ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование сословно-представительной монархии в России. Деятельность Земских соборов.Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировала в современные парламенты. Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия — форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, Парламент, Генеральные штаты, Сейм и т. п.) В представительный орган России – Земский собор – оно делегировало часть купечества и верхов посада. Самой же многочисленной прослойкой в нем было дворянство, заседавшее вместе с аристократией и духовенством. Дворянство же всем своим благополучием напрямую зависело от царя, от его щедрот и милостей. Поэтому процесс развития сословного представительства и вообще процесс демократизации России шел трудно, с перерывами в отдельные периоды (во времена опричнины), с отставанием от стран Запада. Тем не менее и в России к середине XVI в. сформировались элементы сословно-представительной монархии. Земский собор. Органом сословного представительства стали Земские соборы, действовавшие в России чуть более ста лет (первый – в 1549 г., последний – в 1653 г.). В основе их деятельности лежала идея соборности, т.е. общественного согласия всего населения страны. От его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение. В развитии соборной деятельности в России можно выделить 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного достичь общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и закапчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главным назначением Собора становится «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. — третий период, в котором монархия и Земский собор выступают единым фронтом в ликвидации последствий смуты. Структура Земского собора. Земский собор состоял из трех частей: Освященного Собора, куда входили иерархи русской церкви – митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярской думы –верхней палаты Собора – и выборных или естественных представителей служилого дворянства, городских посадов и частично черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов. Инициатива созыва Земского собора исходила от царя, а в условиях междуцарствования – от Боярской думы или патриарха. Определенных сроков не было, Собор созывался по мере надобности. Процедура выборов тоже не была четко разработана. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей (а не «худых»). Существовал и своего рода нравственный ценз – в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы –инструкции (с указанием насущных нужд) и запас (содержание). Впрочем, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны. Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 – открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи излагалась цель созыва Собора и ставились вопросы для обсуждения. Вторая часть работы – обсуждение поставленных вопросов и выработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт – свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась). Прерогативы Земского собора: утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. 20) Реформы государственного управления в середине XVI века. Приказы. РЕФОРМЫ СЕРЕДИНЫ XVI в. К 1549 г. вокруг царя сложился круг преданных ему лиц. Они образовали особый совет, получивший позднее название "Избранная рада". Фактически Рада являлась неофициальным правительством России. Наиболее авторитетными членами Рады были: царский духовник протопоп Сильвестр, князь Андрей Курбский, дьяк. Посольского приказа Иван Висковатый, и дворянин, царский окольничий /2-й после боярина придворный чин/ Алексей Адашев 1) Судебник. В 1550 г. был принят новый Судебник. Он включал около 100 статей, большая часть которых посвящена вопросам управления и суда. В целом сохранялись старые органы управления, но в их деятельность вносились существенные изменения. Судебник ставил действенные преграды произволу наместников. Они могли теперь вести судебные разбирательства только при участии выборных лиц от сословий, т.н. "судных мужей". Выборным вменялось в обязанность следить, чтобы представители не брали взяток от судящихся. Судебник требовал, для исключения произвола, обязательно протоколировать заседания суда и один экземпляр отдавать судным мужам. Все это означало контроль выборных от населения лиц за деятельностью наместников. 2) Реформы органов власти. Была осуществлена реформа местного управления: наместничество ликвидировано и заменено выборной администрацией - земским самоуправлением. Вместо "кормленщиков" в уездах, где было развито поместное землевладение, дворяне выбирали из своей среды " губных старост", в уездах с крестьянским землевладением - " земских старост" из зажиточных крестьян. В их ведении находились суд, управление податным населением и сбор налогов с него. В помощь старостам избирались "целовальники"/целовали крест перед вступлением в должность/. Реформы затронули и центральные органы управления. Приказы становятся основными органами центрального управления, полностью заменяя прежнюю систему "дворцов".. 3) Социально-экономические реформы. Главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей - дворян. Иван IV заявляет о необходимости перераспределения земель между землевладельцами в пользу служилых людей и проводит всеобщую перепись земли. Часть церковных, монастырских и княжеских земель переходят в поместный фонд. Интересам помещиков отвечало положение нового Судебника, увеличивавшее плату за уход в Юрьев день. 4) Военные преобразования. Вопросы, касавшиеся формирования русской армии, рассматривались в "Уложении о службе", принятом в 1556 г. Вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики. Военная служба начиналась с 15 лет. Определялось, с какого количества земли бояре и дворяне должны были выставить одного конного воина /150 десятин, то есть 170 га/. В 1550 г. был создан корпус стрельцов. Стрельцы представляли постоянное войско, вооруженное новейшим оружием и содержащееся казной. Однако основной военной силой оставалось дворянское ополчение. 5) Стоглав. Процесс усиления государственной власти вновь выдвинул вопрос о положении церкви в государстве. В 1551 г. был созван церковный собор, на котором были зачитаны вопросы царя. Ответы на них составили сто глав приговора собора /Стоглав/. Стоглав запретил монастырям давать деньги и хлеб под проценты, прекратил царскую помощь монастырям, имеющим владения, были унифицированы церковные пошлины по всей России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни. Важное национально-духовное значение имело утверждение собором пантеона общерусских святых Реформы Избранной рады охватили все основные сферы общества и государства. Они значительно укрепили русское государство, хотя еще и не закончили его централизацию. Реформы положили начало складыванию на Руси сословно-представительной монархии. Это отвечало интересам всех слоев общества. Особенно много получило в результате реформ дворянство, существенно укрепившее свое социальное положение. Реформы привели также к крупным военным и внешнеполитическим успехам. Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами,дворцами, третями или четвертями. Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце — трубники, в других приказах — дети боярские. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.. Делопроизводство Канцелярии некоторых приказов делились на повытья и столы, ведавшие определённый род дел или определённую ветвь управления. Докладывались они целиком или же особой запиской с присоединением нужных справок и узаконений. Решения судей писались на подлинных бумагах, или на записках, или заносились в особые книги. В 1680 году было постановлено, чтобы в указах и вообще в делах приказа обозначался по имени один только главный судья. Скрепляли и помечали дела дьяки и подьячие. Взаимодействие приказов с городами до учреждения в 1666 году почты производилось посредством нарочных. Общее число приказов пока с точностью неизвестно и определяется различно. Котошихин в 1660-х годах указывает 42 приказа, профессор Владимирский-Буданов насчитывает их только 39, другие исследователи — 40, 47 и более 60. Так как ведомства приказов не были строго разграничены, то в системе деления приказов смешиваются вообще три основания: по роду дел, по классам населения и по территориям. Часто один и тот же род дел ведался множеством приказов (например суд); нередко один приказ заведовал известным городом в одном отношении, другие ведали его в других отношениях; один приказ ведал один разряд населения, другие приказы — другой и т. д. Это представляло массу затруднений; нередко подданные вовсе не знали, какому приказу они подведомственны по тому или другому делу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|