Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. Система правоохранительных органов, существующая в Российской Федерации. 2.1. Судебные органы как основа правоохранительной деятельности.




Принцип разделения властей - правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий. Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Под судебной системой России понимается упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. Российская судебная система устанавливается Конституцией РФ (ст. 118, 125–127) 1, Законом о судебной системе и строится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны. Вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов, находятся в ведении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотренные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их территории федеральных судов. В судебную систему России входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Федеральный суд — это орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом. ___________________________

1См.: ст.118, 125-127 Конституции Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). 12

Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. К федеральным судам согласно ч. 3 ст. 4 Закона о судебной системе относятся 1 : Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды — Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, дисциплинарное судебное присутствие. Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским, административным делам их подсудности и возглавляемых Верховным Судом РФ. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Система федеральных судов общей юрисдикции включает: 1) основное звено — районные, городские суды, гарнизонные военные суды; 2) среднее звено — верховные суды республик (22), краевые суды (10), областные суды (45), суды городов федерального значения (3), суд автономной области (1) и суды автономных округов (4), окружные (флотские) военные суды; 3) высшее звено — Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ, Арбитражный Суд РФ). Система федеральных арбитражных судов включает: 1) Основное звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов _______________________ 1См.: См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». 13

федерального значения, автономной области и автономных округов; 2) Среднее звено — арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов; 3) Высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ. Система федеральных судов конституционной юрисдикции включает только одно единственное звено -Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреждение, правомочное решать вопросы, перечисленные в ст. 125 Конституции РФ. Он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В силу этого Конституционный Суд РФ обладает значительными специфическими полномочиями. Иных судов другого уровня с аналогичными функциями в России не существует 1. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи образуют судебную систему субъектов РФ и одновременно включены в единую судебную систему страны. Предусмотрена возможность субъектов РФ влиять на особенности вхождения в единую судебную систему конституционных (уставных) судов и мировых судей с учетом региональных особенностей и интересов. Создание конституционных (уставных) судов является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливаются законами субъектов РФ. Их финансирование осуществляется из средств региональных бюджетов. Финансирование же мировых судей предусмотрено из федерального бюджета. Создание последних на территориях субъектов РФ носит обязательный (императивный) характер. Однако конкретный порядок замещения мировых судей устанавливает субъект РФ самостоятельно. Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанными законами, не допускается. _____________________________ 1См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». 14

Также принято различать несколько судебных инстанций, таковой считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы. Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд. Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора. Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Таким образом, суд является одним из основных правоохранительных органов. Суды должны быть независимыми, как судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна охранять право.

2.2. Прокуратура Российской Федерации. Прокурорский надзор является высшим надзором за точным и единообразным исполнением законов, осуществляемый специально созданным органом, а именно Прокуратурой. Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет1: 1) Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и ________________________ 1См.: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О Прокуратуре Российской Федерации".

и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) Надзор за исполнением законов судебными приставами; 5) Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 6) Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 7) Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности и выпускает специальные издания. Прокуратура составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В систему Российской Прокуратуры входят: 1) Генеральная прокуратура Российской Федерации, ее возглавляет Генеральный прокурор РФ который руководит системой прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и 17

порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. В пределах штатного расписания и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, численность штатов и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры существующим законодательством. В Генеральной прокуратуре РФ образуется Коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), Главная военная прокуратура, Главное следственное управление, Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры, Управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах внутренних дел, Управление по надзору за расследованием особо важных преступлений, Управление криминалистического обеспечения и др. В структуре Генеральной прокуратуры РФ также образован Информационно-аналитический центр на основании приказа Генерального прокурора РФ1. Управления Генеральной прокуратуры РФ созданы в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском округе возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе. 2) Прокуратуры субъектов Российской Федерации – осуществляют надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно- _________________________ 1См.: Приказ Генерального прокурора РФ от23.10.1998 № 207 «Об образовании Информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации». 18

розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний и применении назначенных судом принудительных мер медицинского характера; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня, а также жалоб на решения и действия (бездействия) подчиненных прокуроров. 3) Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры). Осуществляют надзор за исполнением законов городским органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за исполнением законов городскими органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность; за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел. 4) Военная прокуратура возглавляемая заместителем Генерального Прокурора РФ – Главным Военным Прокурором РФ. Осуществляет надзор за исполнением законов в вооружённых силах России. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, 14 военных прокуратур окружного звена, которые приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также 227 военных прокуратур гарнизонов, объединений и соединений, приравненных к прокуратурам городов и районов. Осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, учавствуют при рассмотрении дел в суде. Военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по 19

контракту и имеющие высшее юридическое образование. 5) Специализированные прокуратуры, к которым относятся транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. Компетенция территориальных и специализированных прокуратур разграничена Приказом Генерального прокурора РФ № 24 от 09.04.96 г.1 Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Таким образом деятельность Прокуратуры Российской Федерации основывается на принципах единства, гласности, политической независимости, законности и централизации системы органов прокуратуры РФ.

2.3. Государственные правоохранительные органы РФ. Систему правоохранительных органов Российской Федерации составляют преимущественно государственные органы. Все они призваны защищать права и свободы граждан, следить за исполнением существующего законодательства и регулированием общественных отношений. В систему государственных органов входят: 1) Органы внутренних дел. Они образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством Внутренних Дел России. Правовой основой ___________________________ 1См.: Приказ Генерального Прокурора РФ № 24 от 09.04.96 г. (с изменениями от 23.05.97 г. № 26, 04.08.97 г. № 48, 08.12.98 г. № 88) «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур». 20

организации и деятельности органов внутренних дел РФ является Конституция, Закон о Полиции, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Министра внутренних дел РФ. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Основными задачами Министерства Внутренних Дел России являются: 1) Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; 2) Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений; 3) Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности; 4) Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности. Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел1. Основные полномочия2: ________________________ 1См.: Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации») 2См.: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). 21

Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных нарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, осуществление экспертно-криминалистической деятельности, обеспечение правопорядка в общественных местах, по решению Президента РФ все сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Таким образом, Полиция РФ является важнейшим органом по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. 2) Таможенные органы РФ. Эти органы осуществляют взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный и валютный контроль, а также дознание и оперативно-розыскную деятельность. Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом РФ, Законом "О таможенном тарифе"1, другими законами Российской Федерации, указами Президента, нормативными актами Правительства РФ. Взимание таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов, плат и т.д.) осуществляется таможенными органами главным образом за перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств. В случае выявления фактов уклонения от уплаты соответствующих платежей таможенные органы наделены правом принудительного взыскания платежей с должников: обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций, привлекать к ответственности виновных должностных лиц и т. д. Таможенный и валютный контроль - это совершаемые таможенными органами действия в целях проверки соблюдения ________________________ 1См.: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) "О таможенном тарифе". 22

юридическими и физическими лицами установленных законом порядка и правил ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей. В осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля находит свое отражение правоохранительная деятельность таможенных органов. 3) Федеральная Служба Безопасности. В соответствии с главой 3 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»1 , на нее возложены следующие полномочия: 1)Информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; 2) Добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; 3) Выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности; 4) Выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма; 5) Обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок. _______________________ 1См.: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Федеральной службе безопасности". 23

4) Органы Министерства Юстиции РФ. Проводят государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 г., Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

2.4. Негосударственные правоохранительные органы РФ. В отличие от государственных правоохранительных органов, негосударственные правоохранительные органы, не являются органами государства. К таким органам можно отнести: 1) Адвокатуру, которой согласно ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2, называется квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: ______________________ 1См.: Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 31.12.2015) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации". 2См.: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". 24

работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления, участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями, нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности. Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по основаниям, предусмотренным существующим законодательством. Формами адвокатских образований являются: 1) Адвокатский кабинет, его учреждает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. 2) Коллегия адвокатов, два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. 3) Адвокатское бюро Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой 25

4) Юридическая консультация, В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. 2) Нотариат, в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации1. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции РФ. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия- удостоверяют сделки, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, свидетельствуют подлинность подписи на ______________________ 1См.: "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). 26

документах, передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принимают на хранение документы. 3 ) Частная детективная и охранная деятельность. Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность негосударственных организаций, по Правовой основой деятельности частных детективов и охранных предприятий являются Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности»1, а также иные нормативные правовые акты по оказанию частных и детективных услуг, в соответствии с законодательством РФ. существуют следующие виды частной детективной и охранной деятельности: 1) Деятельность по сбору сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; 2) Деятельность по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3) Деятельность по поиску без вести пропавших граждан; 4) Деятельность по поиску утраченного гражданами или предприятиями имущества. Виды охранной деятельности: 1) Деятельность по защите жизни и здоровья граждан; 2) Деятельность по охране имущества; 3) Деятельность по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации; 4) Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

 

________________________ 1См.: Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 13.07.2015) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". 27

Глава 3. Основные тенденции развития правоохранительной системы в современных государствах.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода правоохранительных органов на качественно новый уровень деятельности, что обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки правоохранительных органов и привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности их деятельности. В современном мире накопилось ряд новых проблем, угрожающих общественному развитию и обществу в целом. Они требуют внимания со стороны государства, а особенно со стороны его правоохранительных органов. К таким угрозам относятся: 1) Экстремизм (прежде всего религиозный) и вытекающий из него терроризм, составляющий глобальную угрозу обществу. Особую тревогу вызывает такое крайне опасное явление, как «сращивание» экстремизма (особенного религиозного) с организованным криминалитетом. 2) Организованная транснациональная преступность, которая очень бурно развивается с ростом всеобщей глобализации. Зарубежные криминологи говорят, что современная организованная преступность – это уже не иерархическая, а сетевая структура, объединяющая множество групп как с вертикальными, так и с горизонтальными линиями связи. 3) Незаконный оборот наркотиков, получивший в наши дни огромное распространение и являющийся актуальной проблемой для множества государств. Наркобизнес, органически связан как с организованной преступностью, так и терроризмом. Данные проблемы давно известны, но тем не менее, правоохранительные органы и специальные службы, несмотря на многочисленные усилия, пока не в силах искоренить их. Это объясняется некоторыми причинами, например, эти угрозы очень динамичны и легко перестраиваются в условиях быстро меняющегося мира, поэтому знания о них зачастую фрагментны и специальные службы сталкиваются с недостаточной изученностью организованных ими преступными схемами и непроработанностью тактики привлечения их к 28 юридической ответственности. В этих условиях обретает актуальность вопрос о создании или совершенствовании межгосударственной системы подготовки сотрудников соответствующих правоохранительных органов и специальных служб по ряду вышеуказанных направлений. При этом главным следует считать методику, равную той, что применяют противники. Также приоритетным направлением можно выделить сотрудничество всех международных органов правоохранительной системы при решении данных проблем, которые уже принято считать глобальными. Что касаемо перспектив развития правоохранительной системы Российской Федерации, то здесь также можно выделить несколько тенденций. В последние два десятилетия в правоохранительной системе РФ произошли ряд существенных изменений. Прежде всего это касается судебной системы. С 1991 г. началось формирование арбитражных судов, которое закончилось в 2006г. созданием арбитражных апелляционных судов. В 2014 г. принят Закон «О Верховном Суде и Прокуратуре»1, который объединил Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Также изменения коснулись и Органов Внутренних Дел, где Милиция была переименована в Полицию РФ. Но безусловно существует необходимость в дальнейшем преобразовании существующей системы. Прежде всего, этому будем способствовать фундаментальное обновление законодательства, активизация нормотворческой деятельности, так как это оказывает значительное влияние на работу правоохранительных органов. Конечным итогом такой нормотворческой деятельности должно быть качественное обновление правовой базы правоохранительной деятельности, устранение пробелов, коллизий и противоречий, и как следствие принятие новых законов. Вторым немаловажным направлением развития принято считать _________________________ 1См.: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". 29

Повышения престижа статуса сотрудника правоохранительных органов, увеличение социального положения личной безопасности. Следует укреплять научный потенциал правоохранительной системы, развивать систему профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов. Решение этой задачи окажет позитивное влияние на сохранение и закрепление кадрового состава правоохранительных органов. Немаловажное значение имеет предотвращение коррупционных тенденций внутри системы, укрепление дисциплины и законности правоохранительных органов. В условиях развития современного общества, где огромную роль играют цифровые коммуникации важно развитие информационных систем, которые будут способствовать эффективной борьбе с преступностью. Поэтому потребности правоохранительных органов в информационном обеспечении предполагает разработку государственной концепции формирования информационного пространства правоохранительных органов. По моему мнению, при условии реализации всей совокупности возможных перспектив, система правоохранительных органов преобразуется в лучшую сторону, что окажет позитивное влияние на общественные отношения и общество в целом.

 

 

Заключение

Подводя итоги проведенной работы, следует отметить, что правоохранительные органы являются одним из ключевых аспектов права. Они обеспечивают реализацию одну из важнейших функций государства - функцию охраны права путем специально созданных органов. Эти органы защищают и интересы граждан, охраняя их законные права и обязанности, предупреждают и борются с преступностью. В рамках данной курсовой работы были рассмотрены основные государственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью. Система правоохранительных органов делится на государственные и негосударственные органы. К первым относятся судебные органы, органы прокуратуры, органы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов. А ко вторым относятся адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные предприятия. По своей сути все они в различных формах осуществляют государственную власть самостоятельно в пределах своих полномочий, взаимодействуя друг с другом. Основными задачами правоохранительных органов страны является восстановление нарушенного права, либо наказание правонарушителя, либо в одновременном наказании и восстановлении прав человека, общества, государства. Они осуществляют в пределах своих полномочий и в строгом соответствии с законом судебную деятельность, конституционный контроль, надзорную деятельность, расследование преступлений и охрану общественного порядка. Для осуществления возложенных задач правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями, официально представляя и действуя от имени государства. Поэтому решения, принимаемые правоохранительными органами, подлежат обязательному выполнению любыми должностными лицами и всеми гражданами. Правоохранительные органы применяют к нарушителям норм права меры правового воздействия, то есть принуждают правонарушителя к соблюдению установленных обязанностей. Что касаемо перспектив дальнейшего развития, то необходимо всестроннее 31 изучение существующих проблем. Наиболее важными из которых являются глобальные проблемы, к ним относится, экстремизм, терроризм, незаконный оборот наркотиков. Для их решения необходимо сотрудничество всех международных специальных служб и правоохранительных органов. В Российской Федерации также отмечено ряд тенденций, таких как совершенствование существующей законодательной базы, повышение престижа и увеличение социального статуса сотрудника правоохранительных органов. Также необходимо улучшить информационное обеспечение правоохранительной структуры. Немаловажным направлением считается укрепление научного потенциала правоохранительной системы, развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов. Несмотря на рассмотренные вопросы и проблемы, тема системы правоохранительных органов требует дальнейшего изучения и исследования. Так как правоохранительные органы это основа функционирования любого государства, они являются защитником прав и законных интересов граждан.

 

 

Список использованной литературы

1) Конституции Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

2) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

3) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О Прокуратуре Российской Федерации";

5) Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

6) Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) "О таможенном тарифе";

7) Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Федеральной службе безопасности".;

8) Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

9) Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 13.07.2015) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";

10) Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 31.12.2015) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации";

11) Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

12) Приказ Генерального Прокурора РФ № 24 от 09.04.96 г. (с изменениями от 23.05.97 г. № 26, 04.08.97 г. № 48, 08.12.98 г. № 88) «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур».;

13) Приказ Генерального прокурора РФ от23.10.1998 № 207 «Об образовании Информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации»; 33

14) Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005;

15) Ишеков К.А. Правоохранительные органы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ишеков К.А., Черкасов К.В., Воронкова М.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Эксмо, 2010.— 217 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1172.— ЭБС «IPRbooks», по паролю;

16) Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных