Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды административных взысканий




       
 
   
 

 


;

 

       
 
   
 

 


 

 


 

Административное взыскание

 

налагаемое на физическое лицо налагаемое на юридическое лицо
применяется в целях: воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение. предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.   применяется в целях: предупреждения совершения новых административных правонарушений.  

       
   
 
 

15.2. Виды административных взысканий

 

 

  Виды административных взысканий
 
Предупреждение
 
Штраф
 
Исправительные работы
 
Административный арест
 
Лишение специального права
 
Лишение права заниматься определенной деятельностью
 
Конфискация
 
Депортация
 
Взыскание стоимости предмета административного правонарушения

Предупреждение – наиболее мягкая мера взыскания морального характера. Оно состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения и применяется в качестве самостоятельной меры взыскания за совершение незначительных административных нарушений. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в некоторых случаях - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления - двухсот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления - пятисот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере 20 %.

Исправительные работы не могут быть назначены:

1) беременным женщинам;

2) инвалидам I и II группы;

3) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

4) женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет;

5) несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет;

6) военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Административный арест не может применяться:

1) к беременным женщинам;

2) инвалидам I и II группы;

3) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

4) лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;

5) лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста;

6) несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет;

7) военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.

Независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

Конфискация товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, не применяется, если такие товары приобретены в розничной торговле, а в иных случаях - если указанным лицом в установленном порядке выполнены определенные актами законодательства требования, необходимые для помещения приобретенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. При этом необходимо учитывать, что депортация – это контролируемое принудительное выдворение. Ее как меру административного взыскания следует отличать от административного выдворения как меры административного пресечения. Последняя применяется в отношении тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пересекли Государственную границу Республики Беларусь без установленных выездных документов, а депортация применяется в основном за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Под стоимостью предметов, товаров и транспортных средств понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы, товары, транспортные средства установлена, а в других случаях – свободная цена на день выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

 

 

15.3. Общие правила наложения административных взысканий

Административное взыскание может быть наложено только тогда, когда в действиях виновного установлен состав проступка.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать только те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскание в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия виновного, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Важнейший принцип применения ответственности – индивидуализация взыскания. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых был совершен проступок, так и обстоятельства, характеризующие личность виновного, его имущественное положение, степень его вины, а также финансово-экономическое положение юридического лица. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

Обстоятельства, смягчающие ответственность
 
чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение
 
предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения
 
добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание
 
наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка
 
  совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств
 
совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости
 
совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет
 
совершение административного правонарушения беременной женщиной

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

Обстоятельства, отягчающие ответственность
 
продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его
 
совершение административного правонарушения повторно
 
вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение
 
совершение административного правонарушения группой лиц, т.е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей
 
  совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах
 
совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни
 
совершение административного правонарушения в отношении женщины, о беременности которой заведомо известно физическому лицу, совершившему административное правонарушение
 
совершение административного правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием, о чем заведомо известно лицу, свершившему административное правонарушение
 
совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ
 
совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей
совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии

15.4. Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений одним лицом

Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является правило, согласно которому при совершении физическим лицом двух и более административных правонарушений основные и дополнительные административные взыскания налагаются в отдельности за каждое совершенное административное правонарушение.

Из этого правила есть исключение: если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, то суд или орган, наложив основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, определяет административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

               
   
 
     
 
 
     

 


К окончательному основному административному взысканию суд может присоединить дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения. Сложение взысканий, налагаемых за совокупность правонарушений, осуществляется при наличии следующих признаков:

· наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений (множественность);

· совершение в одно или разное время нескольких самостоятельных правонарушений одним лицом;

· каждое из административных правонарушений сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем правонарушении.

Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков – совершение нового правонарушения до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственно выделяют совокупность и рецидив. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшее место ранее. Иными словами, совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. Не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Следующий критерий классификации – характер поведения субъекта. Здесь выделяется идеальная и реальная совокупности административных проступков.

Идеальная совокупность – одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушений освещает еще одну характерную черту данной системы – связь со сроками давности. Рассматриваемый критерий не может быть использован для классификации рецидива, который представляет собой систему разновременно выполненных составов, т.е. рецидив – это совершение нового правонарушения после привлечения виновного к ответственности за предыдущее.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях правонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается к ответственности за каждое из них. А при рецидиве виновный наказывается лишь за новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, что он уже привлекался к ответственности за подобные противоправные действия.

 

15.5. Исчисление срока, сроки наложения и погашения административных взысканий

Срок административного взыскания исчисляется в случаях применения:

· административного ареста – сутками;

· лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью – месяцами, годами.

В положении о сроке давности наложения административного взыскания речь идет о времени, в течение которого правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока административный процессу не может быть начат, а начатый подлежит прекращению.

 

административное взыскание может быть наложено не позднее
двух месяцев со дня совершения правонарушения (по общему правилу) или двух месяцев со дня его обнаружения (для длящихся правонарушений)   шести месяцев со дня совершения (за совершение административного правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования)   трех лет со дня совершения (за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования)   в иные сроки (для отдельных правонарушений; ст. 7.6 КоАП)

В ст. 2.8 КоАП Республики Беларусь определен срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (так называемый срок погашения административного взыскания). Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.

15.6. Основания для освобождения от административной ответственности

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности при:
предотвращении вредных последствий административного правонарушения   добровольном возмещении или устранении причиненного вреда   совершении административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости

 

Юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности в случае освобождения от такой ответственности должностного лица или иного работника этого юридического лица, совершившего его административное правонарушение, по основаниям, предусмотренным главой 8 КоАП, кроме освобождения от административной ответственности с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части первой ст. 7.2 КоАП («…под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной или иной зависимости»).

КоАП Республики Беларусь предусматривает освобождение физического лица от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 4.7 КоАП), совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности (за исключением отдельных случаев).

Освобождение физического лица от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким может быть осуществлена в случае заболевания лица психической или иной тяжелой болезнью после наложения на него взыскания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных