Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структурные единицы текста нормативного акта, правила их расположения.

Декларации – Декларация — официальное заявление или нормативныйдокумент, содержащий основополагающие принципывнешнейиливнутренней политики, основы деятельностимеждународных организацийили выражающий их позицию по какому-либо вопросу. Д указывают на ценности и идеалы, на которые адресатам нормативного акта следует ориентироваться. Они позволяют уловить «дух» нормативного акта. Д помогают пользователям нормативного акта понять, почему принят данный нормативный документ, и тем самым убеждают их в необходимости его исполнения. В любом нормативном акте декларации должны занимать по объёму очень скромное место. Главное в нормативном акте это формулирование запретов, предписаний и дозволений. Именно из них состоит ткань нормативного акта. Местом сосредоточения декларативных норм преимущественно является преамбула либо, если она отсутствует, первые статьи нормативного акта. Хотя декларации прямо и не регламентируют поведение субъектов права, они сообщают правовую форму экономическим, политическим и другим общезначимым целям социального развития.

Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета. Необходимо различать определения: ♦ законодательные (основанные на законодательных или нормативных документах); ♦ вытекающие из судебной практики (т.е. из судебных решений); ♦ доктринальные (предлагаемые каким-либо автором или какой-либо школой права). правила составления правовых дефиниции –правовые дефиниции должны:

♦ отражать только существенные признаки обобщаемых явлений; эти признаки должны иметь правовое значение; ♦ быть полными и отражать все обобщаемые явления; ♦ быть адекватными, т.е. иметь совпадающий объем с определяемым понятием; ♦ не содержать противоречивые суждения;

♦ не содержать термины, употребляемые в определяемом понятии (чтобы не было тавтологии).

Правовая презумпция, — это такое предположение, косвенно или прямо закрепленное в правовой норме, в соответствии с которым определенный порядок вещей в области общественных отношений признается обычным, нормальным и, в силу этого, не требующим доказывания. Характеристики ПП: а) прямо или косвенно закрепляется в праве; б) в любом случае имеет значение для правового регулирования; в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела. ПП. можно подразделить на общеправовые и отраслевые. Общеправовой как раз является презумпция знания опубликованных законов. Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда, в уголовном праве презумпция невиновности. Выделяют следующие правовые презумпции: 1) презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана соответствующим судом в установленном законом порядке; 2) презумпция знания закона. Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение;3) презумпция справедливости закона; 4) презумпция авторства. Считается, что автором романа, картины, скульптуры и т.д. является тот, под чьей фамилией опубликовано (сделано, нарисовано) произведение, пока иное не будет доказано в установленном законом порядке.

Правовые аксиомы — в праве самоочевидная истина, не требующая доказательств. П.а. отражают уже установленные и достоверные знания. Юридическая наука опирается на П.а. как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много (кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого) Правовые аксиомы делятся на следующие виды: а) по характеру — общие и отраслевые; б) по содержанию — утверждающие и отрицающие. Значение правовых аксиом заключается в том, что они: ♦ упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан; ♦ делают правовое регулирование экономным; ♦ способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным; ♦ позволяют сделать правовое регулирование более эффективным.

Исключения в праве — это прием правотворческой техники, который позволяет изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, какое-либо правило, соглашение, в особых или специальных целях или интересах. Смысл исключения состоит в том, чтобы дать возможность извлечь определенным субъектам права для себя пользу из этого или причинить вред какому-либо субъекту права или правовому явлению. Исключения могут либо устанавливаться по соглашению (в сфере частного права), либо быть легальными и устанавливаться законодательством (в сфере публичного права). Важнейшей характеристикой юридических исключений служит то, что они находят свое отражение в нормах права. Только в этом случае исключения позволяют праву как регулирующей системе более точно рассчитать силу воздействия и место ее приложения (имеются в виду те или иные обществ. отнош-я), делая праворегулирующий процесс более продуманным и целенаправленным. Особенность правовых исключений заключается в том, что государство, регламентируя посредством права общественные отношения, стремится к единообразию и стабильности последних, для чего и создает общие для всех нормативные правила. «Исключения — это прием правотворческой техники, который позволяет изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, какое-либо правило, соглашение, в особых или специальных целях или интересах».

27.Логика правового акта: понятия, основные требования и правила. Л юбой юрист, работа которого связана с правовыми нормами, обращается к элементарным правилам формальной логики. В правотворч-й деят-ти знание и правильное их использ-е необходимо вдвойне. В процессе выработки норм права чаще всего применяются индуктивные д-вия для того, чтобы обобщить согласно этим правилам факты социальной действительности и расположить их в определенном порядке. Установление норм права вынуждает использовать постоянно, часто в инстинктивной или подразумеваемой форме, юридические умозаключения. Логические правила, применяемые в правотворчестве. Характер юр. логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов. Таких правил достаточно много. Ряд логических правил носит общий характер. Они важны при принятии всех юр. решений (нормативных и индивидуальных) и при составлении всех правовых документов. Общие логич-е правила: 1. единообразное понимание терминов; 2. согласованность разл. частей правового док-та; 3) согласованность разл-х правовых документов; 4) отсутствие противоречий между частями правового документа; 5) отсутствие противоречий между различными правовыми документами; 6) последовательность мыслит-х операций, используемых при построении правовых актов; 7) убедительность правовых документов. Специфические логические правила:

1) обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации); 2) соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства; 3) однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации); 4) классификация нормативных предписаний; 5) регламентирование всех элементов логической нормы права; 6) обеспеченность нормативных предписаний санкциями; 7) вынесение за скобки одинаковых частей логических норм.

33.Структура нормативного акта. нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта — результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.

Структурные единицы текста нормативного акта, правила их расположения.

Первичной структурной единицей текста нормативных актов является статья (или даже, что характерно для развитых, специализированных правовых систем, подразделения статьи-абзацы, пункты, части, иногда фразы текста статьи). Статья является первичной структурной единицей потому, что она соответствует основной первичной единице самого права – юридическому нормативному предписанию. Могут употребляться следующие структурные единицы по нисходящей: раздел; глава; статья, пункт.

Лингвистические правила составления нормативных актов. Языковую основу законодательного текста составляют предложения. Устойчивые словосочетания, слова и аббревиатуры. Требования к формулированию нормативных грамматических предложений: 1, соответствие грамматической формы. Констатирующие, повествовательные и утвердительные предложения. 2. Отсутствие перегрузки простых предложений однородными членами, «длинность» можно преодолеть цифровой графикой 1,2,3 или буквами а,б,в. 3. Недопустимость использования несвойственных регулятивной природе юридических предписаний противопоставительных союзов «а», «но», «чтобы». 4. Простота стиля, безличный характер содержания.

Требования к исп-ю правовых фразеологизмов. Фразеологические обороты — наиболее устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в нормативном тексте как готовые единицы языка(если иное не предусмотрено). Осн. требование к правописанию всех Ф – точное их воспроизведение в правовых нормах. Ф можно разделить на общедокументальные (штатное расписание, положение дел) и собственно юридические (сторона в обязательстве, соглашение сторон). Правила применения свойств слов. Использование языковой полисемии – (многозначность слова) — недопустимость использования не устраненной нормативным грамматическим предложением или сочетанием многозначности слова (словосочетания); — недопустимость насыщения текста будущего нормативного акта многозначными словами и сочетаниями. В Синонимии – недопустимость исп-я квазисионимов-слов или сочетаний, не состоящих в т.наз. синонимическом родстве. (запрос-иск); — недопустимость исп-я оттеночного синонима; — недопустимость синонимического излишества. В Антонимии – соблюдение принципа симметричности (взаимоисключаемости слов или словосочетаний) при использовании антонимической пары; — возможность избегания протиповоставления многозначных слов, а т.ж. слов, нах=ся в синонимической зависимости. Отдельные виды лексики. Не следует перегружать зак-й текст иноязычной лексикой. При употреблении профессионализмов, следует придерживаться правила максимального ограничения ее использования. Применение жаргонной лексики следует рассматривать как исключение.

Стиль нормативных актов. В стиле правовых актов концентрируется воедино и использование юридической терминологии, др. средств юридической техники, и применение в области права требований современного литературного языка, требований к языку официальных документов. Язык правовых документов должен быть прост, ясен и понятен для каждого, к кому документ обращен. Фразы правового документа должны быть несложной конструкции, без перегрузки их придаточными предложениями. Большое значение имеет также правильное употребление различных соединительных или разъединительных союзов, знаков препинания, сравнений, образных выражений. При составлении текста правового акта нужно избегать употребления узкоспециальных терминов или терминов, употребляемых только в определенной местности. Стиль нормативных актов обеспечивает предельную убедительность содержащихся в нем предписаний. В ряде случаев в нормативные акты включаются преамбулы и пояснения, но, главное, сами формулировки юридических норм должны обладать и обладают большой силой убеждения. Четкие, энергичные формулировки •нормативных актов призваны донести до всех лиц глубокую убежденность законодателя в необходимости и целесообразности проводимых мероприятий. Важнейшие требования стиля правовых актов – строгая определенность фраз, выражений, терминов. Каждая фраза, каждое выражение, каждый термин должны пониматься только в одном значении. Недопустимы какая-либо двусмысленность, расплывчатость формулировок, позволяющих истолковывать смысл нормативных актов по-разному. Достоинством стиля нормативных актов являются краткие формулировки. Максимальная краткость, разумеется, не самоцель: она позволяет сочетать доступность и точность юридических текстов с необходимым уровнем нормативных обобщений. Краткие и ясные юридические формулировки, выражающие с исчерпывающей полнотой мысль законодателя, становятся характерной особенностью современного стиля правовых актов

Понятие и признаки корпоративного права. Корпоративное право – это система норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности – силой государственного принуждения. Признаки КП: 1. КП состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера. Нормативность – явление отнюдь не сугубо правовое, и означает оно, во-первых, то, что нормы корпоративные регулируют распространенные, типичные, часто встречающиеся в организациях отношения и, во-вторых, что они распространяются на всех или многих членов организации. Например, правила о списании материальных ценностей, пришедших в негодность, применяются всякий раз, когда таковые обнаруживаются, и касаются всех работников, осуществляющих эту процедуру. 2.КП представляет собой систему норм, каждая из которых специализируется на регулировании конкретной стороны деятельности организации. Выделяются 4 блока корпоративных норм: финансово-правовые, административно-правовые, трудовые и гражданско-правовые нормы. 3. Корпоративные нормы обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, наемных работников).

4. Корпоративные нормы, как правило, находят письменное выражение, формой их закрепления обычно служат корпоративные акты. На предприятии выделяется несколько уровней корпоративных актов в зависимости от их юридической силы (акты общих собраний, акты советов директоров, правлений, советов предприятий, акты руководителей и др.). 5. Корпоративные нормы издаются органами управления корпорации и выражают волю ее коллектива как определенного автономного образования. 6. В случае нарушения корпоративных норм они обеспечиваются принуждением. Прежде всего на нарушителя воздействует сама организация, используя санкции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточности средств вполне возможно обращение за защитой к судебным органам.

38. Концепция нормативного акта — это документ, в котором отражается научно-практический подход к разрешению социальных проблем, основанный на реальной информации о той или иной сфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования. Элементы К. — предмет регулирования законопроекта (например, информационная безопасность, охрана здоровья и т. п.; — формирование цели законопроекта; — доказательства необходимости подготовки и принятия конкретного закона; — соотношение предполагаемого законопроекта с другими нормативными актами; — структура самого закона. Механизм обеспечения реализации законопроекта — это то, о чем порой забывают, когда составляют концепцию. Главное здесь — определить процедуры реализации предоставляемых законом прав. Если этого нет, закон не будет эффективным. Очень важно продумать и последствия (как положительные, так и отрицательные), которые предположительно могут возникнуть в связи с принятием закона. Ведь они могут затронуть миллионы людей. И, наконец, в концепции должен быть отражен вопрос о стоимости, реальной цене будущего закона. Для проработки финансового раздела концепции лучше приглашать специалистов и области бухгалтерского учета, причем независимых. Значение концепции. Здесь представляются важными следующие моменты. Концепция нормативного акта повышает уровень и эффективность правотворческой деятельности, делает ее упорядоченной. Она позволяет вписать новый нормативный акт в систему законодательства и не нарушать баланс в правовой системе. Она может служить основой для последующего толкования закона. Вполне правомерно ее можно использовать и в правоприменительном процессе, особенно в случае обнаружения неясностей или пробелов в законе.

37.Планирование правотворч-й деят-ти. Виды планов. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями, учесть их планы научно-исследовательской работы. В современных условиях цивилизации процесса правотворчества Государственной Думе РФ важно создать единую Государственную программу подготовки законодательных работ, составленную с учетом планов соответствующей подготовки субъектами законодательной инициативы, в первую очередь Президента России. Виды планов на уровне меcтных орг-в власти, могут быть представлены текущими программами правотворческой деятельности, разрабатываемыми сроком на один-два года, перспективными программами деятельности на весь срок полномочий представительного или иного органа местного самоуправления, либо планами работы (на год, квартал, месяц) органа местного самоуправления, в котором отдельным блоком запланированы вопросы, для решения которых необходимо принять соответствующий муниципальный правовой акт.

36.Правотворческая процедура: значение, особенности, требования к ней. Правотворческая процедура — это «установленный порядок прохождения проектов законов и других нпа, вплоть до их принятия и вступления в силу», т.е., нормативно регулируемые действия уполномоч-х субъектов по принятию (изданию) правовых актов. Значение правотворческой процедуры исключительно велико. Ее нарушение связано с возможностью отмены нормативных правовых актов. Чтобы этого не произошло, она должна отвечать определенным требованиям. Опережающее установление правотворч. процедур — чтобы процесс принятия нормат-х актов тем или иным правотворч-м органом продумывался заранее и находил отражение в специальном акте этого органа. Согласованность правотворческой процедуры и принимаемых нормат-х актов. Имеется в виду использование в рамках одного и того же правотворческого органа таких правотворч-х процедур, кот соответствовали бы виду принимаемого нормативного акта. Многовариантность правотв-й процедуры. Характер нормативных актов бывает разным. Порой выполнение процедурных правил по полной программе не только оказывается неуместным, но и затрудняет дело. Гласность принятия нормат. актов. Этому способствует, в частности, освещение в СМИ работы правотворческих органов в части прохождения проекта того или иного нормативного акта, комментарии журналистов. Однако сказанное в большей мере касается принятия законов. Постановления и особенно ведомственные нормативные акты принимаются в узком аппаратном кругу. Надежность и простота процедуры. Гарантированность выполнения процедуры. Это наличие обеспечительных мер для ее выполнения. Меры защиты разнообразны: ♦ позитивные, т.е. содержащие стимулы к надлежащему выполнению процедуры. Например, в Регламенте Государственной Думы может быть установлено правило, согласно которому определенное количество прошедших в месяц поправок в законопроекты дает их авторам-депутатам право па надбавку; ♦ негативные, т.е. содержащие ограничения или другие неблагоприятные последствия. Допустим, пропуск за месяц депутатом определенного количества заседаний парламента влечет определенный вычет из его месячного вознаграждения.

39. Процедура ведомственного правотворчества. Ведомственное правотв-во представляет собой особый вид подзаконного правотворчества и является объективно незаметным и необходимым средством правового регулирования отношений в обществе. Главная причина существования и развития ведомственного правотворчества – объективная потребность в детализированной правовой регламентации и уточнении отношений, возникающих в определенных сферах общества. Нормативное регулирование, осуществляемое ведомствами, и впредь будет оставаться важной составной частью всей правотворческой деятельности государства. Ведомственные нормативные акты издаются в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяснений, указаний или в иных видах, предусмотренных положениями о соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти. Стадии ВП: 1) мониторинг действующих нормативных документов, научных разработок и правоприменительной практики; 2) разработка концепции нормативного акта; 3) составление плана-конспекта; 4) разработка первого варианта проекта; 5) доработка проекта с учетом поступивших замечаний и предложений; 6) комплексная оценка проекта и подготовка окончательного текста проекта; 7) согласование проекта нормативного акта; 8) экспертиза и визирование проекта нормативного акта; 9) представление проекта на подпись; 10) государственная регистрация ведомственных нормативных актов.

40. Процедура принятия правительственных постановлений. Правительство — коллегиальный орган, и это накладывает свой отпечаток на правотворческую процедуру принятия им нормативных актов. Хотя с легкостью можно обнаружить общие черты, свойственные всем видам правотворческих процедур. Правотворческая инициатива принадлежит всем членам российского Правительства, проект вносит, как правило, тот член Правительства (или исполняющий его обязанности), который курирует или ответствен за решение вопроса, являющего предметом нормативного регулирования. От его имени составляется сопроводительное письмо и прилагается завизированный им проект постановления. Приложение к проекту постановления всей необходимой информации. Она содержится в пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений. В случае если нормативный акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект или представляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта. Предварительное согласование проекта со всеми заинтересованными государственными органами. Таковыми являются: ♦ федеральные министры; ♦ руководители иных ведомств; ♦ руководители других государственных органов; ♦ органы государственной власти субъектов Федерации. Список данных организаций формируется министром, вносящим проект, и утверждается Председателем Правительства Российской Федерации или его заместителем. На визирование заинтересованным органам дается десять дней. Если у них есть замечания, они прилагаются к проекту. Учет возражений и замечаний по проекту. Для этой цели проводится обсуждение его с руководителями согласующих органов и организаций с целью поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия. Заключение Министерства юстиции Российской Федерации. Оно дает оценку проекта нормативного акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также на предмет соблюдения правил юридической техники. П роведение экспертизы. На это предусматривается пятнадцатидневный срок. Экспертизу проводит юридическая служба Аппарата Правительства РФ. Внесение проекта постановления на заседание Правительства Российской Федерации. Это право принадлежит Председателю Правительства (или его заместителю). Рассмотрение проекта постановления. Сначала с докладом выступает член Правительства — инициатор проекта. Затем слово может взять любой член Правительства, руководители иных федеральных органов исполнительной власти. Если кто-либо из членов не согласен с принятым постановлением, его особое мнение может быть занесено в протокол заседания. Подписание постановления. Подписание производится Председателем Правительства. Руководитель Аппарата Правительства проставляет дату и организует выпуск принятого постановления.

Стадии законодательного процесса. Стадия законодательного процесса — урегулированная Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта. Иными словами это процесс рождения закона. Можно выделить следующие стадии данного процесса: Принятие решения о подготовке законопроекта. Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство, составляя план подготовки законопроектов. Сбор необходимой информации. Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Разработка концепции законопроекта. Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодателей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать в письменном виде и оформить в виде документа под названием «Концепция закона (далее идет его примерное название)». Возможно, при разработке проекта закона название придется уточнить или изменить. Составление проекта закона. Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Проведение экспертизы. Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим параметрам: ♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции и другим законам ♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы:♦ пояснительная записка; ♦ перечень актов, подлежащих признанию, утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с иступлен нем в силу данного закона; ♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); ♦ заключение Правительства. Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы). Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять его за основу и направить на доработку). Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Обсуждение концепции законопроекта. Обсуждение концепции считается первым чтением законопроекта. Рассмотрение поправок к законопроекту. Рассмотрение поправок — второе чтение законопроекта. Принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Здесь уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Утверждение Советом Федерации. Этот орган существует для дополнительной проверки того, нужен пи принятый закон, каково его качество, есть ли средства для его исполнения и др. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается дне недели.

Подписание Президентом Российской Федерации. Президент России выполняет координирующие функции между ветвями власти. Подписание законопроекта Президентом в двухнедельный срок можно рассматривать в этом ключе. Кроме того, это еще один способ контроля правовых актов, по которым будет жить вся страна. Президент может не подписать закон (право вето), но обычно после этого следует разъяснение причин такого решения.

43.Опубликование нормативных актов: значение, сроки, источники, язык, ограничительные грифы. Опубликование — это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы. Для того чтобы обеспечить соблюдение норм права, обязательно нужно добиться их известности. Это необходимо не только для законов, но и для подзаконных актов, которые также затрагивают значительное число граждан или групп населения. В основе этого правила лежит презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов логически должна освобождать от обязанности их выполнения. Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах — это одно из признанных международным сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации. Сроки опубликования: На этот счет установлены следующие правила. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Указы должны быть доведены до сведения всех путем опубликования в течение десяти дней после их подписания. Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Ведомственные акты официально публикуются в течение десяти дней после их регистрации. Источники опубликования. Законы публикуются вПарламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации имеют тот же источник официального опубликования — Российская газета и Собрании законодательства Российской Федерации. Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами. Язык. Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской федерации. Ограничительный гриф. Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской федерации.

45.Способы вступления НПА в силу. Вступление в силу нормативного правового акта — есть момент, после наступления которого правовые нормы, содержащиеся в акте, начинают действовать и явл-ся обязат-ми к применению. Момент вступления в силу нормативных правовых актов опред-ся разл. способами. 1 способ. В законод-ве устанавливается общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликований, Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не ера после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение. 2 способ. нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. 3 способ — вступление закона в силу со дня его официального опубликования — стал приоритетным в последнее время. 4 способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий.

46.Систематизация нормативных актов: понятие, значение, принципы. Систематизация правовых актов — это деят-ть, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему. Значение С. 1) Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания его вызывает потребность в С, например, в виде сборников; 2) С в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права, а также важна для обучения студентов; 3) Кол-во и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным далее для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы она (классификация) по возможности стала легко доступной и удобной в обращении; 4) Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деят-ти. Принципы С — это обязат-е требования, реализация которых позволит субъектам С достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов сбалансированную и пригодную для использования систему: -♦ плановость (установление этапов проведения систематизации сроков, конкретных исполнителей и др.); ♦ стремление к минимальному количеству нормативных актов;полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям); ♦ целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов); ♦ оперативность (поскольку право это динамичная система приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, ибо последующие ее изменения только осложнят работу); ♦ непрерывность (достижение гармонии правовых актов явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы); ♦ экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить); ♦ доступность (поскольку юридические документы затрагиваю интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими); ♦ демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей); ♦ гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, т.к. правовые акты затрагивают их интересы); ♦ профессионализм (желательно, чтобы систематизаторской работой занимались знатоки этого дела); ♦ научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

47.Кодификация и правила ее проведения. Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта. Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь примыкает к систематизации, правила ее проведения в большей мере относятся к правотворческой технике. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов. Это: 1) такая работа очень сложна и высоко затратна. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение гос. органа о ее проведении и финансировании. Именно гос. орган берет па себя решение вопроса, необходима ли кодификация; 2) создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом; 3) план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них; 4) распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу; 5) сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации; 6) обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ; 7) предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. 8) необходимо изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса. 9) анализ собранных для переработки нормативных актов и выл членение нормативных предписаний, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт. 10) нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;11) самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний, как правило, не удается обойтись. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Конечно, одному человеку это не по силам. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе; 12) текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынестиина суд широкой общественности; 13) после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.); 14) далее проекту кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации; 15) обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс, Закон о несостоятельности (банкротстве), Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например, Соборное уложение.

48.Консолидация и правила ее проведения. Консолидация — это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт. Примером консолидированного нормативного акта является Закон «О ветеранах», объединяющий несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан. Они довольно специфичны и отражают, прежде всего, ее юридическую природу как преимущественно разновидности правотворческой деятельности: 1) консолидации подлежат не только нормативные акты, но и акты толкования (в частности, постановления судов высших инстанций), а также правоприменительные акты (обзоры судебной практики); 2) в консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права. Так, в Законе «О ветеранах» были объединены льготы, установленные различными видами нормативных актов, но имеющие федеральный источник финансирования. Правда, возникает множество вопросов в связи с утратой юридической силы актов, вошедших в укрупненный акт. Они вполне разрешимы, но уже по правилам юридической техники, касающейся опубликования и вступления в силу нормативных актов; 3) консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни: там, где жизнь требует незамедлительного совершенствования норм права, их уточнения, изменения отмены (сфера образования, информационных технологий и т.п.); I 4) юридические документы, ставшие объектом консолидации как минимум должны регулировать вопросы, носящие смежный характер. Жесткое требование об их однородности, как при кодификации, здесь не выдвигается; 5) консолидированный акт в отличие от кодифицированного новые правовые предписания не устанавливает. Содержание правовой регламентации остается прежним; 6) правовые предписания, перешедшие из объединяемых актов, размещаются в определенной последовательности. Схема их расположения — ноу-хау создателей консолидированного акта; 7) придание акту целостности требует также использования следующих правотворческих правил: логических (устранение устаревших положений, противоречий, дублирования, неоправданных длиннот; близкие по содержанию нормы объединяются в одну статью, пункт и т.п.); языковых (текст проверяется на унифицированность терминологии, стиля и др.); 8) консолидированный акт приобретает собственные реквизиты, соответственно прежние акты утрачивают не только свои реквизиты, по и юридическую силу; 9) консолидация в основном носит официальный характер. Конечно, нельзя отказать никому в составлении проекта нормативного акта или единого документа из множества регулирующих определенный круг вопросов, постановлений Верховного Суда РФ. Но это будет документ индивидуального пользования. Что касается обзоров судебной практики, то эти документы могут быть составлены любым лицом и будут относиться к неофициальной консолидации; 10) акты консолидации в основном обязательны для адресатов. О частных обзорах судебной практики этого сказать нельзя; 11) процесс консолидации должен состоять из двух частей: ♦ совершение всех инкорпорационных операций. Именно они обеспечивают добротную основу для создания консолидированного акта; ♦ совершение правотворческих операций, направленных на внешнюю обработку объединяемых правовых предписаний.

49.Инкорпорация и правила ее проведения. Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники. Технико-юридические правила инкорпорации Их множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов. Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник: ♦ юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве первоначального в Собрании законодательства. Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема; ♦ хронологический. Он может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в Собрании законодательства; ♦ систематический. Это очень трудный вид инкорпорации, хотя дает возможность обстоятельней сгруппировать правовой материал. Такая инкорпорация может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финансовому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, по бюджетному — вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаще, к подотраслям пли институтам права; ♦ предметный. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов и т.п. Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы: ♦ нормативны акты; ♦ акты толкования (например, постановления судов высших инстанций); ♦ правореализационные акты (их образцы), например договоры; ♦ правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам). Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу. В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения. Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит и индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют. Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты. Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.

Понятие и значение учета правовых актов. Учет правовых актов— это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Значение учета правовых документов не стоит переоценивать, однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность. Во-первых, велико его значение для реализации нрава, в которой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководители любой организации озабочены тем, чтобы не конфликтовать с законом, а для этого законодательство надо иметь под рукой, уметь в случае необходимости быстро им воспользоваться. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу предприятия. Во-вторых, учет еще более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздействие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, судебных органов, адвокатских бюро. Ошибиться нельзя, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо быстро его найти, установить связи с другими актами. В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует. В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть кодификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и самостоятельное значение. В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию, подготовке специалистов в области права, заниматься научной работой в области юриспруденции. Одним словом, учет правовых актов обслуживает информационные потребности субъектов права.

51.Толкование: понятие, структура, причины толкования. Толкование — это деятельность по установлению содержания правовых норм для их практической реализации. Структура Т. Толкование-уяснение. Уяснение смысла правовых норм — главная и обязательная части толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Конечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не в присутствии других лиц, если толкование идет в совещательной комнате), но это не часто встречается. Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, присущих лицам, обучающимся в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, с тем чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда Толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу). Т-уяснение всегда предшествует разъяснению. Толкование-разъяснение. Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда следует за уяснением. Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате деятельности по уяснению. Оно адресовано не себе, а другим участникам правоотношения. Его цель: ♦ внести дополнительную ясность для себя; ♦ озвучить смысл нормы для других заинтересованных лиц или для всеобщего сведения. Необходимость в разъяснении возникает в правоприменительной деятельности, когда исполнительный или правоохранительный орган, рассматривая конкретное юридическое дело, объясняет его участникам смысл нормы права и установленные ею их права и обязанности. Причины Т. Объективные причины — это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие: 1) абстрактный характер норм права. Однако абстрактные правовые нормы применяются к конкретным ситуациям. Поэтому норму права нужно растолковать и понять, охватывается ли ее содержанием и объемом регулируемая ситуация, т.е. норму «привязать» к конкретной ситуации. 2) усложнение жизни и появление ситуаций, которые приобрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. 3) уяснение воли законодателя, которая может меняться с течением времени. 5) уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли. Нормы права выражаются посредством слои предложений, формулировок. Для того чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходимо проделать немалую мыслительную работу. 6) уяснение специальных терминов (оферта, акцепт, невменяемость, вина, неустойка), юридических конструкций (состав преступления, состав правоотношения, состав договора и др.), системы отсылок и т.п. 7) использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Субъективные причины есть результат упущений субъектов правотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их достаточно много: неумелое применение правил правотворческой техники (содержательных, логических, структурных, языковых); ♦ плохая редакция текста нормативного акта; ♦ отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться; ♦ отсутствие изменений в нормативном акте, когда изменились предполагаемые обстоятельства или появились новые; ♦ отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, который касается той или иной специальной области

Техника толкования правовых актов. Толкование — это сложная интеллектуальная деятельность, которая ведется по определенным правилам. При ее осуществлении используется целый набор приемов, способов, методов толкования. Рассмотрим наиболее важные способы толкования т.е. совокупность мыслительных операций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте. Языковое Т. Этот вид предполагает уяснение смысла нормы права на основе анализа ее текста. Языковое толкование состоит из следующих стадий: 1) выясняется значение отдельных слов (например, убийство — это лишение человека жизни, а не моральное убийство, не подрыв его достоинства, не унижение чести); 2) производится грамматический разбор предложения (например, причинение вреда в случае совершения халатности наказываете лишь тогда, когда он носит существенный характер); 3) устанавливаются связи слов в предложении (например, выясняется, наказывается ли причинение ущерба личности и (или) имуществу); 4) определяется структура предложения в целом и роль знаков препинания, союзов (хрестоматийный пример: казнить нельзя помиловать). Языковое толкование предшествует применению других способов толкования. Логическое Т. Логическое Т основано на использовании средств формальной логики. Его суть состоит в исследовании логического по строения нормативного материала. Здесь применяются такие логические инструменты, как понятие, суждение, умозаключение, закон логики, аксиома и др. Юрист производит дедуктивные действия, для того чтобы расположить согласно этим правилам нормативные предписания, принципы и аксиомы, вытекающие из всех норм, которые ему поручено применить или объяснить. В этом случае юридические умозаключения будут использоваться постоянно, часто в инстинктивной или подразумеваемой форме. Систематическое Т. Этот способ толкования предполагает анализ и сравнение не отдельных слов, а связей между частями нормы права (гипотезой, диспозицией, санкцией), между разными нормами права одного закона, а иногда между нормами, находящимися в различных нормативных актах. Поэтому требуется установление места нормы права в системе отрасли или даже в системе права в целом. Гл.я мыслительная операция здесь — сравнение. Однако сравнивать можно лишь нормативные предписания, регулирующие однородные общественные отношения или выполняющие сходные функции. Историческое Т. Этот способ толкования предполагает уяснение смысла норм права с опорой па знание фактов, связанных с историей возникновения толкуемых норм. Здесь интерпретатор выясняет конкретно-исторические условия, существовавшие па момент принятия толкуем нормы, экономическую, социальную обстановку, причины, повода вызвавшие к жизни нормативные акты, ставшие объектом толкования. Понятно, что эти сведения из текста толкуемого нормативного акта получить нельзя, следовательно, придется использовать источники, лежащие за пределами системы права: проекты нормативных актов, пояснительные записки, протоколы заседаний правотворческих органов, доклады и содоклады, выступления в прениях по проекту нормативного акта. Телеологическое (целевое) Т. Суть телеологического Т состоит в выяснении целевой направленности нормы права. Цель нормы лежит в основе формирования правила поведения. Оно структурируется так, чтобы достичь определенный результат. В процессе телеологического толкования все знания и приемы их использования привязываются к цели нормативного установления, которая выходит за пределы непосредственного содержания нормы права, но объясняет ее содержание. Функциональное Т. Его выделяет и обосновывает А.Ф. Черданцев. Он считает, что, при данном способе Т внимание обращается, прежде всего, на условия, в которых норма права функционирует, а не создается. Во внимание могут быть приняты существующие в момент толкования политические, экономические, социальные, нравственные и другие моменты. Т.о., при историч-м Т изучается обстановка, существовавшая в момент издания нормы права, а при функциональном — обстановка на момент толкования.

Неофициальное толкование: его признаки и виды. В юридической науке аксиоматичным является деление толкования по субъектам на неофициальное и официальное. Признаки неофициального толкования: 1) субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и непрактикующие юристы, отдельные граждане; 2) между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность по толкованию автономия 3) большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличает высокий уровень подготовки в области права; 4) оно осуществляется субъектами права по доброму разумению,не основано на вменении им в обязанность делать это; 5) содержание неофициального толкования очень часто ограничивается уяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему; 6) оно является необязательным для субъектов права и посему не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному; 7) оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме. Это касается всех ого параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.; 8) его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли, а также функции ориентирования субъектов в правовом пространстве.

Виды неофициального толкования. 1) обыденное толкование осуществляется субъектами, которые не являются специалистами в области права. 2) профессиональное толкование. Его еще называют компетенционным. Оно исходит от сведущих в области права лиц, хотя их действия по толкованию норм права и не приобретают обязательного значения. 3) доктринальное толкование. Для его наименования используется и другой термин: научное толкование.

Официальное толкование: его виды и особенности. Аутентичное толкование является разновидностью официального толкования. Официальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридические последствия. В зависимости от того, кто из государственных органов его осуществляет, официальное толкование делится на два вида: аутентичное и судебное. Прежде всего, уясним специфику аутентичного толкования. Особенности аутентичного толкования Оно имеет небольшое распространение, что придает ему особую значимость и оттеняет специфические свойства: 1) ему присущ обязательный характер. Проигнорировать акты аутентичного толкования нельзя. Их следует принимать как руководство к действию. Более того, если сравнить акты аутентичного толкования с актами судебного толкования, следует отметить, что первым свойственна повышенная степень обязательности; 2) его целью является не просто последующее компилятивное изложение норм, а их творческий анализ в связи с выявленными недостатками по применению норм права и нежеланием допускать их в будущем; 3) по содержанию оно очень близко к правотворчеству. Порой их трудно различить, поскольку в результате аутентичного толкования формулируются конкретизирующие положения, иногда содержащие элементы новизны (правоположения); 4) оно имеет вспомогательный характер по отношению к правотворчеству, поскольку акты аутентичного толкования не могут применяться отдельно от толкуемого нормативно акта; 5) актам аутентичного толкования свойственна иерархичность. Их соподчиненность определяется местом правотворческого органа в структуре государственного аппарата. В целом же аутентичное толкование выполняет важную роль правовом регулировании, поскольку служит эффективным средством эффективной реализации нрава. Особенности судебного толкования. Эти особенности весьма красноречивы и оттеняют особый статус этого вида толкования: 1) судебное толкование осуществляется судебными органами, где заняты профессионально подготовленные работники, осуществляющие деятельность по рассмотрению юридических дел. Согласно действующему законодательству чтобы стать судьей, обязательно надо иметь высшее юридическое образование, пятилетний стаж работы по юридической профессии; 2) судебное толкование бывает нормативным и казуальным. Казуальное толкование могут давать все судьи в связи с рассматриваемыми делами. Однако если казуальное толкование дает суд высшей инстанции, оно в силу особой авторитетности толкователя может приобрести характер судебного прецедента, т.е. учитываться и другим правоприменительными органами при разрешении аналогичных дел. Нормативное толкование — прерогатива только высших судебных инстанций, где работают высшие профессионалы своего дела. Оно производится на основе обобщения судебной практики; 3) поводами и причинами судебного толкования являются выявленные недостатки и ошибки в применении закона, нарушения законов, отсутствие единства в правоприменительной практике, затруднения в применении законов, неправильное понимание и истолкование законов и т.п.; 4) судебное толкование преследует следующие цели: ♦ установить единообразие в применении законов; ♦ устранить недостатки в судебной практике; 5) основой судебного толкования является судебная практика; 6) результаты нормативного судебного толкования судов высших инстанций обязательны для нижестоящих судов.

Правореализационные документы: значение, виды, техника их создания. Значение документов при различных формах реализации прав. Фактическое содержание реализации права — это социально-полезная деятельность (материальная или духовная) субъектов права, совершаемая в соответствии с предписаниями норм права. Фактическая реализация права имеет место, когда, например, гражданин участвует в митинге, не нарушает экологическое законодательство, находясь на природе или используя свою машину, покупает товары, поступает на работу, вступает в брак и т.п. Довольно часто это происходит в виде совершения определенного поведения. Рассмотрим основные правила составления правореализационных документов. Документ должен быть: ♦ кратким; ♦ точным; ♦ ясным для адресатов; ♦ содержать все необходимые сведения (и это самое главное). Виды правореализационных документов. Заявления, доверенности, расписки.

57.Договор: понятие, содержание, типовая структура.Ведение договорной работы. Её основные стадии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные лекарственные препараты, применяемые при лечении ювенильного ревматоидного артрита | Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных