Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод Шиничи Судзуки




◦ О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.

◦ 1.Все дети музыкальны
По мнению японского учителя (впрочем, этого мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только во время разглядеть и развить их способности.

◦ 2.Путь к успеху — любовь к детям
Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.

3.Главные учителя — родители
Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

◦ Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: "Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".

◦ В своем методике доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они захотят, но не допускает их близко к скрипке. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – шесть месяцев».
Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения – это и есть лучший педагогический метод».

◦ 1.5 Система Жака-Далькроза

◦ На фоне различных пластических школ и учений начала XX века система Э. Жак-Далькроза (1865-1950) выделяется своей детальной проработанностью и четкой структурой.

◦ В ее основу положено понятие ритма как универсального начала, творящего и организующего жизнь во всех ее проявлениях и формах. Человек, способный пронизать ритмическим свою жизнь и свое тело, приобщается к глубочайшим тайнам мироздания и приобретает невиданное могущество. Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух.

◦ В условиях современного мира, требующего от человека ранней специализации и приводящего к крайностям неодухотворенного атлетизма или немощного интеллектуализма, Э. Жак-Далькроз возвращается к античному идеалу гармонично развитой личности — человека, а не специалиста. Цель его системы «одухотворенных телесных упражнений» — привести человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих возможностях, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни, и все это — благодаря воспитанию собственной воли и самообладания. «Основой всякого индивидуального усовершенствования является дисциплина чувственных восприятий и тренировка импульсов», — говорил ученикам Э. Жак-Далькроз.

◦ «Школа нравственного здоровья» Далькроза обращена к весьма широкому кругу людей — от ученых, медиков, психологов, педагогов, воспитателей до музыкантов, танцоров, актеров и режиссеров. Помимо решения общеэстетических, воспитательных, гигиенических, терапевтичеких задач упражнения ритмической гимнастики готовят к работе во всех сферах искусства, поскольку в основе любой из них лежит ритм.

◦ Из ритма рождается и пластика, и музыка. В музыкальных движениях человеческого тела объединяются зрительное и слуховое, глаз становится органом музыкального восприятия: музыку можно не только слышать, но и видеть.

◦ Идея зримой музыки витала в воздухе тех лет, истоки ее виделись в театральных действах античности, к воскрешению которых стремился не только Жак-Далькроз. В орхестике, синтетичном искусстве древних, особенно привлекательной казалась пластическая реализация музыки, непосредственное слияние тела и Я с музыкой.

◦ Исходный тезис Далькроза: музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани. Мускулы способны отвечать на звуки, как струны инструмента. Добившись путем длительных специальных упражнений автоматизма реакций тела, человек освобождается для задач более высокого уровня, связанных с эмоциональной и образной выразительностью. Тело ритмиста должно быть вышколено точно так же, как пальцы пианиста. Технический тренинг, дисциплина движений развивают память тела, как и память пальцев.

 

2.Сходство и различия зарубежных музыкальных систем

◦ В моей курсовой работе вы узнали из источников о зарубежных систем образования. Так какие же у них есть сходства и различия?Выдающиеся У музыкантов этих систем занятия музыкой и для профессионалов, и для непрофессионалов по сути - едины, разница лишь в "дозировке", в формах и способах изучения музыки.В любой системе которая была указана выше обьединена одним и наверно самым главным приорететом в их системе:Дети и даже взрослые могут обучаться музыке,независимо если у вас музыкальные способности или нет,нужно просто вовремя заметить. И еще все педагоги которые создали эту систему я думаю считают,что человек сначала должен полюбить музыку всем седцем и тогда музыка поможет ему раскрыть его музыкальные способности. Карл Орф также как Золтан Кодай и также как Рудольф Штайнер и я уверенна как Судзуки(правда там не было указано)прививают свою любовь к музыке с помощью игр и мне кажется, что это замечательно ведь дети наверно действительно получают удовольствие от занятий.

◦.Шинити Судзуки обучал детей на скрипке и Карл Орф создавал аж целые оркестры правда на других инструментах и мы снова видим сходство ребенок играет на музыкальных инструментах, а также поет и танцует. Но обучение этих педагогов все же различны и по своему уникальны например: системе Рудольфа Штайнера в школе дети не имеют оценок и в их школах всегда устраивают очень много праздников.В системе Судзуки ребенок уже с раннего детства учится играть на скрипке. У Кодая приорететны хоровые занятия.Для Далькроза важно, чтобы ребенок великолепно играл на инструменте,слился с ним.Этих различий может быть много,но главное одно- с помощью этих систем ребенок узнает, пробует и чувствует музыку.

Так отличаются ли система зарубежного воспитания от нашего русского?

◦ У выдающегося музыканта и композитора Кабалевского ХХ века был яркий педагогический талант и дар провидца. Он смог в настоящем разглядеть будущее. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ Дмитрий Борисович один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда великое искусство станет шоу-бизнесом, молодёжь попадет под влияние, мы бы сказали даже, под зависимость, от низкопробной, развлекательной массовой культуры.

◦ Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.

◦ Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось. В чём её суть? Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" П.Чайковского становится не просто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского. То же самое происходит с песней и танцем.Другое важное направление системы Д.Кабалевского мы бы назвали методом Сократа. Дети, по мысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, а сами. Размышляя и разговаривая о музыке. При помощи наводящих вопросов учителя. В нашем случае, папы или мамы. Ну, например:

◦ —Что нужно для того, чтобы получилась песня?
—Композитор.
— А ещё?

◦ Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и "звучащими жестами" — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком.

◦ Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма.

◦ Надеюсь вы смогли убедиться, что эти системы обучения очень похожи.

 

 

Заключение.
Я считаю, что те педагоги которые создали эти системы замечательные люди. В их системах есть своя уникальность. Эта не простые уроки по музыке, на которых ты можешь заскучать, а действительно интересные уроки. И главное для этого не нужно быть одаренным ребенком тебя обязательно таким сделают. В этих системах гармонично сочетаются и ритмика,хор, сольфеджио, игры, где то просто музицирование,но идеально отточенное. А самое главное в этих системах ребенок может показать себя,каким он является на самом деле,его внутренний мир. Ведь ребенку всегда даются творческие задания.Мне кажется творчество в этих системах является хорошим компонентом.

Благодаря этим системам ребенок учится любить музыку,слушать,играть,танцевать,уважать. Он становится более благородным,воспитанным,ведь в музыке поется обо всем. Очень важно, чтобы ребенка обучали такие талантливые педагоги, которые любят музыку и хотят поделиться с этим со всем миром. Мне кажется именно любовь к музыке к своей работе сподвигла на создание этих систем и теперь они могут поделится с этим с целый миром.

Но если у вас нет возможности заниматься по этим системам обучения, не переживайте! существует множество приемов, педагогических наработок и просто прекрасных идей для того чтобы, познакомить ребенка с миром музыки. И для этого вовсе не нужно быть великим музыкантом и педагогом, таким как японский скрипач Шиничи Сузуки. К тому же он сам утверждает, что главное в приобщении ребенка к музыке – это вызвать интерес. Нельзя ожидать того, что ребенок начнет рисовать, если он не будет иметь в свободном доступе карандаши и бумагу, и также нельзя ожидать от ребенка интереса к музыке, если он не будет слышать ее, не будет трогать музыкальные инструменты и пытаться музицировать на них.
• Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, вы можете начать осваивать его прямо сейчас, на глазах своего ребенка;
• Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) – совершенствуйте свой музыкальный вкус;
• Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;
• Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;
• И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.
Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше, душевнее, честнее, а главное, счастливее.

 

 

Список использованной литературы

◦ Дмитриева Л. Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1976. – Вып. 11. – С. 71 – 86.

◦ Дмитриева Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1982. – Вып. 15. – С. 96 – 111.

◦ Донгаузер Е. В. Музыкальное образование в немецких народных школах (на примере федеральной земли Бавария) //Музыка в школе. – 2003. - № 3. – С. 44 – 50.

◦ Жофчак З. Імпровізація на уроках музики в загальноосвітній школі // Музика в школі. – К.: Музична Україна, 1984. – Вип. 10. – С. 30 – 32.

◦ Горюнова Л. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1972. – Вып. 8. – С. 49 – 59.

◦ Келлер В. «Шульверк» Орфа и его международное значение // Музыкальное воспитание в современном мире. – М, 1973. – С. 198 – 200.

◦ Лужний В. М. Методика викладання музики в 1 класі. – К.: Музична Україна, 1983. – 52 с.

◦ Лужний В. М. Музична грамота в школі. – К.: Музична Україна, 1977. – 117 с.

◦ Печерська Е. П. Уроки музики в початкових класах. – К.: Либідь, 2001. – с.

◦ Ростовський О. Я. Методика викладання музики в початковій школі. Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2001. – 216 с.

◦ Румер М. Активизация мышления на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1972. – Вып. 8. – С. 86 – 95.

◦ Самолдіна К. Використання рухів на уроках музики в загальноосвітній школі // Музика в школі. – К.: Музична Україна, 1980. – Вип. 6. – С. 31 – 34.

◦ Сургаутайте В. Использование музыкальных инструментов на уроках // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1971. – Вып. 7. – С. 4 – 16.

◦ Сургаутайте В. О начальном этапе развития чувства ритма // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1970. – Вып. 6. – С. 19 – 28.Уманець В. Чуття ритму – першооснова музичного розвитку дітей // Музика в школі. – К.: Музична Україна, 1977. – С. 48 – 56.

◦ Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа.

◦ Л. Добсаи. Метод Кодая и его музыкальные основы.

◦ Л. Баренбойм. О музыкальном воспитании в Венгрии.

◦ [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL: http://meta-music.ru/method/shulverk-sistema-muzykalnogo-vospitaniya-karla-orfa. - (дата обращения 13.03.2016 г.)

◦ [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. URL:http://muzdeti.com/methods-by-dalkroz. - (дата обращения 13.03.2016 г.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных