ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Почему Архангельский губисполком остается безучастным и слепым свидетелем кровавых бесчеловечных насилий, предоставив полное свободное право коллегии членам-палачам губчека...Товарищи, остановитесь. Дайте Северу вздохнуть. Поставьте там людей порядочных, а не такую свору, какая там собралась, очистите не на словах, а на деле партию от преступного элемента, каким является и председатель губисполкома товарищ Кулаков, и член Боговой Ив., продающий и оптом, и в розницу склады губземотдела... Сочувствующий идейному социализму Степанов». 1
Таких писем, телеграмм, докладов, отчётов о тяжёлом положении в Архангельской губернии после её захвата большевиками в бывшем Центральном партийном архиве – множество... Остаётся только поражаться смелости Степанова и подобных ему, писавших эти письма диктатору. Сам Ленин вряд ли письмо читал. Из его приёмной, как мы видели, оно отправлено к Молотову и оттуда, скорее всего, попало к тому же председателю губисполкома Кулакову или к полпреду ВЧК З. Кацнельсону, который, вскоре получил повышение и был переведён на работу в Москву. Повышение получил и упоминаемый Степановым Иван Боговой, который, будучи зампредом губисполкома, по «совместительству» ещё и редактировал архангельские «Известия». Богового перевели в Москву в редакцию центральной «Правды». Отметим, что все трое: и Кацнельсон, и Кулаков, и Боговой – эти, как писали в советских книгах, «стойкие большевики и верные ленинцы», погибли в эпоху уже сталинского террора конца 30-х годов. В 1941 году был расстрелян и Кедров. Расстреляли их, естественно, не за те насилия, которые они творили с населением Архангельской губернии в начале 20-х годов... Как сказал Варлам Шаламов: «Одна банда гангстеров уничтожала другую». В РГАСПИ находится документ под заглавием «Краткие хронологические данные о революционной и партийной работе члена РКП М. С. Кедрова», написанный им самим. В нём Кедров указывает, что в 1923 году он был «уполномоченным на Крайнем Севере (по Печоре, Новой Земле и другим ссыльным местам)».2 Это упоминание важно для установления точной даты появления лагерей и на Новой Земле. Известный исследователь ГУЛАГа Жак Росси писал:
«Новая Земля – острова между Баренцевым и Карским морями. С конца 30-х годов добыча и очистка урана. Один из самых жёстоких и особо «засекреченных» лагерей. Случаи возвращения оттуда исключительно редки». 3 Теперь известно, что лагеря на Новой Земле существовали уже в начале 20-х годов. § 3 Беглецы
Свидетельств беглецов, достигших Запада и опубликовавших там свои воспоминания о советской каторге, не так уж и мало: Мальсагов, Клингер, Борис Седерхольм, Иван Солоневич, Саид Бутески, Сижевский, Лепинский, кубанский полковник Ф. И. Елисеев… Большинство же погибло при попытке к бегству. Один из многих: левый эсер Ефим Муштаев.[1]
Муштаев Ефим
Из «Анкеты арестованного»: Муштаев 1872 г. р., украинец, член партии социалистов-революционеров с 1903 года. С 1907 года – интернационалист, с 1917 года – левый эсер, в 1907 году привлекался как эсер, в 1918–1922 гг. находился под арестом у Миллера, арестован 5 апреля 1920 года в Мурманске у себя на квартире. Из показаний Ивана Богового о Муштаеве.
«Архангельские эсеры были очарованы им и слепо шли по пути, указываемому Муштаевым. Он редактировал белогвардейский журнал «Важская область», где писал буквально погромные статьи и стихотворения. Моё мнение о Муштаеве определённое. Это проходимец и авантюрист, не стесняющийся никакими средствами. С ним находилась ещё одна девица, которую он именовал дочерью, но этому мало кто верил». (Архангельск. – 1920. – 26 апр.). Иван Боговой был одним из главных большевистских хозяев «освобождённого» Севера...
Телеграмма из Мурманска в Архангельск.
«Муштаев – бывший капитан. Eгo жена, которую он выдавал дочерью, мною допрошена. Во всём созналась». Едемский. ВРИД Предмурчека, июль 1920 г.
Из протокола допроса гражданки Муштаевой Лики Ефимовны, 18 лет, дворянки Петрограда...
«Мой отец – дворянин Харьковской губернии. В войну капитан сербской армии. При Керенском произведён в подполковники и служил в авточасти в Петрограде. До эмиграции отец сидел три года в тюрьме в Харькове. Из Франции поступил в сербскую армию. Мать тоже из Харькова, тоже дворянка. Я её не знаю, так как она умерла, когда мне было два года. В Шенкурске во время восстания демобилизованных папа познакомил меня с Алексеем Алексеевичем Ивановым...».
На допросах в Архангельской ЧК в июле 1920-го года Е. Т. Муштаев рассказал о себе. Вот фрагменты:
«Родился 20 января 1872 года. Окончил гимназию в Харькове, там же сельскохозяйственные курсы. Слушал лекции в Московской сельскохозяйственной академии. Работал репортером в харьковском «Утре», «Киевской мысли», «Русском слове», «Агрономическом журнале». В 1906 году арестован в Харькове за принадлежность к партии социалистов-революционеров. В Воронеже дали три года крепости. Плохо со здоровьем. Отпустили. Уехал в Румынию. Затем Салоники, Каир (лето и осень 1910). Из Каира через Константинополь в Сербию, где два года изучал аграрный вопрос. С этой целью ездил в Италию и Австро-Венгрию. В Балканскую войну (1911–1922) служил в сербской армии. В 1912 году уехал на три месяца в Италию и затем Францию. Марсель, Лион, Париж, Бордо, Франкфурт, Берлин. В начале 1914 г. – в Белград, где готовил материалы для печати. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|