Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка / РАН. Институт славяноведения. – М.: Индрик, 2002. – 334 с.




Книга представляет собой «попытку описания средневекового человека», предстающего перед нами в древнейших памятниках письменности (X–XI вв.) старославянского языка» (С. 5).

В первой главе («Средневековый человек: кто он?») отмечается, что старославянские памятники, как это типично для средневековой культуры, представляют человека как центральный элемент мироздания. В то же время природе уделено значительно меньше внимания. В главе разбираются различные способы именования человека (согласно его деятельности, тем или иным качествам, отношениям и т.д.).

Вторая глава («Средневековый человек: какой он?») посвящена качественным характеристикам человека в старославянских текстах.

В третьей главе («Средневековый человек: что он делает?») рассматриваются типичные действия человека согласно старославянским памятникам.

Четвертая глава посвящена религии («Бог в сознании средневекового человека»).

Пятая глава («Мир средневекового человека») предлагает анализ основных понятий, организующих мир средневекового человека, как предметный, так и мир духовный, внутренний. Здесь разбирается отражение в старославянском языке таких понятий, как добро и зло, благо, богатство и бедность, вера, власть, воля, время, грех и добродетель, движение и покой, жизнь и смерть, дух и душа, закон, имущество, истина, красота, мудрость, подобие, польза и др.

Шестая глава («Ценности средневекового человека») предлагает взглянуть на систематику ценностных ориентиров старославянских текстов. Эти ценности могут быть отнесены к религиозным, социальным, духовным и витальным.

В заключение автор еще раз подчеркивает, что, несмотря на теоцентризм средневековой культуры, «старославянский язык свидетельствует об антропоцентричности языка культуры Средневековья» (С. 306). И в семантическом, и в словообразовательном плане наиболее проработанной частью семантики является именно та, что связана с человеком. Автор отмечает также «многоликость» образа человека в старославянских текстах. При этом сквозной чертой средневековой культуры, отраженной в языковых данных, является аскетизм. Эсхатологизм средневековых представлений знаменует пересечение человеческих и божественных сфер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных