ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АНГЛИЙСКИЙ ГУМАНИЗМ(Т.МОР,Ф.БЭКОН)ВИЛЬЯМ ШЕКСИР.Английская драмаXVIв.создавалась под сильным влиянием народных вкусов и гуманистических идей.Это нашло свое выражение в творчестве Уильяма Шекспира (1564-1616).Предки Шекспира были крестьянами,но его отец переселился в город Стрэтфорд на реке Эйвон и вскоре разбогател,занимаясь торговлей и выделкой кож.С шестнадцати лет,когда отец разорился,был вынужден сам зарабатывать на жизнь.В1585г.Шекспир переехал в Лондон,где начал работать в театре актером,а затем стал пайщиком театра Глобус.Для этого театра он начал писать пьесы;его драматургическая деятельность продолжалась с1590по1612г.Шекспир в своих комедиях и трагедиях с огромной силой изобразил мысли и чувства людей,освобождающихся от оков феодализма, от свойственных этому строю воззрений, привычек и этики.Все его творчество проникнуто высокими гуманистическими идеями уважения к человеку независимо от его происхождения,пола,расы.Он утверждал право каждого человека на свободное чувство и мысль.Шекспира возвышает над многими гуманистами его времени то,что он, исходя из своих гуманистических убеждений,прозорливо разглядел антигуманное существо новых нравов,которые утверждались в английском обществе с развитием капиталистических отношений и выражались в реальной жизни в откровенном хищническом эгоизме,в своеволии свободных индивидов, в ничем не сдерживаемом их стремлении добиться личного благополучия,хотя бы ценой зла,причиняемого другим людям.В своих знаменитых трагедиях-Гамлет,Отелло,Король Лир,Макбет,Тимон Афинский,Юлий Цезарь,Кориолан и др.,большая часть которых была написана во второй период его творчества(1601-1608),он изобразил плеяду таких эгоистов, хотя сюжеты этих трагедий взяты из жизни разных народов в различные эпохи истории.Главными пороками,извращающими отношения между людьми,Шекспир считал корыстолюбие,жажду наживы и власть денег,лицемерие и ложь,порождавшие человеконенавистничество.Благородные герои гибнут,но,несмотря на их трагический конец,Шекспир сохраняет веру в человека,в конечное торжество гуманных отношений между людьми.Шекспир ярко отразил конфликт гуманистических идеалов эпохи Возрождения с жестокой действительностью нарождавшегося буржуазного общества,показав,что новые отношения,которые утверждались вместо феодальных,тоже враждебны гуманистическому идеалу человека.В исторических хрониках,составляющих особый цикл его пьес из истории Англии(ГенрихVI,РичардIII,Король Джон,ГенрихIV,ГенрихV, ГенрихVIIи др.),он изобразил процесс консолидации страны под властью сильного монарха,борющегося против мятежных сил крупной знати и внешнего врага,и показал прогрессивность победы королевской власти в этой борьбе.Влияние народа на ход событий,его отношение к историческим деятелям и событиям явственно выступает в пьесах Шекспира.Крупнейшими драматургами второй половиныXVIв.были также Кристофор Марло и Вен Джонсон.Во второй половинеXVIв.на основе роста национального сознания в Англии повысился интерес к прошлому страны,что привело к появлению ряда исторических сочинений в форме хроник,среди которых наибольшую популярность имели изданные в1578г.Во второй половинеXVI в.формировались взгляды Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)-английского гуманиста и философа, родоначальника английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени Бэкон был сыном лорда-хранителя печати при Елизавете Тюдор.После окончания Кембриджского университета он несколько лет пробыл в Париже при английском после,затем имел юридическую практику в Лондоне,в1584г.стал членом парламента,а при Якове Стюарте-лордом-хранителем печати,канцлером Англии и был вознагражден за службу королю титулами барона и виконта.Ф.Бэкон был идеологом буржуазии и нового дворянства эпохи первоначального накопления.В своих философских работах,главная из которых Новый Органон(1620),он утверждал,что чувства человека составляют источник знания.Исходя из этого,он подверг резкой критике средневековую схоластику и разработал индуктивный метод познания человеком природы,главными чертами которого были индукция,анализ,сравнение,наблюдение,эксперимент.Благодаря этому методу,утверждал Бэкон,наука даст человеку власть над природой,увеличит его могущество и улучшит его жизнь.«Человек-мастер своей судьбы»,-поучал он,и советовал индивиду направить свой ум на познание ценности всех вещей с точки зрения достижения собственного счастья,заботясь об этом непрестанно.При этом,как гуманист,он считал,что для достижения счастья главным являются не деньги,а душевные качества человека-его талант,мужество,отвага,стойкость,скромность,трудолюбие.Приобретение богатства-не только источник счастья для индивида,но,если оне соединяется с добродетельным поведением приобретателя, оно превращается в общее благо.Добродетель с помощью богатства становится общим благом.В своих политических взглядах Бэкон был сторонником абсолютной монархии английского типа-сильный король должен опираться на парламент и управлять страной вместе с ним.Крупнейшим гуманистом первой половины XVIв.был Томас Мор (1478-1535).Он родился в семье лондонского адвоката,получил образование в Оксфордскомуниверситете и при ГенрихеVIIIзанимал ряд высоких государственных постов. Будучи лордом-канцлером королевства,он выразил несогласие с королем по вопросу Реформации, был обвинен в измене и казнен.Важнейшее произведение Мора Утопия(1516)-утопическое произведение,в котором он изобразил идеальный общественный строй на вымышленном острове Утопия и противопоставил его порядкам тюдоровской Англии. Большинство гуманистов того времени,в своей положительной программе не пошли дальше возведения в моральную норму свободной и активной деятельности каждой отдельной личности и признания частной собственности как непременного условия такой деятельности и счастья человека.Мор,следуя гуманистическому идеалу о полном удовлетворении потребностей человека и развитии его способностей,пришел к мысли о необходимости для осуществления этого идеала уничтожить частную собственность и классовые различия как источник всех социальных бедствий.Суть счастья, полагал он, состоит в удовольствиях,и частная собственность должна быть уничтожена,потому что похищать чужие удовольствия, добиваясь своих, несправедливо.Мор является одним из ранних представителей утопического социализма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|