная сторона (квадратные метры жилой площади, размер заработной платы, уровень образования и т.п.), но и то, каким образом используются эти усло-

вия, как ведут себя по отношению к ним и друг к другу люди, т.е. анализировалось бы и влияние образа жизни.

С образом жизни связывают и понятия «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни».

 

Уровень жизни, или уровень благосостояния, обычно характеризует размер, а подчас и структуру материальных и духовных потребностей, т.е. количественные, поддающиеся измерению параметры (показатели) условий жизни. К числу показателей уровня жизни можно отнести размеры валового продукта, национального дохода, фонды потребления, реальных доходов населения, обеспе- ченность жильем, учреждениями просвещения, торговли, отдыха, медицинской помощью, показатели здоровья населения и демографических процессов, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и расходов населения и др. По существу, это обширная сфера показателей по- требления материальных и духовных ценностей, которые можно количественно измерить.

Под «укладом жизни» обычно понимают порядок, регламент общественной жизни, труда, быта, отдыха, в рамках которого проходит жизнедеятельность людей.

Термин «стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения. Сюда причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей.

Довольно часто, особенно с 50-60-х годов, применяется понятие «качество жизни». В социологии его нередко использовали при аргументации теорий «общества изобилия», «всеобщего благоден- ствия», «экономической зрелости», «общества потребления», «пост- индустриального общества» и т.п. Однако в публикациях философов и социологов обычно не дается четкого определения этого понятия; наряду с попытками характеризовать качество отдельных сторон жизни, сюда включают и показатели уровня жизни, уклада, стиля жизни и т.п. Естественно, такие определения неточны. Если использовать этот термин, то лишь как характеристику, оценку ка- чественной стороны условий жизни. Однако все приведенные и подобные определения не заменяют понятия «образ жизни».

 

Сложность и многообразие изменяющихся социальных условий и факторов, определяющих и опосредующих здоровье населения, потребовали учета нескольких или множества взаимодействующих факторов, определяющих различные проявления жизненной активности,

показатели здоровья людей. Здоровье не ограничивается отдельными показателями, индексами, оно представляет собой сложную, комплексную систему. Потребовались и многоаспектные или меж- и многодисциплинарные исследования, включающие клинические, психологические, социологические, санитарно-гигиенические, математико-статистические методы и подходы, так называемые комплексные социально-гигиенические и клинико-социальные исследования.

Такие исследования позволяют не только всесторонне проанализировать роль социальных условий и факторов, показать социальную обусловленность здоровья населения и его групп, но и подойти вплот- ную к изучению медико-социальных аспектов образа жизни как совокупности наиболее характерных, типичных видов активности лиц, социальных групп, слоев, классов, населения в единстве и многообразии условий жизни. Такие исследования выявляют непосредственное влияние образа жизни на здоровье населения (в отличие от опосредованного воздействия многих социальных условий).

Социально-гигиенические и особенно комплексные исследования, включающие и наблюдения за больными (клинико-соци- альные исследования), установили корреляции социальных условий и показателей здоровья населения.

Особенно наглядны примеры так называемых комплексных посемейных исследований, охватывающих все стороны семейной жизни - материальную обеспеченность, уровень культуры, жилищные условия, питание, воспитание детей, внутрисемейные отношения, обеспеченность медицинской помощью и др.

 

Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формируют состояние здоровья. Четко показано неблагоприятное влияние конфликтных ситуаций в семье, положения женщин в семье и других факторов на исход родов. Преждевременные роды в 4 раза чаще происходят у женщин, не состоящих в браке.

Состав и состояние семей заметно сказываются и на распространенности отдельных заболеваний. Например, в неполных семьях (обычно без отца) часто болеющих детей первых 3 лет жизни в 1,5-2 раза больше, чем в полных. Заболеваемость пневмонией у детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмоциональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению ревматизма у детей и подростков, в таких семьях в 2,3 раза боль-

ше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза - с гастродуоденитами.

Даже при таких заболеваниях, возникновение которых, казалось бы, связано с конкретными физическими воздействиями, устанав- ливается влияние семейного фактора, подчас существенное. Например, в социально-гигиеническом исследовании пояснично-крестцового остеохондроза, наряду со значением анатомических дефектов, перенесенных травм, значительного физического напряжения, охлаждения, показана большая роль производственных и семейных факторов, прежде всего, напряженных семейных отношений.

Распорядок дня членов семей - один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Нарушение ритма отдыха, сна, питания, занятий в школе статистически достоверно способствует возникновению различных заболеваний и отрицательно воздействует на их течение, неблагоприятно сказывается на заболеваемости, способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития, отрицательно влияет на другие показатели здоровья. Так, нарушение режима сна, питания, прогулок уже в первые годы жизни детей резко сказывается на их здоровье. Каждый 3-й ребенок, не соблюдающий режим дня, имел неудовлетворительные показатели здоровья - частые острые и хронические заболевания, низкие показатели физического развития и др.

 

Распространенность отдельных заболеваний также заметно зависит от режима учебы, быта, общественной работы, семейного климата и др.

В семьях, где соблюдали режим дня, состояние здоровья 59% обследуемых было хорошим, 35% - удовлетворительным и 6% - не- удовлетворительным, а в тех семьях, где рациональный режим дня не соблюдался, эти показатели составили соответственно 45, 47 и 8%.

Показано решающее влияние на заболеваемость состава семей и взаимоотношений в них. Ведущим фактором возникновения и развития ИБС, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, диабета у мужчин являются неблагоприятные стороны образа жизни (курение, нервно-психические перегрузки, нарушения питания, алкоголь, низкая медицинская активность и пр.). Их участие в заболеваниях превышало 60%. Близкие данные получены при посемейных исследованиях состояния здоровья одиноких, разве- денных женщин или здоровья членов неполных семей. Ведущим фактором патологии также оказался нездоровый образ жизни.

Значение негативных факторов образа жизни показано во многих других исследованиях. Заболеваемость детей, с которой имеют дело участковые педиатры, связана с нездоровым образом жизни - алкоголизмом, пьянством не только взрослых, но детей и подростков. Показано ведущее значение факторов образа жизни не только при формировании хронической патологии, но и острых заболеваниях (60% заболеваемости и более).

Особенно убедительны результаты изучения заболеваний, при которых, казалось бы, невозможно или трудно определить влия- ние социальных условий и факторов образа жизни, так как традиционно такие заболевания рассматриваются исключительно с медико-биологических позиций.

Вот некоторые примеры из комплексных социально-гигиенических исследований. На возникновение и распространение рака желудка воздействуют нарушения режима питания (нерегулярный прием пищи, систематическое питание всухомятку, плотная еда на ночь, переедание, употребление пережаренной и очень горячей пищи, специй и др.) в сочетании со злоупотреблением алкоголем и курением, а также контакт с профессиональными вредностями, тяжелый физический труд, нервно-психическое напряжение и др. К 40-летнему возрасту формируется устойчивый нездоровый образ жизни, способ- ствующий возникновению рака желудка.

 

В другом исследовании показано, что на заболеваемость раком легкого влияют место жительства (географические условия), миграция населения, злоупотребление алкоголем и особенно курением; на заболеваемость раком кожи влияют те же факторы и, кроме того, нездоровые привычки (мытье лица горячей водой, злоупотребление солнечными ваннами). Ряд факторов риска можно оценить в баллах, что позволяет измерить силу их воздействия.

Близкие данные получены при социально-гигиеническом исследовании распространенности злокачественных новообразований среди водителей автомобилей. Доказано влияние неблагоприятного режима труда и отдыха, особенно в связи с меняющимся графиком работы, отсутствием стабильного режима питания, чередования работы и отдыха и другими факторами риска, которые способствуют более высокой, чем у мужчин в популяции, заболе- ваемости раком желудка, гортани, легкого.

Специально отметим большое значение злоупотребления алкоголем и курением.

По общему мнению специалистов, к злоупотреблению спиртными напитками приводят сохраняющиеся алкогольные традиции, снисходительное, благодушное и подчас даже поощрительное отношение к пьянству, дефекты воспитания в семье, школе, трудовом коллективе, недостатки санитарно-просветительной работы, семейные конфликты, неурядицы и другие субъективные факторы. Как правило, толчком к возникновению привычки к пьянству и курению становится пример окружающих. Эти привычки, иногда переходящие в болезнь, вырабатываются на почве низкой культуры, неумения использовать досуг, незнания принципов здорового образа жизни. Такие факторы создают предпосылки для установки на злоупотребление алкоголем. Сегодня одними из главных обстоятельств стали наводнение рынка относительно дешевыми (в том числе суррогатными) спиртными напитками, бесконтрольность их продажи в условиях социально-экономического и психологического кризиса.

 

Отметим удивительную стойкость стереотипа поведения. Сошлемся лишь на один пример из социально-гигиенического исследования бюджета времени пенсионеров. Изучили 37 факторов образа жизни лиц, вышедших на пенсию по возрасту и проживающих в крупном городе (использование свободного времени, вредные привычки, обращаемость за медицинской помощью, выполнение врачебных назначений, самолечение). После выхода на пенсию большинство обследованных сохранили прежний стереотип поведения. Несмотря на увеличение свободного времени и благоприятные условия для отдыха, активной деятельности, культурного досуга, лишь 1/5 пенсионеров рационально использовали свободное время для сохранения своего здоровья. Остальные, как и до выхода на пенсию, нерационально, негигиенично, расточительно тратят это время. Большинство пенсионеров относятся к группам риска, что обусловлено не только хроническими заболеваниями, но и неразумным отношением к своему здоровью, вредными привычками, низкой санитарной грамотностью, самолечением, пренебрежением врачебными назначениями и советами, перегруженностью домашним хозяйством, неразвитостью духовных интересов и потребностей.

Указанные немногие примеры (а их - множество) подтверждают приведенные выше положения о решающей роли образа жизни в формировании здоровья и патологии. Их статистический анализ привел к утверждению о влиянии факторов образа жизни (в 50-57%)

на обусловливание здоровья. Эти примеры подтверждают также заключение о непосредственном влиянии образа жизни на здоровье.

Это особенно относится к так называемой медицинской активности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных