Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд – это доходы бюджета России, превышающие заложенные в бюджет поступления, то, что получает страна от экспорта




Стабилизационный фонд – это доходы бюджета России, превышающие заложенные в бюджет поступления, то, что получает страна от экспорта, в первую очередь – от экспорта нефти. Существующие в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет «избыточных» (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на три типа: 1)Стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили); 2)Фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа – Новая Гвинея); 3) Бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР). Целью создания таких фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада, или неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках (в данном случае – высоких цен на сырье). [7] В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, главная функция стабилизационного фонда - защита федерального бюджета от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Дополнительной, тесно связанной с первой, задачей является сглаживание влияния мировых цен на нефть на денежно-кредитную сферу. Базовая цена на нефть марки «Юралс» согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации закреплена в размере 20 долларов США за один баррель - средний уровень цены на нефть за период 2006-2015 гг. Динамике цен на нефть свойственны непредсказуемые продолжительные циклы высоких и низких цен (рис. 2.5). За периодом низких цен в 2002-2015 гг. последовал нынешний период, когда цены уже пятый год остаются высокими.

Рис. 3 Динамика средней цены на нефть

Однако за периодом высоких нефтяных цен неизбежно следует период низких цен. В этой ситуации возможно сильное и достаточно продолжительное снижение цен на нефть до 15 долларов США за один баррель. Более низкий уровень цен маловероятен в ближайшие 5-10 лет вследствие растущего спроса на нефть со стороны Китая, США, Индии. При таком снижении цен на нефть с учетом исчерпания традиционных нефтяных месторождений в России, увеличения издержек на добычу нефти на новых, более труднодоступных месторождениях, а также в условиях растущего реального эффективного курса рубля доходы федерального бюджета, связанные с нефтью, существенно сократятся. Таким образом, базовая цена на нефть 20 долларов США за один баррель снижает риски, которые могут возникнуть при неблагоприятных внешнеэкономических условиях. Это подтверждается опытом многих стран, имеющих стабилизационные фонды, в которых в последние годы наметилась тенденция к установлению базовой цены на уровне ниже средней за последние 5-10 лет, что приводит к уменьшению зависимости экономики и бюджета от внешней конъюнктуры.

2.3Резервный фонд Президента РФ

Как уже отмечалось в работе, президент имеет право формировать так называемый резервный фонд в размере не более 1% расходной части бюджета. Несмотря на то, что расходы госказны превысили 2 трлн. руб., в администрации решили ограничиться только полумиллиардом рублей, поскольку, когда меньше средств, выше эффективность их использования. Из резервного фонда финансируют тех, кто остро нуждается в помощи, но кого «забыли» при формировании федерального бюджета, а других источников, кроме государства, просто нет. Заявку на выделение средств из фонда может отправить любое юридическое лицо. Однако получить требуемое можно будет только в том случае, если сметы правдоподобны, а привлечь другие источники не удалось. Эффективность использования средств контролируется Главным контрольным управлением, которое случаев нецелевого расходования средств до сих пор ни разу не обнаружило. Таблица 4 - Расходование средств резервного фонда Президента в 2014-2015 г., млн. руб.

Направление расходов Всего В т. ч по годам:  
     
Сумма, млн. руб. Структура расходов, % Сумма, млн. руб. Структура расходов, %  
Всего 999,9968 499,9988   499,998  
В т. ч. образование 185,812 105,973 21,2 79,839  
Продолжение таблицы 4
Социальное обслуживание 443,655 219,977 44,1 223,678 44,7
Здравоохранение 68,583 16,543 3,3 52,04 10,4
Культура 178,927 43,749 8,7 135,178  
Физ. культура и спорт 46,1 46,1 9,2   -
Прочие 76,9198 67,6568 13,5 9,263 1,9

Как видно из таблицы 4, 500 млн. руб., выделенных главе государства в 2014 и 2015 г.г. на его особые нужды, практически полностью были потрачены на благотворительную деятельность. В 2014 году детские дома, различные детские образовательные учреждения получили из резервного фонда главы государства 169 млн. рублей, различные социальные учреждения – 164 млн. руб., учреждения культуры – 135 млн. Так, в частности, 10 млн. руб. было выделено на реставрацию Софийского собора в Великом Новгороде, деньги получили старинные усадьбы в Подмосковье, Костроме и Тобольске.

2.4Повышение эффективности финансовых резервов в России

Более эффективное управление средствами стабилизационного фонда РФ при сохранении макроэкономической сбалансированности требует уточнения и дополнения существующих правил его формирования и расходования, прежде всего, в части установления минимального размера стабилизационного фонда, а также механизма расходования средств фонда как при благоприятных, так и при неблагоприятных внешних условиях.

Целесообразно рассмотреть 2 варианта формирования его базового объема. Первый вариант - сохранить базовый объем в сумме 500 млрд.рублей. Превышение данного объема может быть направлено на погашение государственного внешнего долга, в том числе досрочное. Преимущество данного варианта использования средств фонда заключается в том, что государство сокращает объемы обслуживания долга и высвобождает средства для направления их на другие цели. Например, при досрочном погашении части наиболее дорогого внешнего долга в сумме 10 млрд.долл.США экономия процентных расходов за весь период обслуживания оценивается в сумме 3,5-4 млрд.долл.США. Второй вариант - установление базового объема фонда как доли ВВП. Если базовый объем фонда в перспективе сохранить как долю ВВП на уровне 2014 г. (3,1%ВВП), как необходимом для снижения рисков бюджетной политики, то в 2015 году базовый объем фонда увеличится до 580 млрд.рублей, в 2016 году - 663 млрд.рублей). Этот объем средств фонда позволит покрыть примерно в течение примерно 2 лет финансовый разрыв федерального бюджета, образующийся при цене на нефть 15 долларов США за один баррель. Превышение базового объема фонда 500 млрд.руб. при долях ВВП 3,1 % и 4,5 %. Из проведенного анализа следует, что наиболее оптимальным является сочетание двух вариантов установления базового объема фонда: на первом этапе, сокращая наиболее дорогую часть государственного внешнего долга, целесообразно сохранить базовый объем фонда в сумме 500 млрд.рублей, после чего (примерно через 3-4 года) - осуществить привязку базового объема фонда к ВВП (3,1-4,5%ВВП).

Для разработки предложений по наиболее эффективному использованию средств стабилизационного фонда Минфином России разработано несколько сценариев его использования в долгосрочной перспективе и определено их влияние на экономику и денежно-кредитную сферу. Вариант 1- дефицит бюджета Пенсионного фонда финансируется за счет средств стабилизационного фонда. Покрытие дефицита ПФР, вызванного снижением ставки ЕСН, за счет средств бюджета связано с необходимостью выполнения обязательств государства по выплате пенсий до того момента, когда увеличение налогооблагаемой базы в результате выхода бизнеса из тени сократит дефицит ПФР. Это - вынужденная временная мера, снижающая роль стабилизационного фонда в качестве регулятора денежного предложения, которое будет меняться в зависимости от размера дефицита ПФР. Вместе с тем, проблема дефицита ПФР вызвана не только снижением ставки ЕСН, а также ухудшением соотношения между численностью работников и пенсионеров. По прогнозу ПФР, дефицит Пенсионного фонда сохраняется на длительную перспективу. Поэтому финансировать его за счет стабилизационного фонда нецелесообразно. Вариант 2 - использование средств стабилизационного фонда на непроцентные расходы, включая инвестиции: 1) Финансирование постоянных текущих расходов. 2) Финансирование реформ (в первую очередь - имеющих положительный финансовый и экономический эффект, в частности, снижающих расходы будущих периодов). 3) Инвестиции в инфраструктурные и инновационные проекты. Вариант 3 - использование средств стабилизационного фонда для погашения государственного внешнего долга, в том числе досрочного (табл.5)

Таблица 5 - Динамика внешнего долга России при различных вариантах погашения, млрд. долл США

Виды долга Млрд. долл. Доля в %
Государственный внешний долг РФ, в т.ч.: кредиты правительств иностранных государств кредиты иностранных коммерческих банков и фирм кредиты международных финансовых организаций государственные ценные бумаги кредиты Центрального банка РФ 158,4 66,5 39,4 19,4 26,7 6,4 42,0 25,0 12,2 16,8 4,0

 

При погашении внешнего долга, в том числе досрочном, за счет средств стабилизационного фонда сверх базового объема прогнозируемая среднегодовая экономия процентных расходов будет составлять до 1,5-2 млрд. долл. США, что позволит увеличить непроцентные расходы бюджета, в том числе на инвестиции в экономику. Расходы на замещение внешних заимствований либо досрочное погашение внешнего долга выглядят более предпочтительно, чем вложение средств в ценные бумаги в иностранной валюте, поскольку: - расходы бюджета по обслуживанию внешнего долга больше, чем доходность высоколиквидных активов в иностранной валюте; - иностранные активы в силу своей высокой ликвидности подвержены ценовым изменениям. Таким образом, можно сформулировать следующие предложения о направлениях использования средств Стабилизационного фонда РФ, накопленных сверх установленного уровня: 1. Начиная с 2009 года стабилизационный фонд накапливать и направлять исключительно на погашение, в том числе досрочное, государственного внешнего долга. 2. Предусматривать в федеральном бюджете средства в сумме не менее 60 млрд. рублей ежегодно для финансирования инвестиционных проектов. 3. За счет средств стабилизационного фонда сверх базового объема погасить наиболее дорогую часть государственного внешнего долга, после чего целесообразно осуществить «привязку» базового объема стабфонда к ВВП. 4. Финансирование дефицита Пенсионного фонда РФ осуществлять в рамках непроцентных расходов федерального бюджета, а не за счет средств стабилизационного фонда. 5. Определиться по направлениям использования доходов федерального бюджета, зависящих от цен на нефть, и в настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, не поступающих в стабилизационный фонд, тем самым увеличивая зависимость бюджета и экономики от цен на нефть. 6. Разработать порядок формирования и использования средств, направляемых на инвестиции, отбора и мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показало исследование, государственные финансовые резервы участвуют в регулировании экономической и социальной деятельности на всех уровнях управления и выступают средством проведения финансовой политики государства. Главными финансовыми фондами государства являются золотовалютные резервы Центрального банка и средства Стабилизационного фонда. Официальные золотовалютные резервы России на сегодняшний момент достигли 160.0 млрд.долл., при этом наша страна занимает 7-е место в мире по их объему. Они «работают» на российскую экономику только самим фактом своего существования, однако доходность размещения резервов находится на минимальном уровне Увеличение золотовалютных резервов в условиях зависимости от мировых цен на нефть позитивно влияет на инвестиционную привлекательность России: снижает риск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменений мировой конъюнктуры, а также уменьшая вероятность резких колебаний курса национальной валюты. Однако рост золотовалютного запаса страны свыше оптимального уровня можно рассматривать скорее, как недостаток национальной экономики, нежели как позитив, накопленные золотовалютные резервы почти в два раза превышают оптимальный уровень, а это - прямой вычет из инвестиционного потенциала экономики, из валовых национальных сбережений Отрицательно можно оценить тот факт, что хоть величина резервов и растет, доля золота в структуре резервов снижается. Поскольку в настоящее время на валютном и финансовом рынках складывается нестабильная ситуация в отношении основных резервных валют (евро и доллара США), необходимо м увеличить долю золота в структуре золотовалютных резервов до 30 %. Это благоприятно скажется на укреплении российской валюты, к тому же цена на золото растет. Кроме этого, необходимо стремиться к большей диверсификации структуры золотовалютных резервов: следует повысить долю таких валют как английский фунт стерлингов и швейцарский франк, что позволит снизить риски, связанные с колебаниями курсов основных резервных валют. Использование излишних золотовалютных резервов Центробанка для инвестирования могло бы способствовать экономическому росту. По оценкам экспертов, более 15 млрд долларов из этих запасов могут быть использованы для целей инвестиционного кредитования российской экономики. В настоящее время остро стоит вопрос о возможности потратить средства Стабилизационного фонда сверх базового объема в 500 млрд руб. выдвигаются предложения о использовании резерва на повышение зарплат и пенсий, а также на инфраструктурные проекты. Однако использование средств фонда внутри страны, нецелесообразно, поскольку этот источник может иссякнуть в случае падения мировых цен на нефть, а расходование фонда внутри страны может увеличить инфляцию. В ходе исследования, проведенного в рамках данной работы, выяснилось, что наиболее целесообразно расходовать средства фонда на досрочное погашение внешнего долга. Внешний долг России в четыре раза дороже по обслуживанию, чем, например, долг США. Обслуживание внешнего долга в среднем обходится России в 6-7% годовых в валюте. Так, в 2015 г. в счет процентов по обслуживанию внешнего долга будет выплачено 192 млрд. руб., что сопоставимо по объему с годовым размером финансирования образования, культуры и СМИ. Досрочное погашение 10-15 млрд дол. позволит высвободить средства в объеме 1 млрд дол. в год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г.). Статья 81. Резервные фонды.

2. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (с изм. и доп. от 29 июня, 28 июля, 20 августа, 10 ноября 2004 г.).

3. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004г. N508 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации".

4. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838 "Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации".

5. Ашмарина Е.М. Современная финансовая система Российской Федерации. // Государство и право. 2014.

6. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2013 году и прогноз на 2014 год // Экономист. - 2014. - N 1.

7. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для ВУЗов, - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2015.

8. Константинов Ю.А. Денежно-кредитные и финансовые системы стран СНГ на пути к интеграции // Банковское дело № 6, 2015.

9. Никитин А. Резерв как средство от развала // Финансовый контроль № 4, 2015.

10. Пискунов А.Д. Оценка механизмов накопления кризисного потенциала в российском финансовом секторе //Проблемы прогнозирования. 2013.

11. Румянцев А.В. Финансовый контроль. Курс Лекций. М.: Дело и Сервис, 2013.

12. Саркисянц А.Г. Проблемы возвращения финансовых активов России. // Бухгалтерия и банки. 2012.

13. Столяров А.И. Российский финансовый рынок: современное состояние и перспективы развития // Финансы. - 2014.

14. Фетисов В.Д. Финансы: Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

15. Хейфец Б. Итоги реструктуризации задолженности иностранных государств перед Россией. // Мировая экономика и международные отношения. – 2014.

16. Хейфец Б. Эффективность реализации финансовых активов России // Вопросы экономики. - 2014.

17. Экономико-политическая ситуация в России. М.: ИЭПП. Сентябрь 2013.

18. www.cbr.ru – официальный сайт ЦБ РФ.

19. www.nalog.ru - официальный сайт министерства по налогам и сборам РФ.

20. www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов РФ.

21. www.kremlin.ru - официальный сайт Президента РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных