Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социального развития детей дошкольного возраста




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социального развития детей дошкольного возраста...................................................................... 7

1.1. Особенности социального развития детей дошкольного возраста....... 7

1.2. Методические подходы к формированию социального опыта детей дошкольного возраста........................................................................................................... 9

1.3. Эмоциональная сфера в социально-личностном развитии дошкольников 12

Глава 2. Социализация детей дошкольного возраста посредством современных мультфильмов: проблемы и перспективы 15

2.1. Влияние мультипликационнных фильмов на развитие личности ребенка в психолого-педагогической литературе......................................................................... 15

2.2. Мультипликация как способ влияния на социализацию детей дошкольного возраста........................................................................................................................ 18

3.2. Выявление уровня влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста........................................................................ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 34


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по формированию как определенных качеств личности у ребенка дошкольного возраста, так и формирования моделей поведения. В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Проект государственного стандарта дошкольного образования, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится коммуникативно-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей.

Культурное пространство, в котором живут современные дошкольники, существенно изменилось: телевидение, кино, компьютерные игры – все это окружает ребенка и влияет на его игру. Актуальность мультипликационной тематики связана с тем, что в последние два десятилетия Россию захлестнула волна разнообразной мультпродукции. Чрезвычайное многообразие мультфильмов приводит к тому, что современным родителям и педагогам сложно сориентироваться в этом многообразии, оценить качество этих фильмов и выбрать из них наиболее подходящие для просмотра детям.

Ситуация усугубляется тем, что современные мультфильмы зачастую не соответствуют задачам воспитания и обучения, а также не направлены на успешную социализацию детей обозначенной возрастной категории.

Следует подчеркнуть неоднозначную роль современной мультипликации в воспитании ребенка. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны плохого и хорошего поведения, ребенок учится воспринимать себя позитивно, т.е. они выступают как одно из эффективных средств воспитания. С другой стороны, современные мультфильмы лишены нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка.

Одним из актуальных направлений в настоящее время является исследование влияния современных мультфильмов на личность ребенка, на формирование различных образов и представлений у детей. Мультипликация рассматривается как средство воспитания. Данная проблематика остается малоизученной в современном научном обществе и носит больше житейский характер. Однако накоплена определенная база в области изучения влияния мультфильмов на развитие детской психики и в контексте их социального развития в целом такими исследователями, как О. В. Козачёк, О. А. Воронина, М. И. Медведева, Н. П. Гришеева, В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырёва,, Олейник Н.В., Мазурова М.В., Собкин В.С., Соколова М.В., Суворова Н. В., Щуклина Е. С., Карповская Е.Е. и другие.

Несмотря на достаточную представленность разработок теоретического и практического плана в обозначенном направлении, в реальном педагогическом процессе дошкольного образования существует противоречие между осознанием влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста и определенной нерегулируемостью взрослыми (родителями и педагогами) этого процесса.

Объект исследования: социальное развитие детей дошкольного возраста.

П редмет исследования: влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.

Цель исследования:рассмотреть особенности влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий:

- обеспечение эмоционально-ценностного уровня восприятия мультфильмов;

- координирование взрослыми (педагогами, родителями) процеса просмотра и восприятия содержания мультфильмов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты социального развития детей дошкольного возраста, в том числе на современном этапе.

2. Определить методические подходы к формированию социального опыта детей дошкольного возраста.

3. Проследить проблему отражения влияния мультипликационнных фильмов на развитие личности ребенка в психолого-педагогической литературе.

4. Проанализировать мультипликацию как способ влияния на социализацию детей дошкольного возраста; определить псоредством диагностики уровень влияния.

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация материалов по теме исследования; эмпирические - анкетирование, беседа, опрос; статистические - методы количественной и качественной обработки результатов диагностики.

Экспериментальной базой послужило МБДОУ «Детский сад общеразвивающего типа №18» г.Воронеж.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по социальному развитию детей дошкольного возраста в современных условиях, в том числе средствами мультипликационных фильмов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированные в ней материалы могут быть использованы педагогами-практиками, в частности при проведении родительских собраний, педсоветов.

Структура работы обусловлена спецификой исследовательского подхода: она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (35 источников). Общий объем работы составляет 36 страниц.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социального развития детей дошкольного возраста






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных