Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ текста культуры.




Текст культуры -это артефакты культуры, например, произведения искусства (картины, фотографии, фильмы, спектакли, музыкальные произведения и произведения поэзии, литературы, скульптура, инсталляции и пр.), которые несут в себе определенные смыслы и погружают зрителя/читателя в культурное пространство, социализируя его. Текст – особый мир социальной коммуникации. Оперируя с текстом по нормам коммуникации, присущим определенной культуре, человек присваивает этот опыт, внедряет его в собственное сознание.

Диалогичная природа текста и культуры не допускает их однозначной интерпретации, вследствие чего высокохудожественные произведения искусства и вербальные тексты не утрачивают своей актуальности в течение многих десятилетий и столетий.

Особенности текста культуры:

1. Интерпретируемость

2. Символичность

3. Коммуникативность (передача информации)

4. Социализация

Работа с текстами культуры дает:

Ø ассоциативное восприятие,

Ø осмысление концептуального содержания текста,

Ø создание собственного высказывания.

Примеры текстов культуры.

Текст 1.

«На Руси всегда любили березу, она даже стала символом нашей Родины. Ее считали деревом жизни, здоровья и света. У русичей с березой было связано множество поверий. Например, наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. А если воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии. Любовное и почтительное отношение к березе в христианскую эпоху подкреплялось еще и тем, что, по преданию, именно она укрыла Пресвятую Богородицу и Младенца Христа от непогоды. Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немочь из желудка».

(Наталия Будур. Русский народный календарь. – М.: Роса, 2007. – с. 54).

Этот небольшой текст о березе можно считать текс том культуры, потому, что в нем повествуется о березе как символе России, о поверьях, связанных с березой, о любовном отношении к ней. Для автора важно не описать березу как дерево, а показать ее символичность для русичей, читавших ее деревом жизни, здоровья и света. Эта мысль реализуется посредством культурных концептов (Пресвятая Богородица, Младенец Христос, символ, христианская эпоха, поверия, береза, Родина) и слов с культурным компонентом (русичи, предки, прутик, восвояси, предание, почтительное отношение, хлестнуть, немочь, от- паивали). Доступный научно-популярный подстиль текста с элементами разговорной речи, воздействуя на мысли и чувства читателя, усиливает культуроведческую направленность текста.

Текст 2.

«Над Петербургом плывет туман. Петербург- ский туман похож на лондонский, как канцеля- рия Акакия Акакиевича на контору Скруджа. Туман порождает чудесные вещи. Дух Морлея был лоскутом городского тумана над старомод- ным серым цилиндром. Нос коллежского асессо- ра Ковалева, в треуголке с плюмажем, разгули- вал по Невскому проспекту и даже заходил в ма- газин Юнкера. Множество замечательных про- исшествий случалось почти ежедневно, – дейст- вие тумана не подлежало сомнению. Нынче чу- дес не бывает, но туман остался таким же. Его хлопья, лоскутья – серо-желтые призраки – заво- лакивают город, медленно изгибаясь, меняя очертания, становясь все плотнее и непроницае- мее. Город плывет, покачиваясь, пустой, холод- ный, беззвучный. Плывет воспоминание о горо- де, пропавшем в тумане» (Ю. Анненков).

Автор приведенного выше текста - известный художник слова и художник кисти, талантливый портретист, мемуарист и эссеист Юрий Анненков (литературный псевдоним Борис Тимирязев) создал текст, в котором гармонично сочетаются сопоставления русской и мировой культуры, и, вместе с тем, он остается именно русским, своеобразно-индивидуальным. Многократно повторяемый концепт «туман» придает тексту не только художественную выразительность, но и культуроведческую направленность, объединяя Петербург и Лондон, гоголевский «Невский проспект» и ритмизированный «Петербург» Андрея Белого. Несомненно, этот культуроведческий текст изложен в художественном стиле.

Примерный план анализа текста культуры.

  1. Определите автора текста культуры, вспомните или узнайте что-либо из его биографии и особенностях создания данного произведения искусства.
  2. Определите главную тему/идею текста культуры.
  3. Выделите главные символы и знаки текста культуры, дайте их интерпретацию, свяжите их с главной темой/ идеей произведения.
  4. Вычлените из текста культуры какие-либо парадоксы, несуразицы, то, что вам непонятно и попытайтесь их интерпретировать.
  5. Попытайтесь проанализировать композицию текста культуры.
  6. Дайте свою интерпретацию текста культуры, как если бы вы были его автором.
  7. Напишите о своих впечатлениях о тексте культуре, какие эмоции он вызвал в вас.

Критерии оценки анализа текста культуры:

5 баллов (отлично):

  1. Смысл текста культуры раскрыт.
  2. Анализ отличается оригинальностью изложения.
  3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
  4. Раскрываются различные аспекты текста культуры, значение ключевых символов и знаков.
  5. Работа отличается ясностью и логикой изложения.

4 балла (хорошо):

  1. Содержание анализа текста культуры даёт представление о его понимании при отсутствии четких формулировок.
  2. Представлена и пояснена собственная позиция студента, но без достаточной аргументации или оригинальности.
  3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой либо на теоретические положения и выводы, либо на фактический материал.
  4. В ходе рассуждений раскрываются лишь некоторые аспекты проблемы, рассматриваются лишь некоторые ключевые символы и знаки текста культуры.
  5. Работа не вполне отличается ясностью и логикой изложения.

3 балла (удовлетворительно):

  1. Содержание анализа в целом даёт представление о его понимании.
  2. В работе не представлена и не пояснена собственная позиция студента, в работе большой процент заимствований.
  3. Суждения и аргументы раскрываются без опоры на теоретические положения и выводы, в основном на фактический материал.
  4. В работе затрагивается 1 или несколько несущественных аспектов текста культуры, в его анализе не задействованы ключевые символы и знаки.
  5. Работа не отличается ясностью и логикой изложения.

2 балла (неудовлетворительно):

  1. Смысл текста культуры не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.
  2. В работе не представлена собственная позиция.
  3. Работа осуществлена без опоры на теоретические положения и выводы и на фактический материал.
  4. Отсутствует аргументация, не задействован анализ символов и знаков текста культуры.
  5. В работе нет ясности и логики изложения.

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

Тема 1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Понятие культуры. Подходы к изучению понятия «культура».

2. Структура и функции культуры.

3. Эволюция представлений о культуре.

4. Предмет и объект изучения культурологи.

5. Специфика культурологии как социо-гуманитарной системы знаний.

Основные понятия: культура, системный подход, деятельностный подход, аксиологический подход, позитивно-научный подход, технологический подход, материальная культура, духовная культура, морфология культуры, субъект культуры, цивилизация, смыслы культуры, язык и символы культуры, культурные коды, социокультурная коммуникация, диалог культур

Самостоятельное изучение вопросов:

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, используя основной и дополнительный список литературы по данной теме:

1. Эволюция представлений о культуре.

Контрольные вопросы и задания

  1. С чем связано многообразие современных определений культуры и подходов к её изучению?
  2. Какой смысл вкладывает культурология в понятие «культура»? Объясните понятие «культура» в широком и узком смыслах.
  3. Каковы функции культуры в обществе?
  4. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
  5. В чем специфика культурологии как научной и учебной дисциплины?

6. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных