Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы проведения исследования




1. Формулирование проблемы.

2. Подготовка к проведению исследования:

— предварительный анализ имеющейся информации, вы­движение гипотез;


— отбор материала, который будет использован в иссле­
довании.

3. Проведение исследования:

— анализ и обобщение результатов исследования.

4. Изложение результатов исследования, их представление.

5. Обсуждение, оценка полученных результатов.

В волшебных сказках часто героями становятся внешне не­привлекательные персонажи, например Иванушка-дурачок, Емеля («По щучьему велению»). Сначала они спят на печи, ничем не интересуются, а потом сказочно изменяются, совер­шают героические подвиги и становятся богатыми и счаст­ливыми.

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Почему героя называют не просто Иванушка, а Ива­нушка-дурачок?

— С чего начинаются чудесные изменения?

— Почему именно Иванушка-дурачок побеждает в сказках?

— Кто и что ему помогает?

— Какие качества персонажа, особенности его характера позволяют ему совершать подвиги? Как это показано в раз­ных сказках?

— В волшебных сказках Иванушка-дурачок выполняет трудные задания с помощью друзей-помощников и чудес­ных предметов. Значит ли это, что роль Иванушки в этих подвигах незначительна и его нельзя считать героем-победи­телем?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, учащимся нуж­но вспомнить (прочитать) сказки, героем которых является Иванушка-дурачок; описать, с чего начинается его сказочное преображение, сравнить его поступки с действиями других персонажей, описать его отношения с теми, кто ему помога­ет и кто ему встречается на пути.

Чтение в составе универсальных учебных действий

Требования к уровню чтения

в основной школе и современное состояние

проблемы грамотности

Навык чтения по праву считается фундаментом всего по­следующего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких по­знавательных и коммуникативных задач, как понимание (об­щее, полное и критическое), поиск конкретной информации,


самоконтроль, восстановление широкого контекста, интер­претация, комментирование текста и др.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: озна­комительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпыва­ние полной и точной информации с последующей интерпре­тацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конк­ретного факта; выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополни­тельными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев. Обучение наиболее развитому виду чтения —рефлексивному чтению — заключается в овладении следующими умениями (С. А. Крылова, 2007):

а) предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

б) понимать основную мысль текста;

в) формировать систему аргументов;

г) прогнозировать последовательность изложения идей
текста;

д) сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по теме;

е) выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов
и мыслей;

ж) понимать назначение разных видов текстов;

з) понимать имплицитную1 информацию текста;

и) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

к) выражать информацию текста в виде кратких записей;

л) различать темы и подтемы специального текста;

м) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

н) выделять не только главную, но и избыточную инфор­мацию;

1 Имплицитный — подразумеваемый, невыраженный. Ь04


!

о) пользоваться разными техниками понимания прочитан­ного;

п) анализировать изменения своего эмоционального со­стояния в процессе чтения, получения и переработки инфор­мации и её осмысления;

р) понимать душевное состояние персонажей текста и со­переживать.

Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые форМы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в I этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож-ё ности использования человеком его содержания в разных си-Г туациях деятельности и общения.

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями). Типы сплошных текстов: 1) описание (художественное и техническое); 2) по­вествование (рассказ, отчёт, репортаж); 3) объяснение (рас­суждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к вы­полнению работы, правила, уставы, законы). К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты,


дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (при­глашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диа­граммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

Один из главных критериев уровня навыка чтения — пол­нота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей це­ли или назначения текста; умение выбрать из текста или при­думать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предла­гаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сфор­мулированной вопросом, и т. д.);

• нахождение информации (умение пробежать текст гла­зами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

• интерпретация текста (умение сравнить и противопоста­вить заключённую в нём информацию разного характера, об­наружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести за­ключение о намерении автора или главной мысли текста);

• рефлексия содержания текста (умение связать информа­цию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источ­ников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся);

• рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие кри­тичности мышления и самостоятельности эстетических суж­дений).

Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включал психические процессы восприя­тия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г. С. Кова­лёва, Э. А. Красновский, 2004). Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом


(табл. 2) в соответствии с каждым из выделенных в исследова­нии умений.

Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к исполь­зованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).

Таблица 2 Схема уровней грамотности чтения

 

Работа с информацией Интерпретация текста Рефлексия и оценка
5-й уровень
Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой ин­формации, часть ко­торой может быть за­дана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая инфор­мация в тексте необ­ходима для выполне­ния задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объ­ёмной информацией Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его де­талей Критически оцени­вать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятия­ми, которые противо­положны ожиданиям, основываясь на глу­боком понимании длинных или слож­ных текстов
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена. Несплошные тексты: установить характер связи частей информа­ции, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информа­цию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнару­жить, что для полного понимания данного текста требуется использо­вать различные элементы этого же документа, например сноски

Продолжение

 

Работа с информацией Интерпретация текста Рефлексия и оценка
4-й уровень
Найти и установить возможную последо­вательность или ком­бинацию отрывков глубоко скрытой ин­формации, каждая часть которой может отвечать множествен­ным критериям в тексте с неизвестным контекстом или фор­мой. Сделать вывод о том, какая информа­ция в тексте необхо­дима для выполнения задания Использовать глубо­кие идеи, заложенные в тексте, для понима­ния и применения категорий в незнако­мом контексте. Ис­толковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые про­тиворечат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте Использовать акаде­мические и общеизве­стные знания для вы­движения гипотез или критической оценки текста. Демонстриро­вать точное понима­ние длинных и слож­ных текстов
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим свя­зям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно вы­раженную информацию либо сделать выводы философского или мета­физического характера. Несплошные тексты: найти отдельные части информации и срав­нить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата
3-й уровень
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрыв­ками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но проти­воречивой информа­цией Объединить несколь­ко частей текста для того, чтобы опреде­лить главную мысль, объяснить связи и ис­толковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, проти­вопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внима­ние много критериев. Работать с противоре­чивой информацией Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать осо­бенности текста. Де­монстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными зна­ниями или основы­вать выводы на менее известных знаниях

Продолжение


Работа с информацией






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных