Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды финансовых резервов государства и источники их формирования




 

Государственные финансовые резервы можно классифицировать по различным признакам. В первую очередь они подразделяются на бюджетные, страховые, золотовалютные, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств, стабилизационный фонд. Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов; страховые резервы обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне. Золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты. Бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями. [2]. В зависимости от направления расходов выделяют финансовые резервы для: 1) осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов - частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств; 2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней - используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны; 3) обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) - используются отраслевые фонды министерств и ведомственные резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях; 4) покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами - используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы. Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др.

 

Таблица 1 – Функциональное назначение финансовых резервов

Название Описание
Стратегические резервы Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, они рассчитаны на перспективу развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. Для этих целей предусмотрены средства резервного фонда Президента РФ и средства Стабилизационного фонда.  
Страховые резервы Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвычайными событиями. К ним прежде всего относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда.  
Оперативные резервы Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

Источник формирования государственных финансовых резервов -средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях (например, при создании оборотной кассовой наличности) показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку резервы представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов. В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, резервы используются только в период наступления определенного рода непредвиденных событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства. Порядок создания финансовых резервов и использования их средств определяются законодательством РФ.

1.3 Порядок создания финансовых резервов и их использования

Порядок создания резервов и расходования их средств устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденного объема бюджетных расходов. Использование средств резервов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Органы исполнительной власти федерального и регионального, уровня, а также органы местного самоуправления обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы власти о расходовании средств резервов. Контроль за целевым и рациональным расходованием средств государственных резервов осуществляется по соответствующим бюджетам Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ, местными финансовыми органами, а также Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами в субъектах РФ. Рассмотрим более подробно законодательные основы управления наиболее значимыми резервами нашей страны. В соответствии со ст. 96.1. Бюджетного кодекса РФ, Стабилизационный фонд - это часть средств федерального бюджета, которая образуется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть и подлежит обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Стабилизационный фонд - своего рода стратегический резерв на будущее. Статья 96.3. Бюджетного кодекса закрепляет цели и объемы использования средств Стабилизационного фонда: - финансирование дефицита федерального бюджета; - иные цели, но при условии, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд рублей. Правила управления средствами Стабилизационного фонда РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004г. N508. Согласно данному нормативному акту, управление осуществляет Министерство финансов РФ с предоставлением отдельных полномочий Центральному банку РФ. Министерство финансов формирует инвестиционный портфель за счет средств фонда (в том числе доходов, полученных от размещения средств фонда), включающий в себя денежные средства в иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов), и долговые обязательства иностранных государств. К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства фонда, относятся долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств таких иностранных государств, как Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания и США. Базовой валютой для расчета консолидированной величины инвестиционного портфеля является доллар США. К долговым обязательствам предъявляются строгие требования: а) эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ААА" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтинг" или "Стандарт энд Пурс", или не ниже уровня "Ааа" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис".Такой рейтинг должен быть присвоен как минимум двумя из указанных агентств. б) срок погашения выпуска долговых обязательств является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу эмитентом. в) текущий срок до погашения выпуска не превышает одного года для дисконтных долговых обязательств и 10 лет для купонных долговых обязательств; г) ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, является фиксированной; д) номинал долговых обязательств выражается в одной из разрешенных иностранных валют, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

е) объем выпуска долговых обязательств в обращении составляет не менее 1млрд долларов США, 1млрд.евро и 1млрд.фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в соответствующих валютах. Если долговые обязательства, приобретенные за счет средств фонда, перестают соответствовать указанным требованиям, они подлежат продаже в течение не более одного месяца со дня возникновения несоответствия. Управление средствами фонда включает в себя следующие операции: а) приобретение за счет средств фонда разрешенной иностранной валюты; б) осуществление Центральным банком сделок, направленных на формирование инвестиционного портфеля и изменение его структуры; в) зачисление на счета по учету средств фонда доходов в разрешенной иностранной валюте, полученных от размещения средств фонда. Изъятие средств фонда осуществляется для их использования в соответствии со статьей 96.3 Бюджетного кодекса РФ путем перевода средств со счетов по учету средств фонда. Для изъятия средств в рублях Министерство финансов осуществляет продажу разрешенной иностранной валюты, составляющей инвестиционный портфель, Центральному банку. Для оценки эффективности управления инвестиционным портфелем и ограничения рисков, связанных с его управлением, осуществляется формирование нормативных портфелей и устанавливаются предельные значения отклонений фактических параметров инвестиционного портфеля от нормативных. Министерство финансов должно направлять в Правительство РФ квартальные и годовой отчеты о результатах инвестирования средств фонда. Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствии использует средства на меры, перечисленные в его названии независимо от учреждений зоны бедствия бюджетов, страховых фондов и других источников. В целях повышения эффективности действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ он образуется в размере не менее 0,1% объема резервного фонда Правительства РФ, установленного в федеральном бюджете. В соответствии со ст. 82 Бюджетного кодекса РФ, Резервный фонд Президента РФ формируется в составе расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Расходование средств фонда осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ. Президент РФ издает такие распоряжения на основании представлений заинтересованных лиц. Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами Федерального казначейства. Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается на проведение выборов, референдумов и на освещение деятельности Президента РФ. [4] Обычно золотовалютные резервы государства имеют две составляющие: централизованный запас золота и фонд иностранной валюты, владельцами которого выступают государственные валютные органы – Центральный (Национальный) банк, Министерство финансов. Обе составляющие считаются официальным резервом международных ликвидных средств. В разных пропорциях этот резерв состоит из: - монетарного золота (страхового резервного фонда), ценности, которую можно продать на рынке, поместить в залог с целью приобретения денежных средств, необходимых для международных платежей; - запаса иностранных валют, включающего валютные активы Центрального банка и Министерства финансов в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах с высоким рейтингом; - резервной позиции в МВФ, в пределах которой страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в свободно конвертируемой валюте; - специальных прав заимствования (СДР), эмитируемых и распределяемых МВФ среди его членов в качестве резервного актива, предназначенного для урегулирования сальдо платежного баланса путем обмена на нужную иностранную валюту. Каждое государство создает такой объем золотовалютных резервов, который диктуется конкретной ситуацией, задачами внутренней и внешней политики, учитывая, в частности, пики погашения внешнего долга. Существуют разные критерии определения достаточности золотовалютных резервов. Как правило, они увязываются с объемом импорта. Например, рекомендация Международного валютного фонда гласит: объем валютных резервов центрального банка должен составлять сумму трехмесячного импорта. В мировой практике используется и другой, усложненный, критерий достаточности золотовалютных резервов государства: трехмесячный импорт плюс годовые выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны. [5] В Банке России золотовалютные резервы рассматривают в качестве одного из важных факторов формирования в стране денежной массы – основы внутреннего денежного обращения. Поэтому, как здесь считают, недопустимы произвольные подвижки объема золотовалютных резервов. Иначе это может повлечь такое изменение величины денежной массы (денежного предложения), которое способно дестабилизировать национальную экономику. Золотовалютные резервы обеспечивают взаимодействие двух механизмов: внешнего – валютного и внутреннего – денежного обращения. Обобщая материалы данной главы, необходимо охарактеризовать специфические черты финансовых резервов государства: - широкая сфера применения; - масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий; - их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер; - они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением непредвиденных и чрезвычайных событий.

 

 

2 ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ, ИХ ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В СОВЕРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Государственные золотовалютные резервы

Официальные золотовалютные резервы России по состоянию на 6 октября 2015 г. достигли 163,0 млрд.долл., увеличившись только с начала 2015 г. на 30.5 млрд.долл. (в 1.24 раза). Таким образом, Россия снова установила рекордный уровень запасов в золоте и валюте. На сегодняшний день наша страна занимает 7-е место в мире по объему золотовалютных резервов, уступая Японии, материковому Китаю, Тайваню и Южной Корее, опережая при этом такие экономические державы как Швейцария и США (таблица 2). Как отмечают эксперты, в 2015 г. Центробанк активно скупает валюту уже три квартала подряд. Благодаря такой политике России за три месяца удалось обойти Индию и Сингапур. По мнению экспертов, в будущем объемы золото-валютных резервов Центробанка могут выйти на третье место в мире. Таблица 2 - Размеры золотовалютного резерва по состоянию на 01.03.2014 г.

№ п/п   Страна   Золотовалютные резервы, млрд. долл.
1. Япония 840,56
2. Китай 609,93
3. Тайвань 246,63
4. Южная Корея 202,16
5. Сингапур 184,62
6. Индия 137,56
7. Россия 134,4
8. Гонконг 123,9
9. США 86,82
10. Швейцария 74,17

 

Динамика золотовалютных резервов России за период с 01.01.2008 г. по 16.09.2015 г. отражена в таблице 3. Как видно из приведенных данных, золотовалютные резервы в 2015 г. увеличились по сравнению с 2008 г. в 8.7 раза, что в абсолютном значении составляет 137.2 млрд. долл. В 2014 году в России впервые накопленные золотовалютные резервы превысили внешний государственный долг, что показывает весьма устойчивое состояние страны. Увеличение золотовалютных резервов позитивно влияет на инвестиционную привлекательность России: снижает риск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменений мировой конъюнктуры, а также уменьшая вероятность резких колебаний курса национальной валюты. Кроме того, экономика России во многом зависит от мировых цен на нефть. Поэтому лучше иметь чуть больше золотовалютных резервов, и тогда в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры они могут быть использованы. Таблица 3 - Динамика размеров золотовалютного резерва России за 2008-2015 г.г.

Дата Золотовалютные резервы, всего В т.ч. золото    
Сумма, млрд. долл. Темп роста, % Сумма, млрд. долл. Темп роста, %  
Цепные Базисные Цепные Базисные  
01.01.2008 17,8 - - 4,9 - -
01.01.2009 12,2 68,5 68,5 4,4 89,8 89,8
01.01.2010 12,3 100,8 69,1 4,0 90,9 81,6
01.01.2011 27,9 226,8 156,7 3,7 92,5 75,5
01.01.2012 36,7 131,5 206,2 4,1 110,8 83,7
01.01.2013 47,8 130,2 268,5 3,7 90,2 75,5
Продолжение таблицы 3
01.01.2014 77,1 161,3 433,1 3,8 102,7 77,6
01.01.2015 124,5 161,5 699,4 3,7 97,4 75,5
16.09.2015 155,0 1,24 870,8 3,7   75,5

 

Рис. 2 Динамика роста золотовалютных резервов Российской Федерации в 2015 г.

На рисунке 2 представлена динамика золотовалютных резервов Банка России за январь – сентябрь 2015 г. Как уже отмечалось, объем золотовалютных резервов определяется, с одной стороны, активностью Банка России на валютном рынке в качестве интервенционного участника, а также объемом выпускаемых в обращение ЦБ РФ денег в обращение. С другой стороны, динамика ЗВР подвержена влиянию выплат Правительством РФ по своим внешнедолговым обязательствам. Именно последним фактом объясняется значительное снижение валового объема резервов как в середине января, так и в начале июля. В начале 2015 г. Россия окончательно рассчиталась по внешнедолговым обязательствам перед Международным валютным фондом, которое ожидалось только в 2008 г., а летом Минфин РФ досрочно погасил часть своего долга в иностранной валюте перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. В прочих представленных периодах 2015 г. динамика золотовалютных резервов в целом характеризуется общей тенденцией к росту. Международное рейтинговое агентство Fitch полагает, что к концу 2015 года государственные золотовалютные резервы могут составить $174 млрд., а в течение 2006-2007 года Россия может стать государством - нетто-кредитором. Согласно другим, более консервативным оценкам, достаточный объем золотовалютных резервов соответствует: - объему денежной базы ($63 млрд) - 8-месячному объему импорта товаров и услуг ($59 млрд) - объем годовых выплат по суверенным долгам плюс общий объем долгов нефинансовых корпораций ($17 млрд + $65 млрд = $82 млрд). Таким образом, даже по самым консервативным подсчетам, накопленные золотовалютные резервы почти в два раза превышают оптимальный уровень. Целесообразность наличия столь значительного объема резервов вызывает большие сомнения. Центробанк не ставит специальные задачи наращивания золотовалютных резервов, но он вынужден их увеличивать, чтобы не допускать укрепления реального курса рубля и, как следствие, падение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Однако, ставится под сомнение, сможет ли ЦБ РФ и дальше противостоять потоку нефтедолларов, выкупая по $3 млрд в неделю, если цены на нефть будут продолжать оставаться на высоком уровне и, если в дополнение к высоким ценам на нефть отток капитала из страны сменится притоком. Наличие в стране развитой банковской системы, способной обеспечить эффективное размещение поступающего из-за рубежа капитала, и свободная конвертируемость рубля значительно упростили бы решение стоящих перед ЦБ задач. Однако "пробуксовка" банковской реформы не оставляет надежды на коренную перестройку банковской системы в ближайшем будущем. Как одно из следствий этого, введение свободной конвертируемости рубля также виснет в воздухе. До тех пор, пока не будет принято принципиальное решение о допуске иностранцев в банковскую систему страны, пока не будут приватизированы крупнейшие банки, ЦБ РФ будет один разрываться между абсолютно противоположными задачами — не допустить реального укрепления рубля и побороть инфляцию. А растущие золотовалютные резервы станут самым ярким символом нерешенных проблем банковского сектора. По итогам вышесказанного необходимо сделать ряд выводов и обобщений. Мы выяснили, что золотовалютные резервы «работают» на российскую экономику только самим фактом своего существования, однако доходность размещения резервов находится на минимальном уровне Несмотря на значительный накопленный объем золотовалютных резервов, существенные выплаты по государственному долгу оказывают заметное влияние на динамику резервов. Вместе с тем, такое развитие ситуации в целом не меняет общей тенденции к росту государственных валютных запасов в стране и нельзя сказать, что они находятся под угрозой существенного снижения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных