Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение естественно-правовой теории в Голландии XYII в. (Г.Гроций).




 

С XVI в. начинается революционное низвержение феодализма. Первыми буржуазными революциями были Нидерландская (1566—1609) и Английская (1642—1654). Их идеологическим знаменем стал протестантизм.

Нидерландская революция не привела к решительному искоренению феодальных порядков. Однако завоевание независимости и провозглашение республики создавали условия для бурного развития не только экономики, но и политико-правовой мысли.

Английская буржуазная революция имела более широкий резонанс в обществе, чем Нидерландская. Речь шла, во-первых, о религиозной свободе. Государственная церковь — англиканская — не подчинялась папе, но очень походила на католическую. Во-вторых, решался конституционный вопрос: кто суверен — король или парламент? В-третьих, социально-экономический: в какой степени купцы, финансисты, предприниматели допускаются к управлению страной?

Поскольку в основном крестьяне и буржуа поддерживали парламент, он победил, и король Карл I был казнен. Постепенно в стране сформировалась конституционная монархия, Это был конец XVII в. XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Историческая и философская науки характеризуют Просвещение как влиятельное общекультурное явление эпохи перехода от феодализма к капитализму, безграничной веры в человеческий разум, возможности перестроить общество на разумных основаниях.

Политико-правовые учения в Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза)

Классическим воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права и общественного договора. Ее основоположником выступил голландский мыслитель и юрист Гуго Гроций (1583—1645). Уже в детстве у Гроция проявились необыкновенные способности. В 11 лет он поступил в университет, а в 15 уже получил степень доктора права. Карьера Гуго Гроция была головокружительной. Он был членом Генеральных штатов Голландской республики, посланником при английском дворе, в 24 года стал генеральным адвокатом Голландии.

Однако после завоевания независимости в Голландии разгорелась внутренняя борьба. Гроций оказался в стане проигравшей партии и в 1618 г. был приговорен к пожизненном} заключению, но в 1621 г. с помощью жены ему удалось совершить побег. Он оказался во Франции, где был встречен с почетом. Людовик XIII даже назначил ему пенсию. В ответ Гроций посвятил королю Франции свое главное сочинение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права", вышедшее в свет в 1625 г. Эта книга была внесена в список "еретических изданий" и запрещена до 1900 г. С 1633 по 1644 г. Гроций был шведским посланником при французском дворе. Его перу принадлежат более 90 работ по юриспруденции, истории и филологии. Погиб Г. Гроций из-за кораблекрушения близ Стокгольма. После пребывания в холодной воде, он заболел и умер.

Исходный пункт политико-правовой доктрины Г. Гроция — природа человека, его социальные качества. Она основывается на признании того, что все люди равны от природы, от рождения, т.е. изначально, и наделены естественными страстями, разумом, стремлениями, правами. Следовательно, законы природы определяют естественное право, и ему должно соответствовать позитивное, волеустановленное право.

Продолжая античную традицию, Гроций отождествляет понятие права и справедливости: "...право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом". Опираясь на аристотелевское понимание справедливости, Гроций анализирует понятие права в трех различных значениях. Так, справедливость действует в двух видах отношений: между равными и между господствующими и повинующимися. Первый вид справедливости Гроций называет правом равенства, второй — правом господина. Право равенства собственно и лежит в основании естественного права. От права равенства зависит так называемое право, касающееся лиц, которое определяется как "нравственное качество, присущее личности, в силу которого можно законно владеть чем-нибудь или действовать так или иначе". Причем это нравственное качество может быть совершенным и менее совершенным. Первое Гроций называет "способностью", второе — "соответствием". "Способность" соотносится с действием, "соответствие" — с возможностью. По сути, в первом случае речь идет о субъективном, наличном праве, во втором — о возможности обладать правами. И именно субъективное право — совершенное нравственное качество — Гроций называет "правом в собственном или тесном смысле слова; им объемлется власть как над собой, что называется свободой, так и над другими лицами, например, власть отеческая или господская; а также собственность — полная или неограниченная, и ограниченная, как... право залога...; право требования по договору, чему с другой стороны соответствует обязанность". В данном значении право предстает в качестве отношения, построенного на началах взаимных прав и обязанностей субъектов.

Причем Гроций подразделяет их на два вида: низшие — отношения между частными лицами и высшие — отношения ради общего блага. Иными словами, Гроций стремится провести различие между частным и публичным правом. Наконец, в третьем значении и право понимается как "правила нравственных поступков, обязывающих к выполнению какого-нибудь надлежащего действия". Из сказанного можно заключить, что естественное право понимается Гроцием, хотя и не всегда последовательно, как субъективное право, как система отношений частного и публичного характера и как система общеобязательных норм.

Гуго Гроций также являлся сторонником договорного происхождения государства. Он считал, что было время, когда существовало "естественное состояние", т.е. не было государства и частной собственности. Однако постепенно люди утратили простоту общения, появилось насилие, а с ним — угроза жизни и бессилие человека. И тогда разум привел людей к пониманию необходимости объединения: так был заключен договор о создании государства.

Государство — "это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы", т.е. результат их сознательной деятельности, следствие общественного договора.

Конечно, идея договорного происхождения государства возникла еще в Средние века, но только у Гроция договор о создании государства стал рассматриваться как основа самого государства






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных