ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие информации, ее виды и особенностиТермин информация произошел от латинского слова "informatio" - "сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных" Информация об объекте есть изменение параметра наблюдателя, вызванное взаимодействием наблюдателя с объектом. Информация имеет ряд важных особенностей. 1. Собственно об информации можно говорить лишь тогда, когда хотя бы одним объектом в материальном взаимодействии является живой организм. Исходя из этого, информация есть воспринимаемая живым организмом через органы чувств окружающая действительность в виде распределения материи и энергии во времени и в пространстве и процессов их перераспределения. 2. Информация не материальна, хотя ее носителем является материя. 3. Чем сложнее объект материального мира или процесс, тем больше информации он в себе несет. 4. Чем сложнее организм, тем больше вариантов его поведения может соответствовать одной и той же полученной информации. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: количеством; содержанием; ценностью. Количественный момент исследуется в основном математической статистикой, содержательный – семантической теорией. Самую известную формулу количества информации предложил К. Шеннон: количество информации выражается количественным изменением неопределенности в результате сообщения. Информация включает содержательную и представительскую составляющие. Содержательная составляющая информации отражает ее сущностную сторону, связанную с отражением реальной действительности. Представительская составляющая определяет форму представления информации для передачи, обеспечения ее адекватного восприятия потребителем. Информация характеризуется формой представления, содержанием и затратами интеллектуального труда человека на ее создание. Форма представления информации может быть классифицирована по: степени упорядоченности; форме закрепления; доступности. Основными свойствами информации являются: способность воздействовать на психику; значимость (полнота); достоверность; целостность; адекватность. Способность воздействовать на психику – неотъемлемое свойство информации. Фундаментальное свойство информации (применительно к человеку) – оторвавшись от объекта отражения существовать самостоятельно, стать содержимым памяти, то есть самостоятельно участвовать в психических процессах, трансформируясь в представления, знания, умения, навыки. Значимость информации – свойство информации сохранять свою потребительскую ценность для получателя в течение времени, т.е. не подвергаться моральному старению. Достоверность информации – соответствие полученной информации действительной обстановке. Достоверность достигается: обозначением времени свершения событий, сведения о которых передаются; тщательным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников; проверкой сомнительных сведений; своевременным скрытием дезинформационных и маскировочных мероприятий; исключением искаженной информации, передаваемой по техническим средствам. Целостность информации – это неизменность информации в условиях случайных или преднамеренных действий в процессе эксплуатации информационной системы. Под целостностью информации также понимается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Адекватность или старение информации – свойство информации утрачивать со временем свою практическую ценность, обусловленное изменением состояния отображаемой ею предметной области. Виды информации Виды информации различают, как правило, по следующим основным характеристикам: степень упорядоченности; форма закрепления; доступность; содержание (сфера применения, ценность информации от времени, предназначение); затраты интеллектуального труда человека на создание информации; По степени упорядоченности различают информацию и документированную информацию. По форме закрепления информация подразделяется на: представленную в письменном виде (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); в устной форме (публичное исполнение и т.д.); в виде звуковой или видеозаписи механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); в виде изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видеоизображения, компьютерная графика и анимация, фотография и т.д.); в объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.). По доступности информация разделяется на открытую (общедоступную) и ограниченного доступа. По содержанию информация может быть классифицирована по сфере применения, ценности информации от времени, предназначению. По предназначению информация в социальных системах подразделяется на: массовую; групповую; индивидуальную. Массовая информация представляет собой сведения, предназначенные для неограниченного круга лиц. Как правило, форма представления массовой информации – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Групповая информация ориентирована на использование вполне определенным кругом лиц, имеющих отношение к содержащимся в ней сведениям. Индивидуальная информация ориентирована на конкретного человека. В коммуникативных процессах информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|