ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Логические основы редактирования текста. ОшибкиУстранение смысловых ошибок. Редактор, работая над рукописью, следит за логичностью изложения материала, т. е. за тем, чтобы основные положения, выдвигаемые автором, были логически связаны, а переходы от одного положения к другому были последовательны и закономерны. Это значит, что все основные тезисы, выдвинутые в рукописи, необходимо доказывать, причем доказательства должны быть обоснованными, достоверными, не вызывающими сомнений у читателя. Изложение материала следует строить по законам логики: от частного к общему или от общего к частному, сопровождать строгими доказательствами и обоснованными выводами. Формальная логика не может избавить литературное произведение от всех ошибок и недостатков, но она в значительной степени способствует систематизации изложения, придает ему необходимую убедительность, помогает ликвидировать противоречия в тексте.
У редактора иногда появляется необходимость проверить систему доказательств автора, усилить эту систему, освободить ее от лишних аргументов и избежать подмены тезиса, когда в тексте доказывается совсем не то, что хотел доказать автор. Одним словом, редактор должен проверить, состоятельно ли логическое доказательство. Логическим доказательством называется установление истинности какого-либо суждения посредством приведения других суждений, истинность которых, т. е. их соответствие объективной действительности, является несомненной и из которых вытекает истинность данного суждения. Логическое доказательство возможно лишь при наличии трех элементов: а) тезиса (того, что нужно доказать); б) аргументов (суждений, доказывающих тезис на достаточном основании, т. е. того, как доказывается тезис); в) демонстрации (суждений, которые показывают, почему данными аргументами обосновывается именно данный тезис). При отсутствии или утрате хотя бы одного из этих элементов доказательство не будет иметь силы, так как будет неясно, что, как или почему доказывается. Логическое доказательство требует соблюдения нескольких простых, но чрезвычайно важных правил. 1) Тезис должен быть ясным и точным суждением. Нужно четко сформулировать, что именно будет доказываться, иначе все аргументы потеряют смысл, и доказательство не состоится. 2) Тезис на протяжении всего доказательства должен оставаться тождественным, неизменным. Нужно постоянно помнить, что доказывает автор, иначе можно упустить из виду точную формулировку, уклониться в сторону и в конце концов доказать не то, что предполагалось ранее. 3) Аргументы, приводимые в подтверждение тезиса, должны быть истинными и не вызывать сомнения. Нельзя брать в качестве аргумента тезис, который сам требует доказательства. 4) Аргументы должны, быть достаточным, основанием для тезиса. Тезис может быть доказуем только в том случае, если аргументы, подтверждающие его, являются достаточно основательными. Тезис - следствие этих аргументов. Иногда в подтверждение тезиса приводятся аргументы, сами по себе верные, но не являющиеся достаточным основанием тезиса, т. е. тезис не вытекает из приведенных в его подтверждение аргументов. Достаточная обоснованность, аргументированность каждого тезиса - обязательное условие логического доказательства. 5) Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. Бывают логические ошибки, вызванные тем, что тезис основывается на аргументах, которые сами выводятся из тезиса - возникает «порочный круг». Работая над текстом, редактор должен добиваться логической четкости связей, обусловленности переходов и последовательности изложения. Логические ошибки могут быть различными. Они проявляются как в композиции, так и в неудачной аргументации, в неумелой разработке темы и т. д. Вот основные ошибки, которые возникают вследствие нарушения законов логики: -Смешение плана изложения Например: «С докладами на сессии городского совета выступили депутат X. Дусалиев и главный архитектор города А. Т. Исмайлов, директор автотранспортного предприятия депутат А. Куликов и плановик горбыткомбината депутат П. Б. Беспалов. Депутат Беспалов в прениях подробно рассказал о том, что мешает хорошей работе городского комбината бытового обслуживания». Автор непоследователен в изложении материала: депутат Беспалов упоминается дважды, первый раз как докладчик, второй раз-в качестве выступающего в прениях. Подробно рассказано лишь о содержании выступления в прениях. Много языковой небрежности в инициалах, нет указания на должность первого выступающего, слово «депутат» употреблено 2 раза излишне. -Взаимоисключающие понятия Например, при описании ненастного вечера: «На улице было пустынно и тихо. Кругом ни души. Лишь ветер свистел в верхушках деревьев и подворотнях». Свист ветра и тишина-понятия, исключающие друг друга.
-Неправильное сопоставление или сопоставление несопоставимых фактов Логическая ошибка возникнет, если, например, связать успешную работу студентов в колхозе с их стремлением к закаливанию или рассматривать деятельность сотрудников ГАИ только в связи с количеством несчастных случаев на улицах нашего города. -Неверное установление причинных связей «...в службе погрузки-выгрузки за последние годы немало сделано для механизации трудоемких процессов, однако железнодорожники работают в тяжелых условиях, так как вопросы механизации решаются слабо». -Подмена тезиса В заметке, например, речь идет о необходимости открыть при поселковой школе столовую с горячими обедами: дети приезжают издалека и проводят в школе много времени. Заканчивается заметка уверениями директора школы в том, что все замечания будут учтены и «работа столовой в ближайшее время улучшится: завезут новые столы, отремонтируют плиту и титан для кипячения воды». «Ремонт» вместо «горячего обеда» - подмена тезиса и логическая ошибка. -Отсутствие соответствий между деталями картины в описаниях «На севере и юге России идет уборка колосовых, уборка хлопка и картофеля». Во-первых, хлеб, хлопок и картофель убирают в разное время, во-вторых, на севере хлопок не растет, на юге плохо растет картофель. Детали картины не могут быть объединены в единое целое. -Излишняя лаконичность Примером может служить отрывок из «Истории книги» И. Е. Баренбаума и Т. Е. Давыдовой (М., 1960, с. 126) «В 1873 году «Искра» получила три предостережения и была приостановлена на 4 месяца, после чего Курочкин, вернувшийся в журнал в 1868 году, прекратил ее издание». Фраза составлена таким образом, что понять ее весьма сложно. Речь идет о том, что Курочкин вернулся в журнал в 1868 г.; журнал же «Искра» был приостановлен после трех предупреждений в 1873 г. на 4 месяца и больше не возобновлялся.
Логические нарушения являются причиной многих смысловых ошибок, хотя бывают случаи, когда авторы намеренно используют логические несоответствия. Это обычные приемы в фельетонах, памфлетах и пародиях. Нарушение законов логики - это лишь одна из причин появления смысловых ошибок, возникновения двусмысленности. Смысловые ошибки, двусмысленность могут быть вызваны и другими причинами, а именно: неправильным неточным употреблением слов (лексические), нарушением грамматических и стилистических норм (грамматико-стилистические), небрежным отношением к правилам синтаксиса (синтаксические). Таким образом, встречаются ошибки: 1) логические, 2) лексические, 3) грамматико-стилистические, 4) синтаксические. -Лексические ошибки чрезвычайно распространены. Они возникают при неточном словоупотреблении («зачинщик переписки» вместо «инициатор», «организатор переписки»; «насаждать порядок в школе» вместо «добиваться порядка в школе» и т.д.), неудачном использовании фразеологизмов, идиом, крылатых слов («технический прогресс крепчал, как мороз в январе», «он (испытатель) не хватал с неба звезд, хотя и работал засучив рукава», и т. д.), в результате языковой небрежности («в нашем районе все шире развертывается профилактическая работа в области борьбы с алкоголизмом и наркоманией»), перенасыщенности газетного текста специальной лексикой, терминами, не всегда известными широкому читателю, и т. д. -Грамматико-стилистические ошибки возникают при неправильном употреблении местоимений, неудачной замене множественного числа существительных единственным («местных углей» вместо «угля»; «моторы разных мощностей» вместо «мощности» и т.п.), неверном употреблении рода существительного («горячее кофе» вместо «горячий кофе», «старинный бра» вместо «старинное бра» и т.д.). -Синтаксические ошибки - это ошибки, выражающиеся в неправильном порядке слов, нарушении управления, согласования, примыкания, в неверном употреблении причастных и деепричастных оборотов и т. п. «Он (Смит) действовал быстро. Левой рукой держа у глаз бинокль и продолжая диктовать, правой он расстегнул плащ...». «Именно для этого государство создает острова заповедности, охраны, а также изучению которых отдельные граждане посвящают всю свою жизнь. Они достойны глубокого уважения, эти люди на островах». Союзное слово «которых» относится к существительному «острова», хотя отделено от него другим существительным «охраны». Неудачно употреблен и союз «а также». «Таким образом можно будет, наконец, установить, страдали ли наши предки теми же болезнями, что и мы, которые мы склонны приписывать «современной жизни»». Какова бы ни была природа ошибки, она должна быть устранена. Редактору необходимо добиться однозначности текста, точности формулировок, не допускающих возможности различных толкований Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|