Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консульство и Империя 5 страница




Подобно Первой империи, судьба режима Наполеона III была тесно связана с успехами французского оружия. «Империя – это мир», – утверждал принц Луи-Наполеон в 1852 г., агитируя за новую форму правления. Однако, уже с 1854 г. Франция совместно с Англией приняла участие в Крымской войне на стороне Турции против России. Участие в одной коалиции с Англией, а также конечная военная победа позволили существенно укрепить международное положение Франции, которая после крушения Первой империи оказалась в международной изоляции и нередко принуждена была подчиняться диктату стран-победительниц. Символом новой роли Франции стало проведение в Париже международного конгресса, закрепившего результаты военного поражения России в 1856 г. А в 1859 г. французские войска нанесли тяжелое поражение другому участнику анти-наполеоновских войн начала XIX в. – Австрийской империи. Наполеон III поддержал стремление Сардинского королевства освободить Северную Италию от владычества Австрийской империи. Впрочем, эта поддержка была обусловлена не заинтересованностью в процессе объединения Италии, а желанием императора вытеснить соперника и установить свой контроль в северной части Апеннинского полуострова. При этом Ницца и Савойя стали военным призом Наполеона III, который вернул Франции статус арбитра европейской политики. Военные победы укрепили доверие к империи значительной части населения, воспитанного на традициях первенства Франции в Европе.

Итальянская политика Наполеона III была осуждена папой Пием IX, который предвидел, что процесс объединения Италии Сардинским королевством создаст угрозу светским владениям церкви. Католические епископы Франции поддержали критику папой внешней политики императора. Это побудило Наполеона III начать поиски новой идейной опоры режима. Потребность в изменениях обуславливалась и результатами индустриальной революции, свидетельствовавшими об актуальности доктрин рационализма и позитивизма. Дух свободного предпринимательства и рыночной экономики все труднее сочетался с полицейским режимом и мелочным административным контролем. Кроме того, десятилетие, прошедшее после окончания революционных бурь, лишало оправданий политику подавления индивидуальной и общественной свободы во имя стабильности.

В 1859 г. Наполеон III объявил о политической амнистии, согласно которой республиканцам и либералам, подвергнувшимся ссылке и изгнанию, было разрешено вернуться во Францию. В 1860 г. Законодательный корпус и Сенат получили право принимать адрес с оценкой политики правительства при открытии ежегодных парламентских сессий. Палатам было позволено публиковать в газетах отчеты о прениях. Правительство ослабило цензуру над периодическими изданиями и позволило выпускать журналы умеренно-либерального направления.

Смягчение авторитарного режима сказалось на оживлении политической жизни и привело к формированию легальной оппозиции. Либеральный блок, выдвинувший лозунг обеспечения «необходимых свобод», на выборах в 1863 г. добился первого крупного успеха, получив 35 мест в Законодательном корпусе. Избиратели Парижа голосовали исключительно за кандидатов от оппозиции.

Император принял меры, которые свидетельствовали о готовности к достижению политического компромисса с либералами. Церковь лишилась контроля над образованием. С 1864 г. бюджет стал «прозрачным» и Законодательный корпус получил возможность участвовать в определении расходов каждого министерства. В ответ внутри либерального движения стала формироваться «средняя партия», члены которой объявили о готовности поддержать государственный строй империи при условии проведения реформ, направленных на обеспечение индивидуальной и общественной свободы. Лидер «средней партии» Э. Оливье настаивал на отмене исключительных законов о печати, на разрешении политических собраний, на включении в Конституцию парламентского принципа ответственности правительства перед Законодательным корпусом.

Влияние «средней партии» существенно возросло вследствие экономического кризиса 1867 г., охватившего все отрасли промышленности. Кризис сопровождался расстройством финансов и был усугублен неурожаем.

К тяжелым последствиям для Франции привела к тому времени и авантюрная внешняя политика Наполеона III. В 1862 г. он направил войска на завоевание Мексики с целью последующего создания Латиноамериканской империи. Эта акция привела к резкой реакции со стороны правительства США, которое добилось в 1866 г. эвакуации французских войск из Мексики. Тем самым обрекались на поражение вовлеченные в эту авантюру политические деятели во главе с Максимилианом Габсбургом, австрийским принцем, которому Наполеон III предложил стать правителем создаваемой им дочерней империи. В 1867 г. вооруженные силы законного правительства Мексики разгромили наемников Максимилиана, а сам принц был расстрелян. Франция была унижена позорным провалом этой экспедиции. Увлекшись авантюрными проектами грандиозных завоеваний, Наполеон III упустил процесс объединения германских государств Пруссией. Следствием победы этой державы над Австрийской империей в 1866 г. стало образование Северо-германского союза. Баланс сил на европейской арене изменился к явной невыгоде для Франции.

Судьба режимов, основанных на принципе личного правления, особенно тесно связана с факторами здоровья, эмоционального состояния и с другими индивидуальными особенностями политических лидеров. В 60-е годы неизлечимая болезнь подтачивала организм Наполеона III, вследствие чего нараставшую роль в политической жизни Франции стали играть дворцовая камарилья, фавориты. Это негативно сказывалось на качестве принимавшихся политических и управленческих решений и, как следствие, на отношении населения к режиму. «Недоверие и охлаждение», – так характеризовал префект парижской полиции настроения, преобладавшие среди жителей столицы.

Последовавшие в этой ситуации уступки правительства требованиям либералов ослабить запреты на выпуск независимой печати и на политические собрания создали благоприятные условия для критики бонапартистского режима. Среди десятков появившихся в столице периодических изданий особую известность смелыми нападками на семью Бонапартов и на высших должностных лиц империи приобрел еженедельник А. Рошфора «Фонарь». Массовым тиражом выходили республиканские брошюры, разоблачавшие преступления бонапартистов в ходе государственного переворота 1851 г. Была открыта подписка на сооружение памятника депутату-республиканцу Ж. Бодену, погибшего 3 декабря 1851 г. Эта акция сопровождалась массовой политической манифестацией против Второй империи. Публичные собрания превратились в механизм систематической пропаганды либеральной и республиканской оппозиции режиму.

На выборах в Законодательный корпус в 1869 г. бонапартисты впервые потерпели поражение, потеряв около 1 млн голосов избирателей. «Средняя партия» сформировала самую крупную фракцию депутатов и вместе с республиканцами располагала большинством в этом представительном собрании.

В ходе выборов сложилась и партия «непримиримых» республиканцев, которые стремились к низложению режима империи. «Непримиримые» идейно объединялись вокруг предвыборной программы депутата от парижского округа Бельвиль Л. Гамбетты. «Бельвильская программа» содержала требования обеспечить истинный суверенитет народа. С этой целью предполагались выборность всех должностных лиц и их ответственность перед избирателями, замена профессиональной армии вооружением граждан, предоставление законодательных гарантий свободы личности, собраний, печати, союзов, отделения церкви от государства, светское бесплатное начальное образование, снижение налогового бремени и др. По мнению «непримиримых», изменения государственного строя Франции должны были осуществляться по образцу демократических конституций Швейцарии и США.

К движению «непримиримых» республиканцев примыкали сторонники проведения глубоких социальных реформ: прудонисты, бланкисты, активисты профсоюзного движения и распространившихся во Франции с середины 60-х годов XIX в. секций Международного товарищества рабочих (Интернационала). Правительство вернулось к практике полицейских репрессий и в 1868–1870 гг. организовало процессы над членами Интернационала, пропагандировавших лозунги социальной революции и методы стачечной борьбы. Однако, секции МТР сохранили свою организацию и верность программе классовой борьбы.

Проявлением кризиса режима бонапартизма стала грандиозная манифестация, устроенная республиканцами 12 января 1870 г. Поводом для нее стало убийство принцем П. Бонапартом журналиста-республиканца В. Нуара. В траурной процессии приняло участие 200 тыс. человек, и правительству пришлось стянуть к столице 60-тысячную военную группировку, чтобы не допустить массовых беспорядков.

Рост оппозиционных настроений в стране побуждал Наполеона III идти навстречу требованиям влиятельной «средней партии», которая была готова к политическим компромиссам, сохранявшим империю и правящую династию при существенном реформировании государственно-правовых учреждений. В январе 1870 г. Э. Оливье возглавил министерство. В течение 1869–1870 гг. Законодательный корпус и Сенат последовательно трансформировались в двухпалатный парламент по английскому образцу: палаты получили право законодательной инициативы, парламентских запросов министрам, создали структуру комитетов и органов управления. Весь комплекс изменений был изложен в постановлении Сената от 20 апреля 1870 г. в качестве новой Конституции империи. Развитие принципа народного суверенитета проявилось в передаче права самому населению вносить предложения о конституционных изменениях в ходе плебисцитов.

Наполеон III решил применить эту процедуру для укрепления своего влияния в стране. На плебисцит, состоявшийся 8 мая 1870 г., был вынесен вопрос: «Одобряет ли французская нация либеральные реформы, произведенные в Конституции, начиная с 1860 г., подтверждает ли она постановления Сената от 20 апреля 1870 г.?». Положительный ответ означал не только поддержку либеральных реформ, но также голосование за сохранение наследственной власти императора. «Непримиримые» республиканцы заявляли о «конфискации» воли народа и призывали голосовать «против». Сторонники бонапартизма и либералы положительно отвечали на вопрос, вынесенный на плебисцит. Правительство дало приказ чиновникам проявить «пожирающую деятельность» по агитации населения за положительное голосование в ходе плебисцита. В итоге 7350 тыс. французов поддержали изменения Конституции, 1500 тыс. проголосовали «против». Франция превращалась в парламентскую монархию.

Прочность цезаристских режимов, к числу которых относилась бонапартистская империя, во многом зависит от внешнеполитических успехов и в особенности от военных побед. В конце 60-х годов XIX в. Франция утратила господствующее положение в Европе вследствие объединения большинства германских государств Пруссией. Военной победой над этой державой милитаристское окружение Наполеона III рассчитывало вернуть утраченное международное влияние Франции, а также укрепить режим личной власти императора внутри страны.

19 июля 1870 г. правительство Второй империи официально объявило войну Пруссии. Наполеон III лично возглавил войска. Выяснилось, однако, что политические планы молниеносной войны не были подкреплены организационно и военно-технически. Французская армия была высокопрофессиональна, но немногочисленна. Между тем, Пруссия успела завершить военную реформу, в ходе которой была создана массовая, хорошо обученная армия. Ее генералы детально изучили театр военных действий. Пруссия возглавляла национальное движение за объединение Германии, что поднимало боевой дух ее армии.

После первых же поражений на границе, французские войска оказались разделены. Армия под руководством маршала Базена была блокирована прусскими войсками в крепости Мец. Войска под командованием маршала Мак-Магона, с которыми следовал Наполеон III, потерпели сокрушительное поражение при Седане 1 сентября 1870 г. На следующий день эта армия вместе с императором сдалась в плен.

Известия о первых поражениях французских армий в начале августа 1870 г. положили начало политическому кризису, который завершился крушением Второй империи. Манифестанты в крупных городах, «непримиримые» республиканцы в Законодательном собрании настаивали на низложении императора и изменении формы правления. Угроза революции и военного поражения сплотила вокруг правящего режима бонапартистов и умеренную оппозицию. Кабинет Э. Оливье 9 августа 1870 г. ушел в отставку, новый состав правительства возглавил граф М. де Паликао. В Париже было объявлено осадное положение, в крупные города введены войска. Предпринятая 14 августа попытка бланкистов поднять в столице восстание с целью свергнуть правящий режим, не получила поддержки среди населения и была быстро подавлена. Даже «непримиримые» республиканцы в Законодательном собрании осудили это, по выражению Л. Гамбетты, «предательское» в условиях войны выступление.

Унизительное для национальной гордости пленение целой армии вместе с императором вследствие «седанской катастрофы» привело к немедленному крушению правящего режима. Хотя требование левых депутатов изменить форму правления было вновь отвергнуто большинством Законодательного корпуса, судьба Второй империи решалась на улицах Парижа. 4 сентября 1870 г. манифестанты ворвались в зал заседаний Законодательного корпуса и провозгласили установление республиканского строя во Франции. Попытки проправительственных депутатов спасти бонапартистский режим в форме регентства императрицы Евгении при несовершеннолетнем наследнике престола не имели успеха. Депутаты-республиканцы, не желавшие окончательно утратить инициативу, отправились во главе повстанцев к ратуше, где и заявили о формировании временного правительства национальной обороны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных