Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административно-правовой статус государственных служащих




 

8.1. Понятие, принципы и виды государственной службы

 

 

Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.

 

Принципы государственной службы:
 
верховенство Конституции Республики Беларусь
 
служение народу Республики Беларусь
 
законность
 
приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации
 
гуманизм и социальная справедливость
 
единство системы государственной службы и ее дифференциация, исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную
гласность
 
профессионализм и компетентность государственных служащих
 
подконтрольность и подотчетность государственных служащих, персональная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
 
добровольность поступления граждан на государственную службу
 
равный доступ граждан к любым должностям в государственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой
 
стабильность государственной службы в целях обеспечения преемственности власти
 
экономическая, социальная и правовая защищенность государственных служащих

 


 

Виды государственной службы
 
В органах ветвей власти   В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется   В зависимости от места органа в системе государственных органов
 
· служба в органах законодательной власти; · служба в органах исполнительной власти; · служба в органах судебной власти.   · служба в органах внутренних дел; · служба в прокуратуре; · служба в таможенных органах; · служба в налоговых органах и т.д.   · служба в республиканских органах; · служба в местных органах.  

 

 

Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется
   
Гражданская: общеадминистративная (президентская), парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (меж­отраслевая) в республиканских или местных государственных органах   Специализированная: финансово-кредитная; избирательная; контрольно-надзорная; юстиционная   Правоохранительная: прокурорская; государственной безопасности и др   Милитаризованная: военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.); войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.)

 


8.2. Понятие и классификация государственных должностей

 

Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Иными словами, должность – это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Понятие «государственная должность» является основополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но и для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы. При этом принципиальное значение имеет установленное Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» деление государственных должностей государственной службы. Так, в ст. 8 Закона указывается, что в целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей.

 

Кадровый реестр – система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь
 
кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь   кадровый реестр Правительства Республики Беларусь   кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов

 

В кадровые реестры включаются высшие государственные должности Республики Беларусь и иные государственные должности.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.

Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых двенадцатый является низшим.

Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.

Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.


8.3. Понятие государственного служащего и основы его административно-правового статуса

 

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его Аппарате; Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах; Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента; органах Комитета государственного контроля, органах прокуратуры, Национальном банке, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях; дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах; государственных нотариальных конторах; таможенных органах; иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

Учитывая разнообразность органов, в которых государственные служащие занимают определенные должности, административно-правовой статус этих служащих определяется многочисленными нормативными актами: Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и др.

При этом в ст. 7 вышеназванного Закона указывается, что действие настоящего Закона не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами. Следовательно, Закон допускает и предусматривает, что вопросы, связанные с государственной службой, регламентируются значительным числом законов как общего, так и отраслевого характера.

Важную роль в регулировании государственной службы играют законы Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» «О мест­ном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и др.

К специальным нормативным актам можно отнести Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законы Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь и др. Особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах предусмотрены в различных правовых актах.

Рассматривая административно-правовой статус государственных служащих, необходимо учитывать, что к служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиотеки, автохозяйства и т.д. Перечень таких лиц устанавливается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

 

Права государственных служащих
 
на письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения
 
принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями
 
посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций
 
получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей
 
повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных, предусмотренных законодательством источников финансирования
 
повышение в должности, классе государственного служащего
 
заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами
 
участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности
 
получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом
 
ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений
 
проведение по их требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство
 
уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан
 
отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству
 
свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и т.д.
     

 

Обязанности государственных служащих
 
поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства
 
исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;
 
соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами
 
обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц
 
исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции
 
соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики
 
не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности
 
соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией
 
в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством
 
сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством
 
не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами
 
поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей

 

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основании соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.


8.4. Ограничения, связанные с государственной службой, гарантии государственным служащим

 

  Ограничения, связанные с государственной службой
Государственный служащий не вправе
 
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
 
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
 
занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами
 
принимать участие в забастовках
 
заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством
 
выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде
 
использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы
 
принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке
 
пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственными служащими своих служебных обязанностей
 
использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну
 
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев
 
принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств

 


 

  Гарантии государственным служащим  
   
условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служебных обязанностей
   
заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства
   
трудовой отпуск
   
соблюдение условий и порядок перевода на другую должность, высвобождение в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде
 
предоставление служебного жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»
   
выплата выходного и иных единовременных пособий в случае, порядке и на условиях, установленных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и законодательством о труде
   
право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения в порядке, определяемом актами законодательства

8.5. Классификация государственных служащих

Виды государственных служащих
По характеру выполняемой работы   По органам, в которых служащие работают   По характеру полномочий
· служащие государственных органов, осуществляющие задачи и функции государства; · служащие государственных предприятий, учреждений, организаций   · служащие представительных органов; · служащие исполнительных органов; · служащие судебных органов; · служащие Аппарата Президента Республики Беларусь   · должностные лица; · оперативный состав (функциональные работники); · вспомогательный персонал

 

8.6. Прохождение государственной службы

 

Прохождение государственной службы – совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

 

Элементы прохождения государственной службы
 
поступление на государственную службу  
 
аттестация государственных служащих
 
перемещение по службе
 
льготы и стимулирование служебной деятельности
 
ответственность государственных служащих
 
прекращение государственной службы

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

· соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

· необходимые стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

· владение государственными языками Республики Беларусь;

· знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

· признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

· лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

· наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей;

· отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

· несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

· близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

· отсутствия гражданства Республики Беларусь;

· представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

· наличия судимости;

· непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

· увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

· иных случаях, установленных законодательными актами.

Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания. Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также предварительное испытание.

Конкурс на занятие государственной должности проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым либо закрытым. Положения о проведении конкурса утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основании чего также заключается трудовой договор (контракт).

8.7. Стимулы деятельности государственных служащих

 

Стимулы деятельности государственных служащих
льготы   меры поощрения   меры ответственности
 
· оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; · медицинское обслуживание, льготы по налогообложению; · предоставление государственного служебного жилья и т.д.   Общие   Специальные   · дисциплинарная, · административная, · материальная · уголовная
  · денежная премия; · объявление благодарности; · награждение ценным подарком и др.   · досрочное присвоение специального звания; классного чина; · повышение в классе и т.д.  
                 

 

8.8. Прекращение государственной службы

 

Основания прекращения государственной службы
 
достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;
 
истечение срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности
 
несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой
 
разглашения сведений, составляющих государственные секреты
 
отказ от принесения присяги
 
нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу
 
отставка
 
грубое нарушение должностных обязанностей, совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе
 
прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты
 
неудовлетворительный результат предварительного испытания
 
вступление в законную силу обвинительного приговора суда

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных