Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие о системе правоохранительных органов в механизме государства.




Курсовая работа

По дисциплине: Теория государства и права

«Система правоохранительных органов»

Выполнила:

Студентка 1 курса

Очной формы обучения

Каканова Александра Вадимовна

 

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент

Шаповалова Яна Витальевна

 

Дата представления работы Работа защищена …..…………..…2016г. ……………..2016г.

Оценка……………

Подпись……………

 

 

Краснодар 2016

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…………3

Глава 1. Общие положения о системе правоохранительных органов………...…5

1.1. Понятие о системе правоохранительных органов в механизме государственного управления………………………………………………5

1.2. История создания системы органов охраны права……………………...…8

Глава 2. Система правоохранительных органов Российской Федерации…...…12

2.1. Судебная власть как основа правоохранительной деятельности………....12

2.2. Прокуратура Российской Федерации…………………………...…………..16

2.3. Государственные правоохранительные органы……………..……………..20

2.4. Негосударственные правоохранительные органы……………...…………24

Глава 3. Основные тенденции развития системы правоохранительных органов в современных государствах…………………….………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………………31

Список использованной литературы……………………………………………..33

 

Введение

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. Система правоохранительных органов - это одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что именно на правоохранительные органы возложена огромная степень ответственности, связанная как одну из важнейших составляющих механизма современного государства, возлагается выполнение многих важнейших функций, в том числе и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, охрана общественного порядка, а также борьба с преступностью. Роль правоохранительных органов различна в государствах тоталитарных и государствах правовых, демократических. В тоталитарном государстве задачи органов сводятся, прежде всего, к использованию репрессивных форм деятельности во взаимоотношениях с населением при реализации государственной воли. В правовом, демократическом государстве они выступают в другом качестве, где карательные функции, в большинстве своем, отходят на второй план, уступая место задачам обеспечения правопорядка и общественной безопасности, профилактики и контроля над преступностью. 3

Целью данной работы является создание более полного представления об правоохранительных органах, их структуре, функциях, а также о дальнейших тенденциях их развития. Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач- во-первых, определить общие положения о системе правоохранительных органов, историю их создания, во-вторых, рассмотреть систему органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их специфику, а также определить перспективы дальнейшего развития этой системы. Несмотря на многолетний опыт исследования этой темы, вопросов для дискуссии остается немало и в наши дни. Рассмотрению вопросов связанных с особенностями функционирования государственно-правового механизма государства, роли и места в нем правоохранительных органов посвящена достаточно обширная юридическая литература. В разные периоды эту тему исследовали Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, С.С. Алексеев, Н.М. Павличенко, В.Е. Чиркин и другие. Также в своих трудах ее касались и многим зарубежные ученые таким как X. Фишер, Е. Эллиотт, Э. Лэдд. Но несмотря на то что эти видные ученые рассматривали проблему определения роли и места системы правоохранительных органов в государстве, по мнению современных исследователей, она нуждаются в дополнительном изучении и научном анализе.

 

 

Глава 1. Общие положения о системе правоохранительных органов.

Понятие о системе правоохранительных органов в механизме государства.

Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляет основную цель государственной деятельности. Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах формах реализации функций, а следовательно, выделятся в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами - государственными органами (государственными служащими), способами реализаций государственных функций. В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. Сам термин правоохранительные органы обозначает обособленную группу, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.(правоохранительную деятельность). В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются: суды, прокуратуры, адвокатуры, органы, осуществляющие оперативно-розыскную

деятельность, органы дознания и следствия, Министерство внутренних дел и его органы, Министерство юстиции и его органы, таможенные органы, органы обеспечения безопасности, а также общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью, которая подразумевает государственную деятельность, осуществляемую с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся1: 1) Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. 2) Надзорная деятельность (прокурорская и административная) направлена на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение и пресечение противоправных действий должностных лиц и граждан. 3) Судебная деятельность - важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. 4) Уголовное преследование (оперативно-розыскная деятельность и расследование преступлений) деятельность особых должностных лиц - следователей и оперативных уполномоченных, осуществляемая с целью раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших, для предания их суду или реабилитации невиновных. _______________________________ 1См.: 1 См.: Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. 6

Совокупность правоохранительных органов образует единую систему специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованную на основе законодательства и уполномоченную применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства. Систему правоохранительных органов можно подразделить на суды и иные правоохранительные органы. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов. Правоохранительные органы могут взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры, находящие свое отражение в законодательстве стран. Чтобы изучить основы организации и функций правоохранительных органов, требуется изучение значительного количества законодательных и иных правовых актов. Требование тщательности такого изучения обусловлено в первую очередь стремлением исключить вероятность, судебных или следственных ошибок, которые могут нанести непоправимый ущерб правам граждан. Многообразие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что правоохранительные органы –это государственные организации и работающие в них должностные лица призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. Система нормативных правовых актов, применяемых правоохранительными органами в ходе своей деятельности, не является строго персонифицированной. Нормативные правовые акты направлены на урегулирование общественных отношений, возникающих в

различных сферах жизнедеятельности. Они адресованы к достаточно широкому, неопределенному по составу кругу субъектов правовых отношений, связанных с различными отраслями права. Все нормативные правовые акты составляют единую систему, которая отличается согласованностью и иерархической подчиненностью 1.

1.2. История создания системы правоохранительных органов. Правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического развития, одновременно с государством как его необходимый атрибут. Первичная родовая организация общества позволяла обходиться без специальных органов, призванных обеспечить порядок. Бесклассовая родо-племенная общность людей основывалась в начале на кровнородственном принципе. Сами условия ее существования предопределили участие подавляющего большинства членов рода в осуществлении функций, обеспечивающих общественные интересы. К таковым относилось и поддержание сложившихся обычаев и порядка, а также наказание нарушивших его. Социальные нормы родового общества, формами выражения которых являлись обычаи, традиции, ритуалы, тотемы и табу, предусматривали в качестве высшего наказания изгнание провинившегося из рода, что само по себе приводило к смерти. Их общей особенностью являлась мононормность, они в большинстве не отделяли прав от обязанностей, поскольку права индивида сливались с обязанностями. Постепенно, около 4-3 тыс. лет тому назад, естественно-историческое развитие общества привело к замене родовых образований территориальными, к классовому расслоению, зарождению государства. Классовые противоречия, социальная напряженность в связи с углубляющимся имущественным неравенством, усложнение взаимосвязей по мере развития экономики объективно вели к усложнению механизма отношений как внутри ______________________ 1См.: Ишеков К.А. Правоохранительные органы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ишеков К.А., Черкасов К.В., Воронкова М.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Эксмо, 2010.— 217 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1172.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. 8

родового общества, так и между отдельными родовыми обществами. Образование функции обеспечения правопорядка связана с образованием государства и формированием права. Достигалось это двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов и правопорядка; во-вторых, государство создавало новые правовые нормы, в результате постепенно обычное право уступало место прецедентному праву, основой которого становились административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву пришло статутное право (законы), первичное право получило письменные формы выражения, обеспечиваемые государственным принуждением - законы, кодексы, своды законов и т. п. Эти процессы способствовали развитию правоохранительной функции. Самые ранние свидетельства о существовании специальных органов обеспечения порядка относятся к цивилизациям Востока. В период 4 династии (2815-2294 гг. до н. э.) должностные лица, ответственные за безопасность в провинциях Египта, именовались "Судья-комендант полиции". Наиболее серьезные усилия были направлены на поддержание полиции, обслуживающей захоронения. Египтяне утверждают, что они первыми начали использовать собак в полицейских целях. Столичная Египетская полиция имела свой флаг с изображенной газелью со страусовым пером - эмблемой некоторых войсковых образований Египта. Из сохранившегося описания крупного ограбления в Фивах (около 110 г. до н. э.) выясняется, что город в административно-полицейских целях был разделен на два сектора - восточный и западный - под началом двух принцев. Археологические раскопки свидетельствуют о существовании в 2000 г. до н. э. в городах Индии специальных групп инспекторов по контролю за мерами и весами, по надзору за состоянием улиц, водостоков, отрядов ночной стражи 1. Отличительной чертой Китая являлось то, что довольно значительное время на низовом уровне обеспечение порядка возлагалось на само сельское население. Достаточное количество доказательств можно найти ___________________________ 1См.: Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005. 9

в Ветхом и Новом заветах. Характерной особенностью при формировании правоохранительных органов (в России - период 9-15 вв.) является сохранение достаточно долгое время в организации обеспечения существующего порядка (правопорядка) общих черт, характерных для родового строя. Вопросами охраны и обеспечения правопорядка занимались органы общей компетенции, не существовал состязательный (обвинительный) процесс. Однако постепенно эти задачи стали возлагать на отдельных должностных лиц, поручать их выполнение преимущественно каким-то одним органам. Функции обеспечения порядка долгое время были объеденены с функциями управления, представленном великим князем как высшим звеном государственной иерархии - верховным управителем, имеющего свою дружину и подчиненными ему князьями племеных союзов и князьями племен, имеющими собственные дружины. Начало процесса выделения правоохранительной функции приходится на XVI век., характеризуется формированием специальных ведомств - секретных Приказов и ведомств, в основах деятельности которых заложены формы проведения расследования, следствия и судебного производства. Одной из первых форм правоохранительной деятельности Российского государства являлся политический и уголовный сыск. Совершенствование форм и методов деятельности по охране порядка продолжили реформы Петра (1676-1725), заложившие основы формирования полицейских ведомств и служб - сформирован центральный верховный орган государственной власти - правительствующий Сената и подчиняющиеся ему 11 коллегий, в состав которых вошла Юстиц-коллегия, занимающаяся вопросами судебного законодательства и судопроизводства и главный магистрат, руководящий работой городских магистратов, в ведении которых находились судебные функции, контролирование финансовых средств, сбор налогов и пошлин. Становление судебных органов в общем и целом шло тем же путем, хотя здесь имелись свои особенности. Для этого процесса характерно перераспределение полномочий органов родо-племенного строя; собрание общин утрачивало, а сравнительно узкий круг лиц или одно лицо сосредотачивали во все большем объеме судейские функции. По мере того как государство перестало занимать роль арбитра и 10 начинало выступать в качестве активного участника процесса (вначале по государственным и наиболее тяжким уголовным преступлениям, а затем по все более широкому кругу дел), эти лица вынуждены расширять свое участие в предварительной подготовке материалов, их проверке и оценки доказательств, что со временем привело к развитию функции расследования и созданию судебного аппарата. И в данном случае наблюдалось организованнное объединение полицейских (дознание, следствие) и судебных функций в одном органе. Судебные органы Древней Руси, в основном, были представлены судом общины, который производил судопроизводство за преступления, совершенные общинниками 2. С укреплением феодальных отношений все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых на должность судей. Во время Русской Правды княжескому суду стали принадлежать наиболее серьезные преступления, каравшиеся потоком и разграблением, причем имущество осужденного переходило не в собственность общины, а в княжескую собственность. Таким образом, правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического развития, одновременно с государством (как его необходимый атрибут). Функция обеспечения правопорядка напрямую связано с обеспечением государственных интересов и формированием права.

 

_____________________________ 1См.: Рыбников В. В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007. 11






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных