![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Административно-правовой статус государственных служащих
8.1. Понятие, принципы и виды государственной службы
Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.
8.2. Понятие и классификация государственных должностей
Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Иными словами, должность – это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение. Понятие «государственная должность» является основополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но и для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы. При этом принципиальное значение имеет установленное Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» деление государственных должностей государственной службы. Так, в ст. 8 Закона указывается, что в целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей.
В кадровые реестры включаются высшие государственные должности Республики Беларусь и иные государственные должности. Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых двенадцатый является низшим. Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке. Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус. 8.3. Понятие государственного служащего и основы его административно-правового статуса
Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его Аппарате; Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах; Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента; органах Комитета государственного контроля, органах прокуратуры, Национальном банке, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях; дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах; государственных нотариальных конторах; таможенных органах; иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях. Учитывая разнообразность органов, в которых государственные служащие занимают определенные должности, административно-правовой статус этих служащих определяется многочисленными нормативными актами: Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и др. При этом в ст. 7 вышеназванного Закона указывается, что действие настоящего Закона не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами. Следовательно, Закон допускает и предусматривает, что вопросы, связанные с государственной службой, регламентируются значительным числом законов как общего, так и отраслевого характера. Важную роль в регулировании государственной службы играют законы Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и др. К специальным нормативным актам можно отнести Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законы Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь и др. Особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах предусмотрены в различных правовых актах. Рассматривая административно-правовой статус государственных служащих, необходимо учитывать, что к служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиотеки, автохозяйства и т.д. Перечень таких лиц устанавливается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основании соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами. 8.4. Ограничения, связанные с государственной службой, гарантии государственным служащим
8.5. Классификация государственных служащих
8.6. Прохождение государственной службы
Прохождение государственной службы – совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.
Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются: · соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется; · необходимые стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены; · владение государственными языками Республики Беларусь; · знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях: · признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; · лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени; · наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей; · отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; · несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей; · близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; · отсутствия гражданства Республики Беларусь; · представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности; · наличия судимости; · непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений; · увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия; · иных случаях, установленных законодательными актами. Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания. Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также предварительное испытание. Конкурс на занятие государственной должности проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым либо закрытым. Положения о проведении конкурса утверждаются Правительством Республики Беларусь. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основании чего также заключается трудовой договор (контракт). 8.7. Стимулы деятельности государственных служащих
8.8. Прекращение государственной службы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|