ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.Принимая материалистическое мировоззрение, человек делает трудный шаг, требующий личного мужества и силы духа (стоицизма), поскольку отказывается тем самым от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного. Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а знание обосновываемых ими моральных ценностей подпиралось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждого после смерти. Как показал 20 век, насильственное массированное навязывание людям материалистического мировоззрения неизбежно влечет за собой серьезные издержки в нравственном развитии. А это особенно тревожно и опасно, когда деятельность человека как в научно-техническом, так и социальном плане становится столь масштабной по всем последствиям и потому требует особо ответственного к себе отношения. Материалистический материализм не только не снимает вопроса о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, но, напротив, позволяет его поставить в наиболее острой, даже драматической форме, тем самым в полной мере выявляя его гуманистическое (?) содержание. 3. ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА. В решении этого вопроса марксизм, например, исходит прежде всего из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая представляет в нем и не случайной, и не бессмысленной. Индивид, личность, человек рассматриваются не только сами по себе, но и как часть целого человеческого общества (3). От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое существо (4). Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и прочих) Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. Но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни. Эта мера не является надличностной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысл жизни личности и общества, а они могут находиться в противоречии в общественно-экономических условиях, отчуждающих человека, и все более совпадать в процессе становления нового, гуманитарного и демократического общества. Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается на учение о социальной сущности человека. Поведение личности определяется социальными, социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами. Например: Л.Н. Толстой: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, сегодняшним днем, он может рассматривать себя как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен(потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. Реальный философский гуманизм дает такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственно соответствует его сущности в материальной и духовной культуре человечества. Именно на этом к конечном счете и основывается регулирующая роль нравственности как в индивидуальной жизни человека, так и в отношении к смерти. И это позволяет утверждать, что лишь В БЕССМЕРТИИ РАЗУМА И ГУМАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА – БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и антигуманизма. Но вопрос о смысле человеческой жизни имеет и другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а так же к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных (?) цивилизаций в бесконечной (?) Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменяет (!?) во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет о осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества. Размышления о смерти и бессмертии с логической неизбежностью подводят нас к проблеме существования человеческого рода как последнего (?) основания нашей земной вечности – хранителя памяти о прошлом и продолжателя всех объективно значимых людских начинаниях. Но гарантировано ли выживание человечества? Образует ли оно реальное единство или является всего лишь конгломератором обособленных и даже враждебных друг другу социокультурных целостностей? Есть ли серьезные основания для веры в то, что люди, населяющие Землю, способны достигнуть согласия в понимании насущных проблем и в оценке событий и деяний прошлой истории? Огромное количество точек зрения и соприкасающихся проблем философии, ограниченность объема данного реферата не позволяют нам с Вами в полной мере рассмотреть все вопросы, касающиеся рассмотренной выше проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека и человечества в целом – одной из самых насущных проблем нашего времени. ЛИТЕРАТУРА: Введение в философию. В 2-х частях. 1898 год. С. 219-220, с. 247-258. Краткий словарь по философии. Под. Общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. Москва, 1979 год. C. 59-60, с. 88, с. 269-270, с. 366-368. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., Том 42, с. 119. Там же, с 93 Толстой Л.Н., Полн. Собр. Соч. Москва, 1950 год, том 35, с. 161. То же, 1957 год, том 23, с. 29. То же, 1936 год, том 26, с. 369. То же, том 23, с. 402. То же, том 26, с. 413. Там же, с. 415. Соловьев В.С. Соч. в 2 томах, 1988 год, том 1, с. 281, 283. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. Москва, 1982 год, с.14. Неговский В.Ф. Вторая жизнь. Москва, 1983 год. Марксистское учение о человеке исходит от того, что его сущность «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех (!?) общественных отношений» (Маркс). Невозможно понять сущность человека путем фиксации общих всем людям признаков, поскольку в этом случае человек может быть понят как природное существо. Человек связан с природой, однако не только сознание, речь, человеческие эмоции, но даже способность прямохождения он не получает от рождения. Известные случаи «воспитания» детей среди зверей лишний раз показывают, что человек не может сформироваться вне общества. Этот мир – совокупность общественных отношений (?) – не есть нечто внешнее по отношению к человеку, а составляет его «сущность», т.е. делает человека общественным существом (!?), формирует все особенности его деятельности, миросозерцания, восприятия и т.п. Чисто физиологические функции человеческого организма преобразуются обществом, испытывают на себе влияние материальной и духовной культуры человечества» (2).ЖИЗНЬ:«- одна из форм движения материи, возникшая в результате длительного развития природы Диалектико-материалистическому взгляду на жизнь противостоят ложные концепции, в первую очередь: механизм и витализм» (2). РАССУДОК И РАЗУМ:«- категории, выражающие определенные способы, ступени мышления». ГУМАНИЗМ:«- (лат. HUMA US – человечный) – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие». ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии. Она продиктована научно- технической революцией, развитием человечества как мирового сообщества, обострением глобальных проблем и новым, трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в 20 столетии. Она задается возрастающей ролью человека во всех процессах развития нашего общества, в перестройке его экономической, политической и духовной жизни. Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в комплексном исследовании учавствуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему. Попытки разработать многомерную систему универсальных (?) характеристик человека, выявить ее системообразующее ядро – тенденция философских исследований 60 – 80 – х годов. 2. В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Каждый человек рано или поздно задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек – единственное (?) существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира. Первая реакция человека после осознания своей смертности – чувство безнадежности и растерянности (иногда даже панической). Человек, преодолевая это чувство существует всю жизнь, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти; это знание становится тем не менее основополагающим в последующем духовном развитии человека. Чтобы достичь ближайшего скопления галактик за пределами нашей Местной группы, расположенного в созвездии Девы, надо преодолеть пропасть в тридцать миллионов световых лет. А беспредельная Вселенная все глубже и глубже исследуется мощными инструментами, созданными человеком... В наше время полагают, что на участке небесной сферы размером с полную Луну находится в среднем 400 галактик и что с помощью большого пятиметрового телескопа Маунт Паломар можно будет сфотографировать миллиард галактик... Самая дальняя из доступных ныне наблюдению галактик ЗС295 находится от нас на расстоянии 6 миллиардов световых лет. Это значит, что доходящие от нее световые волны были испущены тогда, когда еще не было ни Земли, ни даже Солнца. Но радиотелескопы позволяют нам проникнуть в бесконечные бездны Вселенной еще глубже: они улавливают волны, странствовавшие на протяжении десяти миллиардов лет и даже более. Где же конец этой бездне? На этот великий вопрос человек, возможно, никогда не получит ответа. Но мы должны всегда помнить о нем, обращаясь к проблеме жизни Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|