Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод административно-правового регулирования




 

Методы правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти – это совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения.

Суть методов административно-правового регулирования – установление определенного порядка действий, запрещение определенных действий; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных нормой административного права вариантов должного поведения; предоставление возможности совершать либо не совершать действия, пересмотренные нормой административного права, в условиях, определенных данной нормой.

 

Методы административного права
 
метод централизованного, императивного регулирования (административно-правовой метод)   метод децентрализованного, диспозитивного регулирования

 

Способы административно-правового регулирования
 
Предписание (обязывание) – возложение безусловной, прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой   Запрет – возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой   Дозволение (управомочивание) – предоставление участнику правоотношений субъективных прав на на совершение в условиях, предусмотренных правовой нормой, определенных действий либо отказ (воздержание) от их совершения по своему усмотрению   Рекомендация – пожелание юридического характера, как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой

2.3. Функции и принципы административного права

 

Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти. Функционирование административного права можно определить как реализацию запрограммированных потенциальных возможностей правовой системы.

 

Функции административного права –основные направления правового воздействия на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права
 
Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права.     Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т.д.  

 

 

Под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений.

Принципы отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам и отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти, определяя содержание взаимоотношений внутри данной системы, т.е. это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).

 


 

 

Основные принципы административного права
 
Принцип законности
 
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
 
Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
 
Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении
 
  Принцип равенства граждан перед законом
 
Принцип гуманизма
 
Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих
 
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления
 
Принцип гласности в осуществлении государственного управления
  Принцип ответственности государственных органов за принятые решения

 

1. Принцип законности означает, что орган исполнительной власти обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, а равно общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты особенно ярко проявляется тогда, когда речь идет о взаимоотношениях властвующей исполнительной власти с ее государственными служащими, с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами – с другой.

3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (однако регулирует определенные отношения также в системе законодательной и судебной власти – так называемые внутриаппаратные управленческие отношения).

4. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении. Статья 37 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе.

5. Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

6. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

7. Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления. Административное право устанавливает правовые основы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональное выполнение публичных задач и функций.

9. Принцип гласности в осуществлении государственного управления обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, его органы исполнительной власти с целью достижения истины. Административное право, регулируя процедуру государственного управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности.

10. Принцип ответственности государственных органов за принятые решения призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, принимаемые органами государственного управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности.

 

2.4. Система административного права

 

Под системой административного права понимаются объединенные единой целью отрасль права, наука и учебная дисциплина, которые могут выступать в роли самостоятельных системообразующих явлений. Так, систему отрасли административного права можно представить как совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.

 

 

Система административного права
 
отрасль права   наука   учебная дисциплина

 

2.5. Механизм административно-правового регулирования и его элементы

 

 

Механизм административно-правового регулирования
 
нормы административного права юридические факты   административно-правовые отношения акты официального толкования норм административного права акты применения норм административного права
       
деяния (действия либо бездействия) события    
     
правомерные   неправомерные    
                     

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных