Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития политико-правовой мысли в странах Древнего Востока




На содержание политической идеологии Др. Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни. Именно традиционализм определил то, что в общественном создании сохранились пережитки мифов. Основой политико-правовой мысли выступало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Религия отводилось ведущее место (Правили в основном жречество). Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия. На формирование политико-правовой мысли Древнего Востока большое влияние оказывала мораль, поэтому многие концепции представляют собой этико-политические доктрины, а не политико-правовые концепции. (Примером может служить Конфуцианство как более этическая чем политико-правовая доктрина).

Вывод: Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоящими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве.

Изгосударств Древнего Востока будет рассматриваться история политико-правовой мысли Индии и Китая,так как Египет и Месопотамия погибли, и их политические учения дальнейшего развития не получили.

3 .Особенности развития государственно-правовой идеологии в Древней Греции. Политическое учение Платона.

 

В сер.I тыс.до н. э. в Гр.заверш-ся переход к рабовлад.строю. Большое знач. – мор.торг.(рост гор-в и созд-е греч.кол-й вокруг Средизем.моря, ускорило имущ.рассл-е об-ва). Благодаря оживленным связям с др.стр. торг. центры Гр.превратились в центр культуры. Соц.-пол. строй Др.Гр. – сист.незав.полисов, тер-я к-го сост.из города и прилег.к нему селений. Общей чертой полис.жизни VII—V вв. до н. э. - борьба м/у род.арист-ей, перераставшей в рабовл.наслед.знать, и торгово-ремесл.кругами, образовывавшими вместе с отд.слоями крестьянства лагерь демократии. Вл.в полисах приним.ф.либо аристокр.правл-я (в Спарте), либо дем.(Афины), тиранов. С превращ.рабства в господ.сп-б экспл-и росло имущ.нерав-во, обострялись соц.противор. Богатые рабовл-цы, уст-ли в ряде полисов олигарх.режимы. Борьбу среди свобод.нас.усугубляли антагонистические отношения рабовладельцев и рабов. Гос-полисы объед-сь в военно-полит.коалиции и гос.союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.). Противоборство этих коалиций порождало полит. перевороты в полисах и междоусоб.войны, самой масштабной из к-х была Пелопоннесская война 431—404 гг. до н. э. Продолжит.междоусоб.войн, подрыв.эк-ку полисов привели к упадку. Во 2 пол. IV в. до н. э. древнегр.гос- ва были покорены Македонией, а позже (II в. до н. э.) — Римом.

ППидеология Др.Гр. форм-сь в процессе разлож-я мифа и выдел.относ-но самост.ф.общ.созн-я. Интенс.торг, расширявшая их познав.кругозор, соверш-е техн.навыков и умений, актив.уч-е гр-н в делах полиса, особенно демокр-го, вызвали кризис миф.предст-й и побуждали искать новые приемы объяс-я происходящего в мире. Зарождается фил-я как особая, теор.форма мировоз-я. Опираясь на идеи нрав.свободы индивида, представители дем-и разраб.уч-я о рав-ве гр-н и договорном происх.закона и государства. Начиная с III в. до н. э., когда гр. гос. утратили свою незав-ть, в общ.сознании происх.глуб.изм-я. Среди свобод.нас.нарастают настр-я безысходности и аполитизма, усиливаются религ.искания. Теор.иссл-я политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура). Полит.мысль рабовлад.дем-и получила обосн-е в произв-ях софистов, обуч.искусству спорить, доказ., выступать в суде и народном собрании. Развивали учение о законе. Закон – выр-е согласов., "взаимной справедливости" (Протагор), сумма индивид. добродетелей. Ораторы во главе с Демосфеном: р-во гр-н, незыбл-ть з-на как гаранта гр.прав, призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.

В истории возникновения и развития выделяют 3 периода: 1)ранний – 9-6 вв. до н.э. Стан-е древнегр. гос-ти. Постепенная рационализация ПП представлений (поэмы Гомера, Гесиода). 2)расцвет – 5-1пол.4 в. до н.э. Расцвет древнегреч.философии и ПП мысли, выр-ся в уч-ях Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля. 3) эллинизм – 2-я пол. 4 – 2 вв. до н.э. время начала упадка древ.греч. гос-ти. Попадание полисов под власть Македонии, а затем Рима (Эпикур, стоики, Полибий).

Платон (427—347 гг. до н. э.) — родонач-к фил-и объектив.идеализма. Его взгл.сложились под вл-ем Сократа, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях, что нашло отражение в сократических диалогах П. После казни Сократа в 399 г. до н. э. П.покинул Афины и пут-л по Ег.и Юж.Ит.Вернувшись, он основал в пригороде Афин фил.школу "Академия". Миру чувств.предметов и явл-й П.противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир по П занимает среднее положение между "подлинным бытием" и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей. Зн-я чел.об окруж.прир., согласно П., не м.б.истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный идеализм Платона смыкался с религией и мистикой. Фил-я в его поздних трудах приобретала черты теологии. Диалоги Платона — "Государство" и "Законы". Идеальн.гос.строй П.рассм-л по аналогии с космосом и чел.душой. Подобно тому как в душе человека есть 3 начала, так и в гос-ве д.б. 3 сосл-я. Разумному началу души в ид.гос. соотв.правители-философы, яростному началу — воины, вожделеющему — земл-цы и рем-ки. Сосл.дел-е общества – усл-е прочности гос.как совместного поселения гр-н. Самовольный переход из низш.сосл. в сословие стражей или фил-в недопустим и явл.прест., ибо каждый чел-к должен заниматься тем делом, к к-му он предн-н от природы. Предлагал внушать гр-м мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников — серебра, а в души земл., рем-в — железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благород.металлов, то его перевод в высшие разряды возможен т.по иниц-ве правителей. Во гл.гос-ва необходимо поставить фил-в, способных воплотить небес.мир идей в земной жизни. Идеальное - либо монархия, если править будет один философ, либо аристократией. Для достижения единомыслия и сплоченности 2-х высших сосл-й, образующих вместе класс стражей гос-ва, П.устан.для них общность им-ва и быта. Продовольств.запасы стражи получ.от 3 сосл.в виде натур. $ у стражей нет, жить и питаться они д.сообща, как во время военных походов. Стражам запрещ.иметь семью, для них вв-ся общность жен и детей.Кр-м и рем.разрешалось иметь ч/соб-ть, $, торговать на рынках и т. п. Производ.д-ть земл-цев и рем.предполагалось поддерживать на уровне, к-й позволил бы обесп. средний достаток для всех чл.об-ва и в то же время исключить возможность возвыш.богатых над стражами. Преодоление в об-ве имущ.расслоения — важн.соц.-эк.особенность идеальн.строя. Прообразом идеального гос. строя для П.послужила аристокр.Спарта. Вырождение аристократии мудрых влечет за собой утв-е ч/соб-ти и обращение в рабов своб.земл-цев из 3 сословия. Так возникает критско-спартанский тип гос-ва, или тимократия (от "тиме" — честь), господство сильнейших воинов. Гос-во с тимокр.правлением будет вечно воевать. Олигархия — в рез-те скопления бог-ва у частных лиц, основан на имущественном цензе. Вл.захват.немногие богатые, тогда как бедняки не уч.в упр-и. Олигарх.гос-во, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой. Победа бедняков приводит к дем-и — власти народа. Общ.долж-ти при дем-и замещаются по жребию. В дем-и царят своеволие и безначалие. Чрезмер.свобода обращается в свою противоп-ть — чрезмерное рабство. Устан-ся тирания, наихудший вид гос-ва, основ-я на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех ф.гос-ва П.считал порчу чел.нравов. Выход из порочных состояний об-ва он связывал с возвратом к изнач.строю — правлению мудрых. В "Законах" П.изображает "второй по достоинству" гос.строй, приближая его к действит-ти греч.полисов. П.отк-ся от коллективной соб-ти фил-в и воинов и уст-ет для гр-н единый пор-к польз-я им-м. Земля явл.соб-тью гос-ва. Она делится на равные по плодородию уч-ки. Кажд.гр-н получает зем.надел и дом, к-ми польз-ся на правах владения. Все ост.виды им-ва гр-не м.приобр.в ч/соб., но ее р-ры огр-ны. Для удобства расч-в (при замещении гос.д-тей, комплектовании войска и т. п.) предусм-ся точное число граждан — 5040. В это число входят только вл-цы земли; рем-ки и торг-цы гр.правами не обл.Деление гр-н на сосл-я заменяется делением по имущ.цензу. Полит.пр.гр-не приобр.в зав-ти от р-ров им-ва, записавшись в 1 из 4 классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в др.класс. Все вместе гр-не обр.правящее сосл-е. Кроме занятий в собств.х-ве им вменяются в об-ть служба в войске, отправл-е гос. долж-тей, уч-е в совмест.трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т. п. Производ.потреб-ти обесп-ся полностью за счет рабского труда. Предвидя выступления невольников, П.советует земл-цам приобр.как можно меньше рабов 1 нац-ти и не провоцировать их жестоким обращением. Идеальн.гос.устр-во - правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: дем.принцип арифм.рав-ва (выборы по большинству голосов) и монарх.принцип геометрич.р-ва (выбор по заслугам и достоинству). Демо.начала – деят-ть народ.собр-я. На сочетании дем.и мон.принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию гос.органов тайное "ночное собрание", в к-е вх.10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица, к-м вручается верх.вл.в гос-ве. Все выбор.гос.орг.и прав-ли обязаны действ.в точном соот-и с законом. Мудрецы из "ночного собрания" причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Считал что общ.жизнь необх.урегул.нормами писаного права, однако на признавал верх-во з-на над религ.моралью. З-н – сов-ть религ.-нрав.норм, уст-х мудрыми людьми гос-ва в качестве ориентира для остальных граждан. В диалоге "Политик" выделил формы государства, основанные (мон., арист.и дем.), а тирания, олигархия и извращенная демократия упр-ся вопреки сущ.в них з-нам и обычаям.ПП доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его эк.незав-ть, предотвратить тер.расш-е гос-ва.

 

 

4. Политико-правовое учение Аристотеля.

 

Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы.

После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола — будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу — Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". К ним примыкает сочинение "Афинская полития", содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.

Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.

Согласно его взглядам каждая вещь состоит из материи и формы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать. Форма — это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией — учением о целесообразном строении мира.

Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений Протагора и других софистов о возникновении общества.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо политическое".

В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. "Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.

Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство — это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел — быть рабами у греков. "Варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.

В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них — естественные (природные) различия между людьми. На страницах "Политики" неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. "Такая война, — говорил он, — по природе своей справедлива".

Аргументацию рабства "от природы" дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. "Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы".

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. "Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе". Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. "Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим". К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.

Классификация форм государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию.

Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона "Политик". Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти.

В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии — неимущим. "Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках, а олигархией — такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство". Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему были понятны социальные противоречия, определявшие развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. "Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан", — отмечал философ. Только там, где в составе населения средние граждане имеют перевес, "государственный строй может рассчитывать на устойчивость". Экономику как умение правильно вести хозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т.п. Помимо ограничения размеров собственности в таком государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. "Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим", — утверждал Аристотель.

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в "Законах", Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит "только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания". Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. В политии власть "сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет". Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу — крестьянам.

Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. Аристотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Уравнивающая справедливость, принципом которой является "арифметическая пропорция", затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и некоторые другие преступления. Закон при этом "обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем". Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит "геометрическая пропорция" — воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Например, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они "знали друг друга". Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создает умеренный климат Эллады.

Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии смешаны "по половине" и даже с "уклоном в сторону демократии", аристократические элементы в государстве получили явное преобладание.

Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его возможности решать государственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса.

В качестве примеров смешанного государственного строя в "Политике" названы аристократическая Спарта, Крит, а также "прародительская" демократия, введенная в Афинах реформами Солона.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. "Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости". Право отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.

Политическое право делится на естественное и условное (установленное). "Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие прекращается]". Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет. По смыслу его концепции "от природы" существуют и соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. "Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов".

Направленная против учений рабовладельческой демократии, аристотелевская концепция была призвана умалить значение писаных законов, подчинить их нормам обычного права и предустановленной, как считал Аристотель, в природе справедливости. "Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные", — утверждал философ.

Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции. По мере проникновения частной собственности и рабовладельческих отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно, перешли от традиционных воззрений к признанию экономической роли рабства, правовых методов регулирования общественной жизни ("Законы" Платона), к апологии частной собственности и равенства граждан перед законом в сфере имущественных отношений (в "Этике" Аристотеля). Выше этого подняться они не могли. Аристократия, связанная с полисной системой землевладения, способна была удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального хозяйства, "умеренной", или "средней", собственности и патриархальных полисных традиций и обычаев в сфере управления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для аристократии, обладающей "избытком добродетели", законы не нужны.

 

 

5. Особенности развития политико-правовой идеологии в Древнем Риме. Государственно-правовые взгляды Цицерона.

 

Формирование и развитие политических и правовых учений Древнего Рима осуществлялось под влиянием разнородных факторов, доминирование которых на разных исторических этапах эволюции римского государства порождало противоречивые тенденции.

1. Политико-правовая идеология Древнего Рима долгое время развивалась путем заимствования достижений философской мысли Древней Греции и приспосабливания ее выводов и положений к условиям римского общества. Этому способствовали:

• сходство социально-экономических укладов – рабовладельческий способ производства, основанный на эксплуатации рабского труда;

• классовая борьба, служившая источником развития политико-правовых воззрений как в Древней Греции (конфликт демоса и аристократии), так и в Древнем Риме (противоборство патрициев и плебеев, рабовладельцев и рабов);

• масштабная эллинизация римского общества, выразившаяся в распространении ценностей и институтов греческой культуры среди римлян в результате превращения Греции в провинцию Рима во II до н.э.

Значительное влияние на развитие политико-правовых воззрений в Древнем Риме оказали философия Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, доктрины софистов, стоиков, эпикурейцев, теория Полибия и др. Прямые заимствования опыта законотворчества греческих полисов были связаны с изучением политики и законодательства афинского реформатора Солона. Его "Конституция" стала основой первого древнеримского закона – Законов двенадцати таблиц (451 г. до н.э.).

2. Однако более высокий уровень развития рабовладения, товарного производства, отношений частной собственности, которые уже развиваются в рамках не города-полиса, а империи, обусловили существенные отличия древнеримской политико-правовой идеологии от древнегреческой.

Представления о политике и праве, преобладавшие в Древнем Риме, характеризовались рационализмом, что нашло отражение в создании самостоятельной науки – юриспруденции (III в. до н.э.). Теоретические концепции римских мыслителей были основаны на обобщении реального опыта политико-правового развития римского государства, что позволило преодолеть прежние мифологические воззрения. Происходила легитимация власти и властных институтов, что изменяло способ интерпретации политики и права.

Природа власти и государства опиралась не на примат сверхъестественного начата, а на связи власти с идеей права и закона. Смена доктринальных начал была обусловлена непрекращающейся классовой борьбой патрициев и плебеев, рабов и рабовладельцев. Она заставляла господствующие классы апеллировать к правовым механизмам защиты собственных интересов, которые обеспечиваются публичной властью. Вследствие этого государство понималось как публично-правовая общность, основанная на согласии граждан в вопросах права и служащая для защиты имущества. Право же рассматривалось как всеобщий и равный масштаб (правда, принимаемый только в отношении частных собственников), соответствующий природе вещей.

3. Политико-правовая идеология в Древнем Риме развивалась главным образом юристами в процессе их практической деятельности по толкованию права, которые и создали юриспруденцию в качестве самостоятельной отрасли знания. Наибольшего развития получили правовые институты и отрасли права, востребованные реальной практикой: правовой статус свободных и рабов, вещное, обязательственное, наследственное право, регулировавшие имущественные отношения.

4. Представления о формах правления, механизмах власти развивались применительно не к городу-полису, а к Мировой империи, что выразилось в обосновании правомерности абсолютной власти императора, ее сакральном характере, идеи мирового господства Рима.

5. Тенденция рационализации в Древнем Риме соседствовала с формированием в III в. доктрины политики и права, связанной с утверждением христианства в качестве мировой религии. В IV в. оно стало официальной идеологией Римского государства. Сверхъестественное объяснение природы власти, государства и права в католицизме становится господствующей тотальной идеологией в Средневековье.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных