Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выявление уровня влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста




 

Выявление уровня влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего типа №18» г.Воронеж. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы (всего 29 человек).

Выявление уровня влияния современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста осуществлялось посредством диагностики детей и родителей с помощью анкетирования. Цель анкетирования: дать представление о фактическом состояния уровня по данному направлению.

Для диагностики мы проведи беседу с детьми и разработали анкету для родителей. Результаты анкетирования приведено в таблице 1.

В ходе беседы с детьми было выяснено, что дети 6-7 лет не успевают осмыслить увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не умеют отличать плохое от хорошего, не смогли ответить на вопрос по мультфильму «Шрек» - Чему учит этот мультфильм? По второму мультфильму «Ледниковый период» дети сразу высказали ответ – «Учит дружить». Анализ при беседе с детьми показал, что 59 % детей любят смотреть зарубежные мультфильмы, 23 %- смешанные, 18% - российские. На вопрос "Кто твой любимый мультгерой/мульгерои?" дети преимущественно отвечали: Шрек, Фиксики, Трансформеры, Феи, Русалочка, волшебницы Wink, Губка Боб, Смешарики, Лунтик. На вопрос, почему им нравится тот или иной мультфильм, дети чаще всего давали такие ответы: «Потому что он веселый/интересный», «Потому что интересно», «Потому что нескучно», «не знаю даже», а про положительные черты или поведение героев практически не упоминали. На вопрос «Какая черта характера нравится в любимом герое» дети давали преимущественно такие ответы: смелый, веселый, умный, хороший, добрый. Многие дети отмечали такие положительные процессы, как дружба и взаимовыручка в «Шреке» и «Ледниковом периоде», терпение Медведя в «Маше и Медведь» (двое детей отметили, что он «мастер на все руки»), поведение Маши большая часть детей осуждала, указывая, что так нельзя себя вести. Также отдельные аспекты изучения предпочтений детей представлены на рис. 1-2.

Рис. 1. Предпочтения детей дошкольного возраста в выборе мультфильмов.

Рис. 1. Предпочтения детей дошкольного возраста в выборе мультипликационного персонажа.

 

 

Таблица 1

Результаты анкетирования родителей «Влияние мультфильмов на социальное развитие детей»

Вопрос Ответы
Как Вы считаете, влияют ли современные мультфильмы на социальное развитие ребенка? да – 29 % нет – 37 % иногда – 34%
Как Вы оцениваете влияние современных мультфильмов на социальное развитие ребенка? положительно – 29 % отрицательно – 37 % по-разному – 34%
Проводите ли Вы со своим ребенком беседу после просмотренного мультфильма? да – 40 % нет – 48 % иногда – 12%
Вы следите за тем, как после просмотра мультфильма общается Ваш ребенок? Вы исправляете ребенка, если в игровой деятельности он ведет себя агрессивно, грубо, импульсивно? да – 27 % нет – 65 % иногда – 38%
Повторяет ли ребенок модели поведения, увиденные в сюжетах мультфильмов? да – 22 % нет – 36 % иногда – 42%
Знаете ли Вы, какие мультфильмы любит ваш ребенок? да – 55 % нет – 21 % частично – 24%
Акцентируете ли вы внимание ребенка на положительных чертах героев и отрицательных? да – 73 % нет – 13 % иногда – 14%

Также с родителями были проведены индивидуальные беседы, в ходе которых определено, что 58% детей предпочитают зарубежные мультфильмы, 11%- российские, 31%- смешанные. На вопрос «Ограничиваете ли вы ребёнка в просмотре мультфильмов или нет?» 31% родителей ответили, что ограничивают, 69% - не ограничивают. Вместе с детьми просматривают мультфильмы лишь 18% родителей, еще 23% иногда просматривают, остальные 59% в это время занимаются домашними делами. 21% родителей предлагают детеям посмотреть тот или иной мультфильм, 79 % детей выбирают мультфильм самостоятельно. Таким образом, можно отметить, что родители занимают в данном процессе пассивную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свою очередь, сами определяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки. Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но выбор и время просмотра мультфильмов контролируют в незначительной мере.

Таким образом, на основе анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что выбор детьми дошкольного возраста мультгероев обусловлен тем, что дети хотят быть наделёнными дополнительными силами, чтобы спасать мир, что доказывает отвлеченность дошкольников от реального мира, копируют своих любимых героев (поведение, речь, одежда). Вместе с тем мультфильмы оказывают значительное влияние на социальное развитие детей дошкольного возраста, потому что игровые ситуации, модели поведения героев дети переносят в игровую деятельность. Родители не рассматривают должным образом социализирующую роль мультфильмов, что обуславливает бесконтрольный преимущественно просмотр мультфильмов детьми.

Соответственно, работу с детьми дошкольного возраста необходимо направить на понимание ими мультипликационных сюжетов, которое должно происходить через совершенствование восприятия: анализ увиденного мультипликационного материала, установление связей между разворачивающимися событиями, через передачу впечатлений от воспринятого мультфильма, наличие аргументированной оценки об увиденном, использование полученного опыта в других видах деятельности.

При проведении занятий в обозначенном направлении целесообразно использовать такие методы и приемы, как:

1. Просмотр сюжета мультипликационного фильма с последующим анализом.

2. Вопросы направлены на нравственную оценку действий и поступков героев, на вычленение личностного отношения детей к данному герою, факту, событию.

3. Использование психологического потенциала сюжета с целью профилактики того или иного негативного личностного образования.

4. Беседы на нравственные и познавательные темы, в ходе которых дети самостоятельно отвечают на вопросы, формулируют свои суждения. Педагог уточняет их представления о социально-нравственной норме, поясняет основные понятия.

5. Анализ смыслового содержания поговорок, эпитетов, суждений. Дети совместно с педагогом обсуждают встречающиеся в мультфильме интересные высказывания, выстраивают оценочные суждения.

6. Учебно-игровые упражнения (творческого или подражательно-исполнительского характера). Упражнения направлены на знакомство детей с социально-приемлемыми формами поведения, на совершенствование и систематизацию знаний.

7. Разыгрывание и анализ ситуации. Детям, педагог предлагает разыграть типичные ситуации из мультфильма, выполняя при этом эмоционально разные роли.

8. Игры. В процессе игр дети накапливают определенный практический опыт, формируют умения и навыки общения, совместной деятельности.

9. Совместная разработка правил поведения. По руководством педагога дети учатся выделять и запоминать основные моменты из увиденного.

10. Загадывание желаний. Педагог формирует у детей нравственные ориентации и побуждает проявлять нравственные качества в разной деятельности.

Методика работы в обозначенном направлении строится с позиции личностно- ориентированного взаимодействия, при выполнении заданий педагог мотивирует детей на самостоятельность, исследовательскую и творческую активность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев в ходе работы теоретические и практические аспекты влияния мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:

1. Социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».

2. Дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека. Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

3. Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности.

4. Мультфильмы воздействуют на чувства ребенка. Он неосознанно в своем воображении идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны. Вместе с героями ребенок проявляет доброту и благородство, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым, предприимчивым. Сказки и мультфильмы передают нравственные понятия и чувства ребенку в ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Идентификационные механизмы позволяют ему развиваться в направлении ожиданий общества.

5. Смотря видео, ребенок воображает картины мира и тем самым начинает развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей; ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира.

6. Мультипликация является одним из элементов системы социализации ребенка наряду с такими компонентами, как личный пример родителей, игры со сверстниками, воспитательная беседа, творчество, сказкотерапия и т. д. Все эти элементы, в том числе и мультипликация, обеспечивают социальное развитие ребенка, формирование его социокультурной идентичности, развитие ценностной ориентации, однако проблема состоит в том, что просмотр мультипликации, не отражающей той или иной культурной системы, может нарушить формирование ребенка как представителя определенной культуры.

7. Исключительность мультфильма как сильно воздействующего средства познания и развития объясняется наличием у детей наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия и мышления. Наглядно, своими глазами ребенок видит разворачивающийся сюжет-действие, наблюдает за поступками и характерами персонажей, соучаствуя в действии, соотносит себя с героем, сочувствует ему и тем самым испытывает сильные эмоции.

8. Роль современной мультипликации в социальном развитии ребенка является неоднозначной. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны хорошего и плохого поведения, представления о зле и добре, ребенок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, т.е. мультфильм выступает как одно из эффективных средств успешной социализации ребенка дошкольного возраста. С другой стороны, современные мультфильмы лишены той нравственной и моральной основы, которая способна благотворно влиять на развитие ребенка.

9. Одними из самых важных являются женский и мужской образы. Глядя на стереотипы «мультгероинь», девочки впитывают особенности женского поведения. У мальчиков подсознательно формируется идеал женщины, который они будут потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Образ женщины, ранее романтичный и загадочный, наделяется чертами физиологичности и жестокости. Попутно высмеиваются традиционные для российских женщин качества, которые прославлялись в советских старых мультфильмах: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Также можно отметить у некоторых героев неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье – родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах такими чертами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В. И. Дети и телевизионный экран / В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 28–31.

2. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715.

3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

4. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: Изд-во Искусство, 1964. – 115 с.

5. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

6. Воронина, О. А. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка / О. А. Воронина, Н. И. Медведева. – URL: www.rae.ru/forum 2012/271/1559

7. Гришаева, Н. П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольников / Н. П. Гришаева // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 8. – С. 75–76.

8. Ермизина Е.В. Мультфильмы-дети: от контента к пониманию // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 51-58.

9. Иванченко А. А. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 607-611.

10. Капков С. А. Энциклопедия отечественной мультипликации. – М.: Алгоритм, 2006. – 810 с.

11. Карповская Е.Е. Влияние зарубежных мультфильмов на психику детей PR и реклама: традиции и инновации. – 2011. – № 6-2. – С. 98-99.

12. Козачек О.В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. – 2007. – № 3. – С. 24-25.

13. Козачёк, О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64–73.

14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пос. / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.

15. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. – №2. – С. 179-182.

16. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 36-38.

17. Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 3. – № 5. – С. 133-137.

18. Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации// Молодежная палата при Челябинской городской думе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molpalat74.ru/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid

19. Маркова Н.Е. Культринтервенция. – М.: Изд-во «Омега», 2002. – 90 с.

20. Мелкозёрова Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html

21. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М.: Изд-во «Семья и школа», 1996. – 272 с.

22. Немирич А.А. Дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экс- пертов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №3. – С.25-33.

23. Олейник Н.В. Педагогические возможности использования мультфильма в воспитательно-образовательном процессе детского сада: теория и практика // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 5 (10). – С. 420-427.

24. Олейник Н.В., Тупичкина Е.А. Психолого-педагогические основы формирования зрительской культуры у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 9. – С. 68-75.

25. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б. М. Бим-Бад. – М., 2003. – 546 с.

26. Романова А.Л. Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10. – № 4. – С. 47-56.

27. Собкин В.С. Опыт соцыиально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма //
Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10. – № 4. – С. 12-26.

28. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – C. 68-74.

29. Соколова М.В., Мазурова М.В. Психологический анализ мультфильмов для детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2011. – №1. – С. 91-99.

30. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: Издательство: «АРКТИ», 2006. – 435 с.

31. Суворова Н. В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 740-742.

32. Суворова Н. В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 740-742.

33. Тупичкина Е.А., Олейник Н.В. Педагогические возможности использования видео в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 6. – С.42-51.

34. Экман П. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.

35. Щуклина, Е. С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка / Е. С. Щуклина // Вестник Пензенского госу- дарственного университета. – 2013. – № 4. – C. 12–14.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных