ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Метод административно-правового регулирования
Методы правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти – это совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения. Суть методов административно-правового регулирования – установление определенного порядка действий, запрещение определенных действий; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных нормой административного права вариантов должного поведения; предоставление возможности совершать либо не совершать действия, пересмотренные нормой административного права, в условиях, определенных данной нормой.
2.3. Функции и принципы административного права
Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти. Функционирование административного права можно определить как реализацию запрограммированных потенциальных возможностей правовой системы.
Под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений. Принципы отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам и отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти, определяя содержание взаимоотношений внутри данной системы, т.е. это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).
1. Принцип законности означает, что орган исполнительной власти обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, а равно общепризнанные принципы и нормы международного права. 2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты особенно ярко проявляется тогда, когда речь идет о взаимоотношениях властвующей исполнительной власти с ее государственными служащими, с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами – с другой. 3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (однако регулирует определенные отношения также в системе законодательной и судебной власти – так называемые внутриаппаратные управленческие отношения). 4. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении. Статья 37 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе. 5. Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом. 6. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. 7. Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления. 8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления. Административное право устанавливает правовые основы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональное выполнение публичных задач и функций. 9. Принцип гласности в осуществлении государственного управления обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, его органы исполнительной власти с целью достижения истины. Административное право, регулируя процедуру государственного управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности. 10. Принцип ответственности государственных органов за принятые решения призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, принимаемые органами государственного управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности.
2.4. Система административного права
Под системой административного права понимаются объединенные единой целью отрасль права, наука и учебная дисциплина, которые могут выступать в роли самостоятельных системообразующих явлений. Так, систему отрасли административного права можно представить как совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.
2.5. Механизм административно-правового регулирования и его элементы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|