Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ




 

 

Структура административно-правовой нормы
 
Гипотеза – часть нормы, которая содержит указание на конкретные условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.     Диспозиция – часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права субъектам права (предписания, запреты, дозволения).     Санкция – часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (меры административного или дисциплинарного воздействия).  

 


3.3. Виды административно-правовых норм

 

 

Виды административно-правовых норм
 
по функциям права   посодержанию предписания   по иным критериям
 
· регулятивные (содержащие правила созидательности – «активная администрация»); · охранительные (призваны обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений – «пассивная администрация»   · обязывающие, предписывающие обязательное совершение каких-либо действий; · запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме; · уполномочивающие (управомочивающие), предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований нормы (например, физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из · стимулирующие (поощрительные); · рекомендательные     · по юридической силе: нормы законов, подзаконных актов; · по действию во времени: срочные и бессрочные; · по масштабу действия: общереспубликанские и местные; · по адресату: могут быть выделены нормы, регламентирующие правовое положение граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления; · по объему регулирования: общие, межотраслевые, отраслевые; · по степени определенности изложенных в нормах требований: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные (допускающие несколько вариантов поведения, предусмотренных нормой) и др.
               

 

По предмету регулирования различают:

· материальные – нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности;

· процессуальные – установленные государством общие правила поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, другими словами, их административно-правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления) и должны действовать участники регулируемых отношений.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанные с ним управленческие отношения (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок административного процесса и т.д.). Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

 

3.4. Реализация административно-правовых норм

 

 

Формы реализации административно-правовых норм
исполнение – активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме   соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. Соблюдение отличается от исполнения пассивным поведением субъекта   использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления   применение – издание (принятие) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Применение административно-правовых норм осуществляется в особом, установленном законом процессуальном порядке.

 

Процесс применения административно-правовых норм
действия, предшествующие применению нормы (установление правомочности органа или должностного лица, решение вопроса о компетентности, всестороннее изучение и анализ конкретного вопроса, юридическая оценка)   действия по принятию акта применения правомочным органом или должностным лицом действия по доведению акта применения до заинтересованных органов и лиц по организации его практического исполнения и контроля за его исполнением

 

 

3.5. Действие административно-правовых норм

 

 

Действие административно-правовых норм
Во времени   В пространстве   По кругу лиц
 
· как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. · действие некоторых административно-правовых норм связано с наступлением определенного события, с совершением факта, а также с точно определенным сроком. · в предусмотренных законом случаях действие нормативных актов управления может быть приостановлено на определенное время   · нормы государственного и местного масштаба, · нормы общего характера и нормы отраслевые, · а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения   связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (студентов, военнослужащих, пассажиров и т.д.)
           

 


3.6. Источники административного права

 

Источники административного права – внешнее выражение административно-правовых норм; иными словами – юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

 

Источники административного права
   
  Конституция Республики Беларусь   международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Республики Беларусь (акты, заключенные между странами – участницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безопасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.)
   
законы Республики Беларусь   декреты, указы Президента Республики Беларусь  
   
нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь (постановления и распоряжения)  
   
нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов  
       

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных