Практическая работа №8. Организация маятниковых маршрутов с обратным порожним пробегом
Маятниковый маршрут – такой маршрут, при котором путь следования автомобиля в прямом и обратном направлении лежит на одной и той же трассе.
Постановка задачи. Пусть в парке N автомобилей. Пусть P 1, P 2, … Pn – пункты назначения, Q 1, Q 2, … Qn – потребности в грузах, выраженные в количестве ездок. Необходимо организовать систему маршрутов, обеспечивающую минимум порожнего пробега.
Найдем Xi – количество автомобилей, работающих на маршрутах с последним пунктом разгрузки Pi. Задача составления рациональных маршрутов сводится к следующей задаче линейного программирования:
минимизировать линейную формулу
,
где – расстояние между пунктом разгрузки и автотранспортным предприятием; – расстояние между пунктом разгрузки и базой.
при условиях 0 < Xi < Qi и .
Допустим, что пункты назначения пронумерованы в порядке возрастания разностей
.
Тогда оптимальное решение находится по формуле:
X 1 = min(Q 1, N);
X 2 = min(Q 2, N – X 1);
X 3 = min(Q 3, N – X 1 – X 2);
…
Xn = min(Qn, N – ).
Пример. Рассчитать рациональные маятниковые маршруты и составить графики доставки продукции потребителям. Известны объемы перевозки в каждый пункт (таблица 1), расстояния между пунктами (таблица 2). Время работы автомобиля на маршруте: Tм = 460 мин; техническая скорость vтех = 20 км/ч; простой под погрузкой и разгрузкой tпр = 30 мин.
Таблица 1 – Объем перевозок
Пункт отправления
| Пункт назначения
| Объем перевозок, т
| Объем перевозок за одну ездку, т
| База
| A
| 21,0
| 7,0
| B
| 196,0
| 7,0
| C
| 42,0
| 7,0
| D
| 175,0
| 7,0
|
| Итого
| 434,0
|
| Таблица 2 – Расстояния между пунктами, км
| A
| B
| C
| D
| АТП
| База
|
|
|
|
| 6,6
| Автотранспортное предприятие (АТП)
|
|
|
|
| —
|
Решение.
Рассчитаем затраты времени на каждую ездку (с учетом времени простоя под погрузкой и разгрузкой).
Таблица 3 – Затраты времени на каждую ездку
База – A – База
| База – A – АТП
| База – B – База
| База – B – АТП
| База – C – База
| База – C – АТП
| База – D – База
| База – D – АТП
| 2,3 ч. = 138 мин.
| 1,9 ч. = 114 мин.
| 0,9 ч. = 54 мин.
| 1,15 ч. = 69 мин.
| 1,7 ч. = 102 мин.
| 1,5 ч. = 90 мин.
| 1,2 ч. = 72 мин.
| 1,5 мин. = 90 мин.
|
Дальнейшие расчеты заносятся в таблицу 4.
Таблица 4 – Рабочая таблица 1
Пункт назначения
| Количество ездок
| Расстояние перевозки от пункта до АТП SАТП
| Расстояние перевозки от базы до пункта SБаза
| Разность расстояний SАТП – SБаза
| A
|
|
|
| – 8
| B
|
|
|
|
| C
|
|
|
| – 4
| D
|
|
|
|
|
Наименьшую оценку имеет пункт A (–8), а наибольшую – пункт D (6), поэтому начальным пунктом обслуживания будет пункт D, а A – пункт, из которого автомобиль будет возвращаться в автохозяйство.
Маршрут 1 для одного автомобиля: АТП – База – D – База – A – АТП.
Известно, что время работы автомобиля на маршруте Tм = 460 мин. Если автомобиль обслужит пункт A и вернется в автохозяйство, то он затратит 114 мин. (см. таблицу 3). Следовательно, на обслуживание пункта D осталось 460 – 114 = 346 мин. Если затраты времени на ездку База – D – База составляют 72 мин. (см. таблицу 3), то в пункт D один автомобиль на данном маршруте сделает
(Tм – tБаза - A - АТП ) / tБаза - D - База = (460 – 114)/72 = 4,8» 5 ездок.
Пункт A обеспечат три автомобиля (3´1 = 3 ездки), при этом в пункт D они сделают 3´5 = 15 ездок из 25 необходимых ездок.
С учетом выполненной работы на маршруте 1 составляется новая рабочая таблица (таблица 5).
Таблица 5 – Рабочая таблица 2
Пункт назначения
| Количество ездок
| Расстояние перевозки от пункта до АТП SАТП
| Расстояние перевозки от базы до пункта SБаза
| Разность расстояний SАТП – SБаза
| B
|
|
|
|
| C
|
|
|
| – 4
| D
| 25 – 15 = 10
|
|
|
|
Маршрут 2 получается при аналогичных рассуждениях.
Маршрут 2: АТП – База – D – База – C – АТП.
Один автомобиль на данном маршруте сделает в пункт D
(Tм – tБаза - С - АТП ) / tБаза - D - База = (460 – 90)/72 = 5,1» 5 ездок.
Пункт D обеспечат два автомобиля (10 ездок), при этом они сделают 2 ездки в пункт C.
Таблица 6 – Рабочая таблица 3
Пункт назначения
| Количество ездок
| Расстояние перевозки от пункта до АТП SАТП
| Расстояние перевозки от базы до пункта SБаза
| Разность расстояний SАТП – SБаза
| B
|
|
|
|
| C
| 6 – 2 = 4
|
|
| – 4
| Маршрут 3: АТП – База – B – База – C – АТП.
Один автомобиль на данном маршруте сделает в пункт B
(Tм – tБаза - С - АТП ) / tБаза - B - База = (460 –90)/54 = 6,9» 7 ездок.
В таблице 7 представлена сводная маршрутная ведомость. Коэффициент использования пробега Kпробега рассчитывается делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.
Таблица 7 – Сводная маршрутная ведомость
№ п/п
| Обозначение маршрута (в знаменателе – количество ездок)
| Показатели маршрута
| Кол-во авто-мобилей
| Кол-во ездок
| Объем пере-возок, т
| Длина, км
| Kпробега
|
| АТП – –
–
|
|
|
| 104,6
| 0,51
|
| АТП – – –
|
|
|
| 96,6
| 0,49
|
| АТП – – –
|
|
|
| 82,6
| 0,48
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
Рассчитать рациональные маятниковые маршруты и представить результат в сводной маршрутной ведомости (таблица 7). Объемы перевозки в каждый пункт приведены в таблице 8, расстояния между пунктами – в таблице 9. Время работы автомобиля на маршруте: Tм = 420 мин; техническая скорость vтех = 30 км/ч; простой под погрузкой и разгрузкой tпр = 20 мин.
N – номер варианта.
Таблица 1 – Объем перевозок
Пункт отправления
| Пункт назначения
| Объем перевозок, т
| Объем перевозок за одну ездку, т
| База
| A
| 86 + N
| 5,5
| B
| 50 – N
| 5,5
| C
| 26 + N
| 5,5
| D
| 41 + N
| 5,5
|
| E
| 65 – N
| 5,5
|
Таблица 2 – Расстояния между пунктами, км
| A
| B
| C
| D
| E
| АТП
| База
| 2 + N
| 24 – N
| 20 – N
| 5 + N
| 7 + N
|
| Автотранспортное предприятие (АТП)
| 29 – N
| 4 + N
| 8 + N
| 19 – N
| 3 + N
| —
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|